«Тангейзер» и его враги

tan-enemies-COVERx

Самая громкая история со времен Pussy Riot – скандал вокруг постановки оперы «Тангейзер» в новосибирском театре, кажется, подошла к своему логическому завершению. Приказом министра культуры Мединского директор Новосибирского театра оперы и балета Мездрич уволен и его место займет директор петербургского Михайловского театра Владимир Кехман – личность настолько противоречивая, что после этого начинают зарождаться определенные сомнения, а были ли вообще возмущенные «православные верующие». Уж больно многое в этом скандале шито белыми нитками. Назначение Кехмана просто невозможно проигнорировать, поскольку оно дало всей истории новый поворот. Итак, попытаемся разобраться, что за чертовщина происходит вокруг новосибирского театра последние два месяца.

tanen1

Владимир Кехман

«Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» — одна из самых знаменитых опер Рихарда Вагнера. С успехом она идет уже на протяжении 170 лет. Так бы и было дальше, если бы за постановку не взялся молодой режиссер Тимофей Кулябин. С 2007 года он служил штатным режиссером театра «Красный факел» — одного из ведущих в Новосибирске (в начале 2015 стал главным режиссером). Отличался нестандартным прочтением классики. За «Онегина» в 2014 году Кулябин даже получил «Золотую маску», впрочем, не в самой престижной номинации. В Новосибирском театре оперы и балета он несколько лет назад уже ставил «Князя Игоря» и на этот раз был приглашен для постановки «Тангейзера». Кулябин решил нестандартно подойти к творческому процессу и перенес действие оперы в современность, а также изменил некоторые детали. Так, состязание поэтов превратилось у него в кинофестиваль. Все происходящее в гроте Венеры также было переосмыслено. В оригинале Тангейзер попадает в грот и живет там в наслаждении с богиней Венерой, но его это тяготит и он хочет вернуться к земной жизни. В постановке Кулябина Тангейзер – модный режиссер, который готовится к кинофестивалю/состязанию певцов и собирается снять провокационный фильм о потерянных годах Иисуса, который все это время пребывал в гроте Венеры. По сюжету, он снимает этот фильм, после чего начинается большой скандал, и Тангейзер подвергается обструкции со стороны общественности. Тот самый плакат с распятием между ног Венеры — вовсе не рекламный плакат оперы, как это пытались подать противники постановки, а рекламный постер того фильма, который Тангейзер снимает по сюжету оперы, после демонстрации которого режиссера выгоняют с кинофестиваля за оскорбление морали. Сам постер демонстрируется на сцене менее 30 секунд.

tanen2

Тимофей Кулябин и скандальный постер с постановки

Постановка «Тангейзера» стала самой масштабной в театре в 2014 году. Премьера состоялась 20 декабря, на нее отреагировали даже ведущие российские СМИ. В частности, о постановке сообщила «Российская газета» — официальный печатный орган правительства. О премьере оперы там сказано, как о важном культурном событии, а также сообщалось, что вся команда художников и режиссер-постановщик спектакля номинированы на «Золотую Маску-2015».

Опера пользовалась успехом у зрителей, но в начале февраля жалобу на «Тангейзера» подал митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, написав в прокуратуру, что церковная символика в данной опере используется не по назначению.

«Я по поводу «Тангейзера» написал, что там нарушаются права верующих людей. Там символика церковная используется не по назначению. Верующие люди, так сказать, возмущены. Ко мне те, кто посмотрел постановку, пишут письма, звонят по телефону и просят как-то посодействовать с соблюдением закона Российской Федерации».

tanen3

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон

Ох уж эти советские «просьбы трудящихся». В СССР просьбами трудящихся объясняли все законы, после которых людям становилось жить хуже. Например, сразу после войны по многочисленным просьбам трудящихся их лишили льгот и выплат на боевые награды. Сами же, мол, попросили.

