Пока китайцы заменяют рабочих роботами, отмечая рост производительности на роботизированных предприятиях, Федерация ставит свои рекорды: за 2016 год продажи промышленных роботов в России обвалились на 40%. Президент Национальной ассоциации участников рынка робототехники Виталий Недельский рассказал, что Россия отстает от наиболее передовых по робототехнике стран на 7–10 лет. Если на производстве в Южной Корее используется 531 робот на десять тысяч работников, то в России на такое количество людей приходится лишь один промышленно используемый робот. И дело не в том, что специалистов нет — вон, недавно школьники международные соревнования выиграли, а русская разработка по голосовой отдаче команд Speereo Software не уступает Siri и Cortana, причём лучше распознает голос среди шума и требует меньших аппаратных мощностей для работы.
Просто у нас самым крупным заказчиков робототехники является автопром. Мелкий и средний бизнес роботами активно интересуется, но зачастую просто не в состоянии их себе позволить. А от автопрома заказов не было. Вот такие у нас инновации. На словах мы их поддерживаем, а по факту госкорпорация «Ростех» не может купить у российских производителей роботов для своих российских автозаводов. Алексей Богданов из компании «Андроидная техника» говорит, что государство очень заинтересовано в роботах. Заинтересовано, но пока готово поддерживать лишь отдельные разработки вроде антропоморфного робота FEDOR. Почему? А FEDOR в космос полетит. Вполне советский подход: ради престижа мы деньги вкладывать готовы, а для дела можно нанять тысячу таджиков с лопатами.
Собственно, основной аргумент за введение виз со Средней Азией, о котором мы уже неоднократно писали: если убрать с рынка ультрадешевый труд, например, строителей-гастарбайтеров, у бизнеса тут же появится стимул автоматизировать производство, развивая, таким образом, высокотехнологичные сектора экономики. Мы любим таджиков, но роботов мы любим больше.
Будущее: большой обзор технологий, которые изменят нашу жизнь