На днях произошло событие, которое в природе встречается столь же редко, как и дождь из лягушек или пауков. Геннадий Тимченко, один из самых скрытных VIP России, внезапно дал огромное интервью, которое было опубликовано ИТАР-ТАСС. Если учесть, что за предыдущие 25 лет активной деятельности он дал буквально два-три интервью, неудивительно, что оно произвело эффект разорвавшейся бомбы. Мало того, что всех удивила неожиданная разговорчивость засекреченного олигарха, еще и само интервью своей нелепостью усугубило ситуацию.
О Тимченко действительно известно очень мало, чуть больше, чем о путинских дочерях. Забавно, но впервые как друг Путина Тимченко упоминается в одной из статей «Лимонки» за 2000 год. Но наиболее примечательно его упоминание в связке с Владимиром Путиным в 2004 году в контексте совершенно безумного инцидента с Иваном Рыбкиным, в котором было все: похищения, психотропы, чеченцы, украинцы, Литвиненко и Березовский. Сейчас эта история уже позабыта, но она столь упоительна, что ее стоит напомнить.
На президентских выборах 2004 года одним из кандидатов решил зарегистрироваться весьма известный в 90-е годы политик Иван Рыбкин. Он был первым в российской истории председателем Государственной думы (четвертая должность в государственной иерархии), а после отставки Лебедя был назначен секретарем Совета безопасности. Кроме того, он был замом Черномырдина по чеченским делам. Поддержку кандидату в президенты оказывал Березовский, тогда уже рассорившийся с Путиным. 2 февраля 2004 года в газете «Коммерсантъ» на правах рекламы было опубликовано воззвание Рыбкина под названием «Путин не имеет права на власть в России».
Среди прочего там упоминался и Тимченко:
«При диктаторских режимах власть и деньги неразрывны. Власть Путина не исключение. Я — да и не только я — обладаю множеством конкретных свидетельств участия Путина в бизнесе. Известный Абрамович, стоящие в тени Тимченко, братья Ковальчуки и другие отвечают за бизнес Путина. Акции НТВ, „Первого канала“, „Сургутнефтегаза“ и многих других акционерных обществ принадлежат компаниям и лицам, над которыми может осуществлять контроль лично Путин. Я утверждаю: сейчас именно В.В. Путин — самый крупный олигарх в России».
Спустя три дня, 5 февраля, Рыбкин пропал. Его жена подала заявление в милицию, Рыбкина, тогда еще не зарегистрированного кандидатом, искали по всей стране. Разгорался серьезный скандал. Внезапно 10 февраля Рыбкин объявился в Киеве. После прилета в Москву он начал нести какую-то околесицу про то, что ему просто захотелось побыть одному, вдали от суеты. Короче, все решили, что кандидат поехавший. Затем Рыбкин улетел в Лондон, откуда и рассказал эпическую историю, дескать, его на встрече с чеченцами отравили какими-то психотропными бутербродами:
«В конце января я опубликовал свою программу, а через несколько дней получил звонок от Бекхана Арсалиева, с которым работал в прошлом (Арсалиев ранее состоял в комиссии по поиску без вести пропавших в Чечне). Он сообщил, что Аслан Масхадов предлагает мне встречу за пределами России, на которой будут обсуждаться вопросы по восстановлению мира в Чечне. Это было важно, но сомнительно».
После этого он приезжает в Киев, где происходит следующее:
«Мы сели в автомобиль и проехали в не известном мне направлении. По прибытии в неизвестную квартиру мне сообщили, что Масхадов прибудет через два часа. Мне предложили перекусить и выпить чаю. После этого я съел пару бутербродов, после чего ничего не помню.
Я проснулся в другой, не известной мне квартире, я чувствовал себя разбитым и усталым. Со мной вместе находились два вооруженных человека. Они сообщили мне, что мы в Киеве и что на дворе утро, 10 февраля. Они предложили мне, чтобы я принял душ и побрился, потом меня накормили и дали просмотреть видеозапись. В то же время я узнал, что был зарегистрирован кандидатом в президенты РФ. Я понял, что произошло нечто ужасное».
О видео, которое ему дали посмотреть, он сообщил только то, что оно было отвратительным и снимали его явные извращенцы.
Он также сослался на осмотр у врачей, которые ему заявили, что использовались не только психотропные бутерброды, но и газовая маска. Тут же выступил из Лондона беглый фсбшник Литвиненко, который сказал, что он точно уверен, что использовался какой-то засекреченный кгбшный газ под названием «СП-117», благодаря которому человека можно заставить делать все что угодно, а потом можно дать таблетку, от которой он тут же приходит в себя, но ничего не помнит.
После этой истории Рыбкин снялся с выборов и с тех пор сидит тише воды, ниже травы, а эта история до сих пор остается неразгаданной: то ли все это было по-настоящему, то ли Рыбкин ушел в загул и пришлось оправдываться, то ли Березовский так странно пошутил.