По факту обращения было возбуждено административное дело и начата доследственная проверка по уголовной статье об оскорблении чувств верующих. Тем временем в Новосибирске состоялись сразу три митинга возмущенной общественности на протяжении одного только марта. На всех этих митингах роль возмущенной православной общественности почему-то играли люди с узнаваемыми оранжево-черными полосатыми флагами НОД, коих было большинство на всех мероприятиях. А в пабликах местных отделений НОД «Вконтакте» выражались благодарности соратникам из Томска и Кемерово, приехавшим на мероприятия.

Но «православные верующие» не ограничивались одним только требованием убрать скандальную постановку. Они еще требовали отставки министра культуры области, из-за чего вся история изначально гораздо сильнее походила на спор хозяйствующих субъектов, чем на искреннее возмущение. Как часто и бывает, к движению быстро прибились все местные фрики. На митингах выступал местный гражданский активист Юрий Задоя, прославившийся в городе неистовым сутяжничеством: в нулевых он подавал в суд на рекламные растяжки, секс-шопы, боролся с рекламой эпиляции и мороженого и т.д.

tanen4

Юрий Задоя

Казалось, что вот сейчас-то скандал пойдет по пути Pussy Riot, с каким-нибудь абсурдным наказанием. Однако все пошло совсем не так. Совершенно неожиданным образом 10 марта мировой суд прекратил административное дело в связи с отсутствием события правонарушения. Такое в российских краях бывает нечасто. Прокуратура пообещала обжаловать прекращение дела.

Было и еще кое-что, что отличало дело «Тангейзера» от Pussy Riot. За него вступились множество деятелей культуры, в том числе и пропутински настроенных. Так, в защиту оперы высказался маститый Олег Табаков:

«Я не видел спектакля, впрочем, как и те, кто пожаловался на него в прокуратуру. Но сам факт возбуждения уголовного дела по поводу художественного произведения, каким бы спорным и неоднозначным оно ни было, не может не вызвать тревогу. Нельзя бить искусство по рукам. Нельзя грозить уголовными статьями за спектакли, книги, картины, музыку. Отсюда один шаг до сжигания книг на кострах. Свобода творчества — такая же абсолютная ценность, как и свобода вероисповедания».

Евгений Миронов, во время президентских выборов называвший оппозицию чуть ли не террористами, написал письмо в защиту Кулябина:

«Как и те, кто инициировал разбирательство, я ещё не видел спектакля «Тангейзер». Но уверен, что молодое искусство всегда ищет новые пути и способы выражения своих мыслей и идей. И то, что кто-то не понял, не сделал попытки понять или не так, как режиссёр, интерпретировал замысел увиденного художественного произведения, является личным делом зрителя».

В защиту «Тангейзера» выступили Марк Захаров и президент Гильдии театральных режиссеров России Валерий Фокин. Министр культуры Новосибирской области Кузьмин также не увидел в постановке ничего кощунственного:

«У меня не возникло впечатления, что в спектакле осквернены религиозные предметы и символы или оскорблены чувства верующих. Хотя вызывающие элементы в постановке Тимофея Кулябина встречаются, они вписаны в художественное целое спектакля».

tanen5

Валерий Фокин, президент Гильдии театральных режиссеров России

В самой церкви реакция на этот скандал была довольно противоречивой. Так, глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда предложил сторонам помириться без всяких судов, выступив с компромиссной позицией:

«Церковь как никто другой заинтересована в том, чтобы по статьям, защищающим чувства верующих, не было уголовных дел. Поэтому я призываю авторов новосибирского «Тангейзера» услышать верующих людей и завершить эту конфликтную ситуацию без судебных приговоров. Надеюсь, это еще возможно. Из этого, как очевидно, не следует, что любой верующий или священнослужитель, увидев в публичном пространстве нечто, кажущееся ему богохульством, оскорбляющим его чувства, должен по собственной инициативе бежать в прокуратуру».

