МК уличил главу Верховного Суда в причастности к советским репрессиям, а потом заметку удалили.
Чудесный эпизод из нашей общей истории, которую нельзя очернять, вскрылся после обыска у активистки «Открытой России» Зои Световой — «Мемориал» под это дело опубликовал протоколы советских ещё обысков у её отца Феликса Светова. Феликс Светов был арестован в 1985-м, а в 1986-м получил пять лет ссылки. За «клеветнические тексты» — клеветнически утверждал, что советская власть не соблюдает социалистическую законность и «бросает в тюрьмы невинных людей». Но это ладно, обычная советская история (времена были уже гуманные, Перестройка, всего-то сослали за статью — а вот товарищ Ленин мог бы и бритвой по глазам полоснуть). Интереснее другое: а кто тогда выносил диссиденту Феликсу Светову приговор?
А выносил его судья Лебедев, теперь председатель Верховного Суда РФ.
Да, вы всё правильно поняли. Высшей судебной инстанцией в Российской Федерации в 2017 году руководит чувак, который в Перестройку сажал диссидентов за клевету на советскую власть.
Надо объяснять, что такое Верховный Суд и какая это сила? Американцы, допустим, судей ВС знают по именам — суд поделен между консерваторами и либералами, за каждое назначение там идёт жесточайшая рубка. Когда Обама не смог поставить своего левого судью на место умершего правого судьи Скалиа, консервативная половина страны чуть ли не на улицах праздновала (а потом Трамп предложил кандидатуру фанатика Конституции Нила Горсача, который в юности увлекался фашизмом, и стало совсем хорошо).
Краткая биография судьи Лебедева: с 1960-го по 1969-й — слесарь Московского завода железных труб, боксёр-любитель, после окончания вечернего отделения юрфака — судья на разных должностях в Москве и Ленинграде, глава ВС РСФСР, потом глава ВС РФ. Чем прославился: ездил на конференцию «Роль юридической профессии в развитии регулирования частно-государственного партнёрства» в город Хо на границе Ганы и Того и попал там в автокатастрофу (не спрашивайте). Какие у судьи Лебедева взгляды на политику, общество и право? Ладно, более лёгкий вопрос: как его зовут?
Собственно, когда мы говорим, что советская власть живее всех живых, это не шутка и не метафора — Маркс с Энгельсом пошли в утиль, а люди те же самые. В буквальном смысле те же: дочь диссидента будет закрывать человек, который когда-то приговорил её отца. Судебная система же как устроена — присудили тебе где-нибудь в Верхней Пышме реальный срок по 282-й за репост, ты идёшь подавать апелляцию в ВС, уверенный, что уж в высшей-то судебной инстанции такого абсурда быть не может. А там уже сидит бывший слесарь завода железных труб: «На советскую власть клеветали? На родную партию? Стыдно, товарищ. Я таких ещё при Брежневе закрывал. Не додавили мы вас, не додавили…». И мы вас, да.
Причём знать об этом не полагается: большая часть советских архивов закрыта и останется закрытой. А если что-нибудь всплывёт, можно и заметку в крупной газете потереть. К счастью, кроме газет есть ещё кэш Гугла.