Итак, впервые на серьезном уровне фамилия Тимченко была публично озвучена только в 2004 году. Но что о нем известно до этого периода? Практически ничего. О его детстве нет вообще никаких данных, известно только, что он родился в Армении в 1952 году в семье военного, часто переезжал, несколько лет жил в ГДР, где и научился сносно говорить по-немецки, школу заканчивал на Украине. Больше никаких сведений о его детстве нет. Известно, что он закончил Ленинградский военмех и до начала 80-х работал в Колпино на Ижорском заводе, который, помимо прочего, производил корпуса для атомных реакторов. После этого он ушел в ленинградское представительство Министерства внешней торговли СССР — одно из самых заповедных мест работы в Союзе.
В 1987 (по другим данным, в 1988) году Тимченко стал заместителем директора «Киришинефтехимэкспорта» — подразделения Киришского НПЗ, занимавшегося внешней торговлей продукцией предприятия. Это было уже весьма серьезно, поскольку Киришский НПЗ входил в тройку крупнейших нефтеперерабатывающих заводов РСФСР.
В 1990 году Тимченко стал представителем советско-голландской компании «Юралс», основателем которой стал Андрей Панников — сотрудник КГБ, высланный за промышленный шпионаж из Швеции и работавший в Министерстве внешней торговли. Через некоторое время под крылом «Юралса» были основаны еще несколько компаний. В Швеции была зарегистрирована «UralsFinland», а на Кипре — «Uralstradingltd». Совладельцем обеих стал Тимченко, причем кипрскую создал вместе с другим чекистом, работавшим некогда в Бельгии с Сергеем Нарышкиным, — Вячеславом Ровнейко. К слову, о самом Тимченко в свое время ходили слухи, что он также был сотрудником КГБ, однако он яростно их отрицал. «UralsFinland» стала одним из основных покупателей продукции «Киришинефтехимэкспорта».
После этого Тимченко перебрался в Финляндию и через несколько лет получил гражданство этой страны. Как он заявил в недавнем интервью:
«Я никогда не скрывал двойного гражданства. Все делал легально, по закону. Вы же помните девяностые: второй паспорт был нужен, чтобы свободно перемещаться по миру, не терять попусту времени на ожидание виз. Наш бизнес тогда активно развивался, и мобильность значила очень много…»
В это же время он познакомился с Путиным, который в те времена работал в комитете внешних связей мэрии Санкт-Петербурга. Тогда же была предпринята попытка открыть совместное предприятие «Goldengates». Учредителями выступили «Uralstradingltd.», комитет по внешним связям питерской мэрии и Арендное предприятие «Нефтеналивной район Ленинградского морского торгового порта». В итоге компания так и не заработала, по слухам, из-за неприятностей с бандитскими группировками.
«Киришинефтехимэкспорт» приватизируется и регистрируется как «Кинэкс», после чего выкупает «UralsFinland», который переименовывается в «IPPOY». Наконец, в 1997 году создается легендарный «Gunvor». По одной из версий, трейдинговая компания была названа в честь матери совладельца компании Торбьорна Торнквиста (также весьма скрытного персонажа), по другой — в честь знаменитого агента КГБ в Норвегии Гунвор Ховик. Надо сказать, что структура этой компании весьма и весьма запутана. Цепочка прослеживается примерно такая: компания принадлежит голландскому холдингу «GunvorInternationalB.V.», который, в свою очередь, принадлежит оффшорному кипрскому «GunvorCyprusHoldingLtd», который принадлежит оффшору с Британских Виргинских островов «EISClearwaterAdvisorsCorp». Короче, ничего непонятно.
Компания стала главным торговцем нефти от приватизированного «Сургутнефтегаза». С ним все также весьма сложно. Несмотря на то, что компания была основана больше 20 лет назад, до сих пор непонятна структура его собственников. Более-менее достоверно из совладельцев известен только Владимир Богданов.
В 1998 году Тимченко, всегда увлекавшийся теннисом, вдруг полюбил дзюдо и стал соучредителем клуба «Явара-Нева», почетным президентом которого стал Путин, а генеральным директором — спарринг-партнер Путина на татами — Аркадий Ротенберг.
После прихода к власти Путина началось внезапное восхождение «Gunvor». Созданная с нуля компания буквально за несколько лет стала одним из крупнейших нефтяных трейдеров в мире, сконцентрировав в своих руках весьма значительную часть торговли российской нефтью, а затем перешла и к зарубежной. С ростом выручки «Gunvor» Тимченко перебирается в Швейцарию, подальше от гигантских финских налогов. К 2007 году компания становится третьим по величине оборота нефтетрейдером в мире, при этом о самом Тимченко по-прежнему ничего не известно, он никому не дает интервью и живет в режиме секретности.