Впрочем, Легойда — мирянин, хоть и единственный в истории современной РПЦ мирянин на должности главы синодального отдела. Что касается непосредственно самой РПЦ как корпорации, то Кирилл предпочел отмолчаться, а его доверенное лицо Всеволод Чаплин (который считается человеком Кирилла, и после того, как тот стал патриархом, под него создали с нуля целый особый синодальный отдел) высказался в своем стиле:

«Если руководство театра говорит о доброй воле в диалоге с верующими, как оно может игнорировать то, что верующие говорят: изображение Христа на фоне полураздетых женщин, целующихся друг с другом, — это, конечно, осквернение почитаемого христианами символа: лика Христа, его образа».

Чаплин считает необходимым проверить, «является ли эта сценка порнографической», а также установить, нарушает ли опера «Тангейзер» закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди детей».

Впрочем, нельзя исключать того, что Чаплин не особо в теме конфликта и просто сказал про гей-пропаганду, потому что в нынешней России, если тебя спрашивают о чем-то, о чем не имеешь представления, всегда можно сказать о необходимости борьбы с гей-пропагандой, не ошибешься.

tanen6

Всеволод Чаплин

Однако далеко не все в РПЦ были согласны с этим. Так, столичный протоиерей Федор Бородин выступил против уголовного преследования за постановку оперы:

«Особенным безумием выглядит, когда православные люди начинают в социальных сетях тиражировать то, что их оскорбило, и таким образом активно участвовать в распространении безобразия. Это совершенно неприемлемо.

В случае с «Тангейзером», наверное, надо было поступить по-другому. Я, конечно, никто, чтобы учить архиерея, но просто говорю собственное мнение: мне кажется, надо было сказать, что человек, допустивший такое кощунство, в случае смерти не будет отпеваться в храмах Новосибирска, если не принесет публичного покаяния и не изменит сценографию этой оперы. Этого было бы достаточно.

Нам же надо молиться и о спасении этого человека тоже. Его надо предупредить, пусть думает. Может быть, через 15 лет, без наших криков, проклятий, он придет в себя, выступит, и скажет: «Я виноват, простите меня». И это будет намного лучше для всех, кто соблазнился, чем тот рекламный скандал, который сейчас получился. В реальности же получилось, что режиссер добился того, чего хотел. Он провоцировал нас именно на такие поступки, к сожалению. А мы повелись».

tanen7

Протоиерей Федор Бородин

Наконец, проснулось Министерство культуры. По всей вероятности, в ведомстве просто не знали, как отреагировать, чтобы не выглядеть, с одной стороны, идиотами, а с другой — пропагандистами гомосексуализма, неофашизма и богохульства. По итогам состоявшихся с участием представителей РПЦ слушаний была вынесена резолюция в пользу РПЦ, однако относительно компромиссная:

«Не покушаясь на свободу творчества, мы, безусловно, полагаем возможными самые смелые трактовки театральной классики на экспериментальных сценах. Однако государственные академические театры должны не только предупреждать своих зрителей о нестандартных прочтениях классических произведений, но и стараться объяснить замысел авторов и происходящее на сцене, проявлять уважение ко всем категориям своих зрителей; при этом избегать постановок, способных спровоцировать раскол в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе».

Судебное разбирательство вокруг постановки было названо излишним и неконструктивным. Минкульт предложил постановщикам извиниться и убрать раздражающие верующих символы. В театре пошли навстречу и убрали провокационный плакат из постановки, что сделало ситуацию еще более абсурдной: теперь, по сюжету, Тангейзера выгоняли с кинофестиваля за рекламный постер его скандального фильма в виде пустого белого листа.

tanen8

Владимир Мединский, министр культуры РФ

Однако епархия решила стоять до конца и такие компромиссы ее не удовлетворили. Через несколько дней после решения Минкульта было опубликовано ее очередное обращение:

«Через средства массовой информации делается попытка навязать мысль о том, что «конфликт» будет исчерпан после того, как вышеупомянутый постер будет удален из постановки.

Обращаем внимание, что православные новосибирцы и жители других регионов, их поддержавшие, не могут и не будут соглашаться с тем, в каком виде представлен образ Иисуса Христа – основателя Православной Церкви – в новосибирской вариации оперы «Тангейзер».

