В Гомеле живет некий Игорь Случак. Однажды, гуляя по просторам Вконтакта, Случак обнаружил комментарий, оставленный 16-летним подростком. В комментарии говорилось, что белорусский язык является мертвым, а под комментарием обнаружилась целая россыпь лайков.
Как справжний бялорус, Случак очень оскорбился и обратился в местный райисполком. Но даже дубовые провинциальные чиновники Бульбингема лишь покрутили пальцем у виска и объяснили Случаку, что никаких причин для привлечения комментатора к ответственности нет.
Но мовоборец не успокоился, написав письмо в прокуратуру. Там начали подготовку к возбуждению дела об административном правонарушении. После этого Случаку написала мать ребенка, объяснила, что он болен раком и недавно проходил курс химиотерапии. Она предложила принять извинения от сына и закончить дело миром. Этого змагар делать не стал, вместо этого выложив письмо от матери в социальные сети с хэштегами #яжемать, #языковой_инспектор и издевательскими комментариями. Второй хэштег, по всей видимости, отсылает к позитивному опыту евроинтегрированной Латвии, где за разговоры на русском языке вполне себе штрафуют.
Братская Белоруссия, островок стабильности во главе с пророссийским батькой Лукашенко, стремительно белоруссизируется. Если раньше власти кошмарили бизнес и госорганы, требуя размещать информацию на беломове, то теперь переключились на граждан. Вскоре в Минске будет проходить суд по административному делу менеджера сети ресторанов Burger King, который на русском языке обслужил змагара-самостийника (привет, Украина!). В январе 2017 года оштрафовали Евгению Чертвертную из города Речица за комментарий в социальной сети о том, что белорусский язык неблагозвучен и является ассорти из польского и русского. За согласие с этим комментарием, выраженное в этом же паблике, оштрафован другой житель Речицы, Василий Ворущенко. Не так давно жителя Мозыря Дмитрия Щербатых оштрафовали за комментарий «Отказываюсь верить, что кто-то из научившихся самостоятельно завязывать шнурки людей может добровольно использовать этот язык для коммуникаций».
Теперь к белорусскому государству подключились и низовые активисты, такие вот мовнюки типа Случака, которые будут искать в соцсетях комментарии, «оскорбляющие» белорусский язык. А мы за это дадим белорусам скидку на газ и очередные заверения в братской дружбе. Русские в Белоруссии — это не татары. Их право на язык защищать не нужно.