В этом же году создается инвестиционная компания «Volga Resources Group», позднее переименованная в «Volga Group». Она начинает неистово скупать различные активы, за несколько лет войдя в долю примерно к 20 компаниям. С этого момента и сам Тимченко становится чуть публичнее. В 2008 году он впервые дает интервью западной прессе, но со строгим запретом на его фотографирование. В зарубежной и российской прессе все чаще появляются статьи, что Тимченко обязан своим состоянием тесной дружбе с Владимиром Путиным, но сам Тимченко это яростно отрицает и даже судится с этими изданиями, требуя опровергнуть сведения. Так продолжалось до нынешнего года, когда, наконец, сам Путин признал Тимченко своим другом.
Надо сказать, что после выхода в публичное пространство состояние Тимченко стало расти как на дрожжах, просто невероятными темпами. В послекризисный 2009 год оно оценивалось всего в 400 миллионов, а к 2014 он уже входил в шестерку богатейших бизнесменов страны с 15,3 миллиардами долларов. Не совсем понятно, чем обусловлен столь бурный рост: агрессивной скупкой активов «Volga Group» или тем, что после выхода в публичное пространство стало больше известно о реальных активах Тимченко.
После введения персональных санкций против Тимченко о его активах трудно судить, однако в интернете можно найти список активов, которыми более-менее достоверно владеет Тимченко в настоящее время:
23% акций газодобывающей компании «Новатэк»
63% акций строительной компании «Стройтрансгаз»
30% акций угледобывающей компании «Колмар»
89% акций компании «Сахатранс»
50% акций компании «Суходол», строящей угольный терминал в Приморье
50% акций газодобывающей компании «Петромир»
80% акций железнодорожной компании «Трансойл»
37,3% акций газоперерабатывающей и нефтехимической компании «СИБУР Холдинг»
12,5% акций страховой компании «СОГАЗ»
49,1% акций страховой компании «SOVAG AG» (Германия)
8% акций банка «Россия»
100% акций производителя питьевой воды ООО «Акваника»
25% акций группы компаний «АРКС»
25% акций «СК Мост»
ИТАР-ТАСС в официальной справке, приложенной к интервью, сообщает, что перед введением санкций Тимченко продал доли в компании «Gunvor International B.V.» и ее дочках: «Русском море», «Авиа групп», «Авиа групп норд», «Airfix Aviation Oy», «IPP Oil Products», «Rorvik Timber».
Кроме того, по данным издания «Forbes», компании, подконтрольные Тимченко, занимают третье место по объемам получаемых госзаказов в России.
И вот теперь, попав под санкции, Тимченко дает ИТАР-ТАСС огромное интервью. Пожалуй, самое большое в своей жизни. Интервью, которое оставляет читателя с чувством как минимум тягостного недоумения. Судя по всему, оно должно было продемонстрировать бодрость духа и стальную выдержку в стиле «А мне не холодно», а получилось, что уже с первых строчек идут жалобы на то, что жемчуг мелковат стал, за Россию матушку страдаю, самолет мой перестали обслуживать, пришлось переходить на вертолеты. Дальше идут демонстративные заверения в лояльности: политику Владим Владимыча всецело одобряю и поддерживаю, если попросят, хоть завтра отдам все миллиарды государству.
Кто-то посчитал это интервью интересной зарисовкой нравов и психологии поколения путинских олигархов, заметно отличающихся от олигархов ельцинского разлива, кто-то похихикал над римейком «Богатые тоже плачут», но никто не обратил внимания на ключевой момент интервью — признание Тимченко в боязни неких провокаций:
«Могу хоть сегодня сесть в самолет и полететь в Париж, Женеву или Лондон. У меня много друзей и партнеров в разных странах, они не должны дать в обиду, случись что. Но тут другая тема… Увы, есть основания всерьез опасаться провокаций со стороны спецслужб США. Поверьте, это не домыслы, а вполне конкретная информация, в детали которой посвятить вас по понятным причинам пока не могу. Но мы занимаемся вопросом…»
Что это могут быть за провокации, да еще и спецслужб? Если хорошо подумать, то остается только один вариант: Тимченко боится ареста. Других «провокаций» тут просто не придумать. За что его арестовывать? В принципе, если хорошо поискать, то любого олигарха найдется за что арестовать. Спросите у Фирташа. А если совсем уж не за что, но очень надо, то выход всегда есть. Вспомните Стросс-Кана, который был не просто каким-то олигархом, а главой всемирной наднациональной структуры, что его не спасло.
Более того, Тимченко открытым текстом подчеркивает, что это не домыслы, а достоверная информация, поэтому он и вынужден скучать вдали от любимой собаки, любуясь картинами в жанре соцреализма.
P.S. Накануне Швейцария также ввела санкции в отношении ряда российских чиновников, но вот Тимченко среди них нет. А между тем Тимченко в Швейцарии до последнего момента жил и, по собственному признанию, платит налоги именно в швейцарский бюджет. Зато в список попали Ткачев, который вообще не при делах, и давно забытый всеми Грызлов.