Мы призываем руководство ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» полностью исключить указанную вариацию провокативной оперы из репертуара театра.

При этом обращаем внимание на тот факт, что позиция православных верующих жителей Новосибирска поддержана руководителями религиозных организаций традиционных религий России города Новосибирска и Новосибирской области, а также Президиумом Центрального Духовного управления мусульман России и муфтием Москвы, Центрального региона и Чувашии, членом Общественной палаты РФ Альбиром Кргановым.

В частности, Муфтий Москвы Альбир Крганов отметил: «…осквернение распятия, иконы, Корана, меноры и так далее – это однозначное нарушение закона, кто бы его ни совершал: уличный хулиган или известный деятель искусства».

Обращаемся к руководству Генеральной прокуратуры, Следственного комитета и Федеральной службы безопасности Российской Федерации с просьбой дать объективную правовую оценку действиям лиц, причастных к постановке на сцене ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» 20 и 22 декабря 2014 года оперы «Тангейзер», оскорбившей религиозные чувства верующих людей, что породило дестабилизацию в обществе и способно разрушить добрую душу нашего народа».

tanen9

Муфтий Москвы Альбир Крганов

Хорошо заметно, что обращение составлялось со знанием дела. В частности, апелляция к мнению мусульман автоматически повышает в современной России весомость претензий сразу в 334 раза. Жаль, конечно, что не удалось заручиться поддержкой Рамзана, чтобы было уж совсем бронебойно, но и муфтий Москвы — тоже неплохо.

Чтобы еще более укрепить позиции, был организован еще один митинг, рекламу которому дал лично митрополит Тихон, обратившийся к пастве и заявивший, что те, кто не придут на митинг, – христопродавцы:

«Некоторые считают, что не нужно участвовать в этом митинге, в молитвенном стоянии. Ну, Бог им судья. Значит, они избрали славу этого мира, они не хотят с униженным и оскорбленным Христом стоять рядом у Его креста, они хотят показать, что они вместе с распинателями, что они вместе с хулителями и христопродавцами находятся, что им не нужен Христос, что им нужен мир и спокойствие в их жизни».

Знаете, что в этой истории самое потрясающее? Правильно, то, что сам митрополит на этот митинг в итоге не пожаловал. Вероятно, он, как говорилось в его же обращении, «избрал славу мира сего». Более того, на митинг вместо оскорбленной православной общественности опять пришли активисты НОД, причем, судя по фото с митинга, не все поняли, против чего они протестуют, поскольку некоторые держали плакаты «Долой американскую полуоккупацию» и «Долой американскую пятую колону в СМИ». На этот митинг пожаловала и интеллектуальная артиллерия в супертяжелой весовой категории в лице депутата Валуева.

tanen10

Николай Валуев

Последний митинг, на который, по данным СМИ, пришло от одной до трех тысяч человек, а по данным организаторов – все десять, стал контрольным выстрелом. Минкульт наконец-то выбрал сторону конфликта и уволил директора театра Мездрича, взамен призвав «общественность» отозвать заявление в прокуратуру. Вместо него новым директором назначен Владимир Кехман. По совершенной случайности Кехман стал единственным из театральной тусовки, кто выступил в СМИ резко против «Тангейзера».

«То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, — это кощунство. Я, как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников. Не скрою, я разговаривал сегодня с Мездричем, и он мне сказал, что спектакль этот не отдаст и пойдет до конца. Считаю, что он обязан подать в отставку, а спектакль нужно снять с репертуара».

Такое совпадение поразило бы даже видавшего виды знатока совпадений Дмитрия Киселева.

Кехман – человек, существование которого возможно только в современной России. Он был банановым королем России, а теперь возглавляет Михайловский театр. Также он является фигурантом уголовного дела о мошенничестве на общую сумму почти 19 миллиардов. Не правда ли, обнадеживающее начало? Сейчас разберем поподробнее.

