Исаакий ещё не закончили передавать РПЦ, а крымская епархия захотела Херсонес.
Херсонес — это, если кто не в курсе, огромный комплекс с руинами главного греческого полиса Причерноморья, монастырём и православным храмом, где, по преданию, крестился князь Владимир. Плюс хранилища, музеи и реставрационные мастерские. Комплекс входит в список Всемирного наследия Юнеско. Путин в своей крымской речи назвал Херсонес «Храмовой Горой России».
Крымская епархия РПЦ утверждает, что если отдать Херсонес ей, там начнётся «процесс развития национального заповедника».
Процесс развития национального заповедника начался не вчера — в 2015 году директором Херсонеса стал севастопольский благочинный отец Халюта (он же отец Сергий), назначенный приказом Меняйло. Отец Халюта закончил медицинское училище, одесскую семинарию экстерном и Свято-Тихоновский заочно. Проработал он недолго — после протестов музейщиков и визита Мединского Минкульту удалось его убрать, а Херсонес передать в федеральное подчинение.
Епархия не сдаётся и на днях начала подготовку обращения по закону о передаче церковной собственности. Песков говорит, что ничего не знает об этой истории, и обсуждать нужно «каждый конкретный случай».
Отец Халюта: «Нужно спокойно, без конфликтов, постепенно идти к пониманию того, что Богу нужно вернуть богово, а кесарю вернуть кесарево».
На территории Херсонеса действительно есть монастырь. Какое отношение господь Исаака и Авраама имеет к руинам античного полиса, хранилищам, раскопам и реставрационным мастерским — неизвестно.
Не влезая в новые дебаты о том, нужно ли передавать РПЦ исторические храмы, хотелось бы заметить вот что. Основная причина протестов в таких случаях — это не безбожие. Основная причина протестов — недоверие к церкви как к структуре. Никто не верит, что конкретно вот этим людям в рясах можно доверить ценный музей.
С РПЦ ведь какая история: клир почему-то решил, что упавший ему в руки старый и уважаемый бренд по умолчанию даёт индульгенцию на всё — РПЦ очень многое себе прощает и ещё больше требует прощать от общества. «Терпите нас, любите нас, принимайте нас как есть, мы ваша национальная церковь».
Но это не так работает — право быть национальной церковью нужно ещё заслужить.
Например: можно избавиться от людей, запятнавших себя сотрудничеством с КГБ. Можно осудить советский режим. Можно публиковать налоговые декларации. Можно убрать иерархов, уличённых в содомии. Можно защищать русских. Можно иногда показывать пример евангельской бедности. Можно набирать священников не в слесарных техникумах, а на философских факультетах (или хотя бы отправлять их на Соловки за позорные истории вроде пьяных ДТП на крузаке). И вот тогда начнётся разговор про национальную церковь, про музеи и про крупные денежные потоки, которые с этими музеями связаны.
До тех пор рекомендуется пожить, как жили апостолы — это укрепляет дух.