Главная новость недели, безусловно, — грядущая отставка Владимира Якунина с поста главы РЖД. Это сообщение появилось в понедельник, но новостные ленты и деловые СМИ какое-то время соблюдали осторожность: все помнили, как информагентства отправили Якунина в отставку еще в июне 2013 года. Потом оказалось, что всё это — дерзкий «вброс» неких неустановленных до сих пор хакеров, а сам Владимир Иванович о своей отставке ничего не знает и спокойно ел глухаря вместе с Путиным. А в августе администрация президента согласовала с правительством продление контракта Якунина еще на три года.
Уже вечером понедельника Владимир Якунин самолично подтвердил свою отставку, а во вторник менеджмент РЖД и главы профсоюзов получили от бывшего руководителя прощальную телеграмму: «Прошу весь коллектив железнодорожников столь же ответственно и эффективно продолжать свою работу. Уверен, что компетентность, чувство товарищества и бесценный ваш опыт будут служить интересам Родины и дальнейшему благополучию всего народа».
Давно такого не было. Чиновники приходили и уходили, отправлялись на беседы со следователями, уезжали заниматься фермерским хозяйством и выступали на оппозиционных митингах — чего только не случалось. Но все это были события совершенно иного масштаба: ни в одном случае фигуры уходящих не были окружены таким ореолом власти и могущества, как у Владимира Якунина. Ведь кто такой Владимир Якунин — во всяком случае, кем он был до сегодняшнего дня?
Бывший разведчик, один из основателей банка «Россия», близкий друг Владимира Путина и, наконец, один из тройки главных госменеджеров страны. Причем если Алексей Миллер и Игорь Сечин стали главами «Газпрома» и «Роснефти», когда компании уже обладали славной историей, то РЖД с самого начала — в 2003 году — была создана под Владимира Якунина. Собственно, именно ему и предстояло провести реформу российских железных дорог.
Вспомним основные достижения господина Якунина на посту железнодорожного патриарха. Изначально предполагалось, что в результате реформы осуществлять перевозки будут частные компании, а РЖД — получать деньги за пользование путями и инфраструктурой. В итоге в сфере пассажирских перевозок на частников приходится от силы 0,5%, все остальное — «дочки» РЖД. Дальнее следование почти полностью находится в ведении «Федеральной пассажирской компании», пригородные перевозки поделили между собой несколько десятков пригородных пассажирских компаний, созданных совместно с региональными властями, но находящимися в полной зависимости от тарифов и условий РЖД. Как хорошо известно, ППК убыточны, и Владимир Якунин всем сердцем мечтает отменить большую часть совершаемых ими рейсов. Зато при Якунине в России начали ходить скоростные поезда, двери в тамбуры пассажирских вагонов и переходы между ними стали полностью автоматическими, а туалеты в новых составах перестали закрывать в санитарных зонах.
С грузовыми перевозками получилось чуть лучше: РЖД почти полностью избавилась от вагонов, но сохранила в собственности локомотивы, чем уже давно вызывает негодование частных операторов. Тарифы — вторая вещь, относительно которой взгляды Владимира Якунина и его команды диаметрально расходятся с представлениями промышленников, перевозчиков и многочисленных экономистов. Начиная с 2003 года тарифы на перевозку грузов стандартно индексируются выше инфляции — что, казалось бы, противоречит экономической логике. Но даже в таких условиях РЖД не гнушается с настойчивостью, достойной Игоря Сечина, требовать из бюджета все новых и новых финансовых влияний.
Наконец, третье направление деятельности — развитие самой железнодорожной инфраструктуры. Здесь тоже особых успехов не видно. С 2003 года длина путей общего пользования даже сократилась на 200 км и сейчас составляет 85,3 тыс. Между тем у РЖД есть большая многомиллиардная инвестиционная программа, в основе которой — проект «Восточный полигон», а в планах на будущее — проект «Транс-Евроазиатский пояс», который должен составить конкуренцию китайскому «Шелковому пути». Деньги на все это пусть со скрипом, но вроде бы выделяются. Казалось бы, впереди годы трудной и интересной работы, прекрасный повод для Владимира Якунина продемонстрировать талант управленца, крепкого хозяйственника и войти в историю не только благодаря скандалу с шубохранилищем. И в этот самый момент железнодорожный патриарх уходит в отставку.
Сообщается, что уход с поста президента РЖД — личная инициатива Якунина. Владимир Путин довольно быстро продемонстрировал свою к ней непричастность, пообещав в течение недели подробно обсудить с Якуниным его решение. Между тем сам Якунин уже предоставил документы для проверки на новое место работы — сенатора от Калининградской области. Инициатором подобного решения считается врио местного губернатора Николай Цуканов: он в понедельник предложил Якунину представлять регион в Совете Федерации.
В спонтанность произошедшего верится слабо. Новость об отставке Якунина неожиданная, с этим трудно не согласиться, однако первые звоночки прозвучали уже давно: не в тот вечер, когда Якунин ел с Путиным глухарей, а летом 2014 года, — когда администрация президента два месяца тянула с его переназначением. Да и сам Якунин два месяца назад заявлял в интервью «Интерфаксу», что рано или поздно наступит момент, когда ему «придется заниматься чем-то другим». Момент настал.
Почему же Якунин покидает РЖД? Вариантов не так уж и много. Трудно не заметить, как система путинского госкапитализма трещит по швам. У «Газпрома» один за другим валятся амбициозные проекты, о которых еще год назад все говорили с придыханием. «Роснефть» обезумела и требует от Кремля все больше денег; а если не денег, то льгот; а если не льгот, то преференций. Как это получилось — все прекрасно понимают. …Понимают, что виной всему — жуткая неэффективность системы, и понимают, что до поры до времени на это можно было закрывать глаза — пока были деньги. Сейчас денег нет, а у РЖД впереди — самые масштабные стройки с момента ее основания. Нынешнее руководство госкомпании, надо полагать, со страхом смотрит в будущее, когда нужно будет строить, а воровать и бездумно тратить — уже нельзя. В принципе, нельзя отбрасывать сходу идею о том, что Якунин самостоятельно взвесил все за и против и, решив, что все это хозяйство ему уже не потянуть, получил за былые заслуги почетную ссылку на западные рубежи на пару с церемониальной должностью в Совфеде. С другой стороны, не такая уж это и ссылка, если учитывать, что Калининград все последние годы оставался на обочине российской экономической жизни, а сейчас ждет денежных вливаний по региональной программе.
Хотелось бы верить именно в такой вариант. Потому что если отставка Якунина была спланирована в Кремле, становится как-то даже страшно. Ведь одно дело — отправить плохого управленца в отставку, и совсем другое — найти ему достойную замену. И если речь идет об отставке ради отставки, то описать все это можно только одним словом.
Паника.