Кехман с молодости понял, что постсоветский капитализм имеет не так уж много общего с капитализмом из американских и европейских учебников и все решают не таланты, идеи и способности, а связи с серьезными людьми. Прямо со студенческой скамьи он попал в заместители к главе самарского «Росоптпродторга» — монополиста по закупке ряда продовольственных товаров. Потом он понял, что Самара для него мелковата, и уехал в Питер, где познакомился с Сергеем Адоньевым, который сейчас владеет Yota. Адоньев познакомил его с олигархом Олегом Бойко, который тогда сидел в совете директоров ОРТ. Затем он владел «Евразхолдингом», а сейчас он владелец сети «Рив Гош» с состоянием полтора миллиарда долларов. Втроем они учредили компанию «Олби-джаз», которая занялась импортом бананов. На ее базе появилась Joint Fruit Company, ставшая со временем крупнейшим импортером бананов в Россию. Адоньев и Бойко позднее покинули бизнес, и Кехман стал главой компании. В первые суровые капиталистические годы импорт многих товаров осуществлялся либо беспошлинно, либо со значительными льготами. Правом на эти льготы были наделены различные окологосударственные структуры, с которыми бизнесмены налаживали особые отношения. Например, Национальный фонд спорта, через главу которого Кехман познакомился с легендарным Шабтаем Калмановичем. Они решили делать совместный бизнес, но строительство крупного торгового центра так и не было закончено.

tanen11

Сергей Адоньев

Бизнес рос, однако серьезное расширение в России практически невозможно без личного контакта с власть имущими. В 2007 году Кехман совершенно неожиданно был назначен директором Михайловского театра, продолжая оставаться главой JFC. Он развернул бурную деятельность, переманил из соседних театров несколько примадонн, пригласил известных в мире дирижеров и исполнителей и даже показал, что сам не чужд прекрасного, исполнив на сцене театра танец Принца Лимона в постановке «Чипполино».

Это назначение помогло ему выйти на более высокий уровень контактов. В театр зачастил сам Владимир Путин. Первый раз он побывал там в 2010 году, на ставшей уже легендарной встрече Путина с деятелями культуры, той самой, на которой Шевчук произнес слова: «Юра, музыкант». Позднее Путин еще трижды бывал в театре: на благотворительном концерте «Помоги тигру», на концерте в честь 50-летней годовщины установления побратимских связей между Питером и Дрезденом, и на столетии Российского футбольного союза.

tanen12

Михайловский театр

Любопытно, что за несколько дней до приезда Путина компания Кехмана оказалась в центре скандала. В порту в грузе бананов, принадлежавшем компании, было обнаружено 120 кг кокаина, что стало крупнейшим в истории грузом кокаина, изъятым в Питере. История, однако, не получила продолжения, в компании заявили, что бананы их, а кокаин не их и контейнеровоз тоже не их, и вообще такие вещи невозможно отследить.

Благодаря знакомству Кехмана с Путиным театр получил ежегодный грант в размере 138,8 миллиона рублей. Как «специалист по бананам» он попал в состав делегации Сечина в Венесуэлу, где договорился о создании совместной банановой компании со своей долей в размере 49%. Но Чавес умер и проект так и не был реализован.

Неожиданно в работавшем без сбоев банановом бизнесе все пошло не так гладко, как прежде. Над JFC нависло банкротство. В компании объясняли это негативными последствиями «Арабской весны». Арабы ранее потребляли треть рынка бананов, но из-за беспорядков спрос там упал и эти бананы перебросили в Россию, что вызвало обвал цен и невозможность расплатиться по кредитам. Однако, по данным «Ведомостей», причина кризиса в компании была в том, что Кехман за счет компании увлекся девелоперскими проектами, которые прогорели.

tanen13

«По словам знакомого с Кехманом банкира и бывшего топ-менеджера JFC, главная причина банкротства в другом: бизнесмен за счет средств JFC пытался заниматься девелоперскими проектами. На скупку недвижимости Кехман потратил около $100 млн. А на девелопмент этой недвижимости ему могло потребоваться еще порядка $600 млн. Проекты не пошли, особенно в кризис».

Компания объявила о своем банкротстве, после чего к ней посыпались иски от крупнейших российских банков, выдавших кредиты почти на 19 миллиардов рублей. Было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, в котором Кехман и еще два топ-менеджера первоначально проходили как свидетели, но в 2014 году их статус был изменен и они стали обвиняемыми в мошенничестве. По данным РБК:

«Крупнейшие задолженности импортер бананов имеет перед «Сбербанком» и «Банком Москвы». JFC также занимала у «Росбанка», «Уралсиба», «Промсвязьбанка», «Райффайзенбанка» и банка «Санкт-Петербург». Общая сумма кредитов превысила 18 млрд руб. Согласно реестру кредиторов ЗАО «Группа Джей Эф Си», имеющемуся в распоряжении РБК daily, в общей сложности компания должна 12 банкам 18,25 млрд руб., а с учетом штрафов и пеней — 18,288 млрд руб. Наибольший долг — перед «Сбербанком» — 6,1 млрд руб. и «Банком Москвы» — 4,5 млрд руб.»

Сам Кехман заявляет, что все кредиты понабрали топ-менеджеры, а он с 2007 года устранился от руководства компанией, сосредоточившись на театре. Топ-менеджеры предсказуемо уверяют, что ни одно решение не принималось без личного согласования с Кехманом.

Надо сказать, что Кехман кто угодно, но только не дурак. Как только он стал еще лишь свидетелем по уголовному делу, Кехман быстро подсуетился и обратился в лондонский суд с просьбой признать его личным банкротом, руководствуясь печальным опытом Шалвы Чигиринского, у которого по российским задолженностям арестовали почти все зарубежное имущество. Лондонский суд признал Кехмана личным банкротом, а это означает, что российские коллекторы и приставы не имеют права арестовывать его имущество на территориях, признающих британскую юрисдикцию. О зарубежном имуществе Кехмана практически ничего не известно, однако Кехман не является гражданином Британии и может попасть под ее юрисдикцию только на основании того, что обладает значительными активами в этой стране.

Был Кехман организатором всей истории с «Тангейзером» или просто удачно ей воспользовался, сейчас сказать очень трудно. Скорее всего, второе. Явно, что история не была инициирована Кремлем, иначе ее уровень был бы другим. Все государственные медиа отрабатывали конфликт весьма нейтрально и даже с сочувствием к «кощунникам». Большинство театральных деятелей, даже прокремлевски настроенных, высказались в защиту постановки. Высокие иерархи церкви отреагировали на скандал вяло и с месячным опозданием. Министерство культуры больше месяца не могло определиться с позицией. Все это скорее говорит о том, что руки Кремля здесь нет.

Надо сказать, что в Новосибирске присутствует довольно небольшая, но активная тусовка фриков типа Задои, которая уже проявила себя во время акций протеста против Мэрилина Мэнсона и Behemoth. Что особенно смешно, активное участие в прошлогодних кампаниях принимал некто Евгений Алдашев, тесно связанный с «ультраправославным координатором «Народного собора»» Задоей. Алдашев является пастором церкви «Исход», которая относится к пятидесятникам и до недавнего времени входила в организацию РОСХВЕ, лидера которой сектовед Дворкин (сам тот еще фрик) обвинял в намерении устроить в России Майдан и оранжевую революцию, а некоторые деятели РПЦ считают «Исход» сектой. Кроме того, «Исход» входит в движение «Новое поколение», которое раньше тоже входило в РОСХВЕ, но затем было изгнано за ересь. Создателем движения является житель Латвии Алексей Ледяев. В России оно считается тоталитарной сектой. Что особенно смешно, несколько лет назад движение тесно сотрудничало с УПЦ КП и даже читало проповеди в храмах Киевского патриархата, но позднее его также объявили сектой.

tanen14

Евгений Алдашев

Очень важный момент заключается в том, что активисты резко активизировались в 2014 году, после того, как мэром Новосибирска был избран коммунист Анатолий Локоть. Вся эта резко активизировавшаяся в последний год движуха может быть лишь частью невидимой снаружи борьбы властных элит в городе. Чтобы было понятно: Новосибирск – третий в России город по населению, культурная, экономическая и научная столица всей Сибири. Самый крупный город Сибири. Новосибирский театр оперы и балета не какой-то захудалый сарай, а крупнейший по размерам театр России. То есть город важный со всех точек зрения. Неудивительно, что на акциях протеста против концертов Мэнсона и других рок-групп активисты обвиняли мэра в отсутствии «духовных скреп». Атаки идут со стороны возмущенной «православной общественности» неспроста: Локоть позиционирует себя в качестве убежденного атеиста, что несколько немодно среди современных российских властных элит. После его избрания некие «православные активисты» даже написали Путину письмо с требованием убрать безбожника с поста градоначальника. Не стоит забывать и о том, что настоятель собора Александра Невского Новопашин, когда призывал выйти на «молитвенное стояние», почему-то обвинял в попустительстве кощунству именно городские власти.

tanen15

Анатолий Локоть

Эта версия кажется наиболее вероятной. Дело в том, что, когда местечковый скандал выплескивается на федеральный уровень, первому «по шапке» влетает губернатору, который, в свою очередь, устраивает втык мэру. Рано или поздно такими методами мэра делают либо полностью лояльным, либо переходят на другой уровень прессования. К конфликту на местном уровне подключилась «Единая Россия», но связей хватило максимум на приезд Валуева.

Очень весело, что наряду с гонениями на рок-сатанизм в 2013 году под эгидой «Единой России» прошел фестиваль шансона, посвященный летчику Покрышкину (!). Взаимосвязь Покрышкина с шансоном трудно отследить даже самым искушенным психонавтам. Анонс мероприятия на сайте местного отделения «Единой России» был поистине впечатляющим:

«24 февраля 2013 года в ДКЖ при поддержке Новосибирского регионального отделения Партии «Единая Россия» состоится 4-часовой фестиваль исполнителей шансона «Крутое пике звезд шансона над Сибирской тайгой», приуроченный к 100-летию со дня рождения нашего великого земляка Александра Ивановича Покрышкина…. Музыкальный жанр «Шансон» воспитывает в своих слушателях чувство гражданственности, понимание и почитание таких понятий как: «Родина», «Честь», «Мать», «Друг» и другие. Данный проект одобрен мэрией города Новосибирска и Правительством Новосибирской области».

tanen16

Какой вывод можно сделать из этой истории? Как минимум два. Первый: кинуть банки на 18 с лишним миллиардов в современной России является меньшим проступком, чем «оскорбить верующих». Второй: российская действительность вышла на новый уровень абсурда даже по сравнению с советской. Если в СССР Пастернака не читали, но осуждали, то теперь уровень уже более глубинный: люди, которые не видели оперу, защищают ее от людей, которые тоже не видели оперу, но она их возмущает.

Конфликт пока развивается без особой кровожадности, почти все стороны остаются даже в выигрыше. Чтобы соскочить с уголовного дела в России, надо делать две вещи: максимально затягивать расследование и суд, и правильно подавать себя в СМИ (посмотрите на Васильеву – образцовый пример). Кехман получает шанс грамотно отработать потери от уголовного дела через медиа + крупнейший театр России в кормление, причем руководить им он будет, не выезжая из Петербурга. 30-летний провинциальный режиссер Кулябин, мало кому знакомый в России, получает известность и путевку в большую жизнь, причём не только на родине (а его уже пригласили в Большой театр), но и на европейской сцене, если он, по примеру Кехмана, правильно подаст себя в СМИ. «Православные активисты» получают каждому свое: кому мелкий прайс, кому упоминаемость в СМИ, кому новый уровень связей. Единственной ощутимо пострадавшей стороной является директор театра Мездрич, который проявил мужество и отказался снимать постановку. Остается надеяться, что и он найдет себе занятие по душе.