В дискуссиях о России до 1917-го года коммунисты, социалисты и либералы любят упирать на тяжелую жизнь простого народа, создавая ощущение, что будто бы только в Российской Империи низшие социальные классы жили на грани нищеты, с тяжелым трудом, скудным питанием и оборванной одеждой. Это не так. ВЕЗДЕ В МИРЕ на начало XX века жизнь рабочих была предельно мрачной, наша Империя не была каким-то фашистским исключением. Мы представляем вашему вниманию набор фотографий о жизни лондонских низов в начале XX века. Напомним, что на начало XX века Лондон был столицей крупнейшей империи в истории человечества, в него стекались богатства со всего света и, если верить статистике, обычный англичанин должен был жить раза в три лучше обычного русского. Также напомним, что, несмотря на ужас и нищету, которые вы увидите ниже, в Англии так и не случилось революции, и династия Виндзоров, доведшая свой народ до такого, правит Британией до сих пор. Итак, картины, по сравнению с которыми «Бурлаки на Волге» — фото с курорта…
Немытые, в лохмотьях, босые, с мрачными и измученными лицами. Жизнь для этих детей состояла из тяжкого труда, пустого желудка и постоянной борьбы за выживание.
Эти фотографии, сделанные фотографом Хорасом Уорнером (Horace Warner) 100 лет назад в Спитфилдс (Spitafields) в Лондонском Ист-Энде, были позднее использованы активистами общественных движений для наглядной демонстрации жизни беднейших детей Лондона.
На этих улицах и аллеях орды беспризорников влачили жалкое существование и добывали себе пропитание, пока их родители работали по 14 часов на фабриках и в доках.
Уборка: принимаем грязное белье за несколько пенни… полпенни тоже сойдет
Это было время, когда, благодаря существованию империи, Британия процветала. Вместе с ней процветали фабриканты и торговцы, получавшие баснословные богатства.
Однако всего в двух шагах от доков, через которые шла торговля и сопутствующее ей богатство, дети умирали от голода и болезней.
Уровень детской смертности в 1900 году был выше, чем в 1800, так как всё большее число семей стремились в города в поисках работы.
В Ист-Энде около 20% детей умирали в течение первого года своей жизни. Бедные семьи жили вдесятером в одной комнате без доступа к чистой воде, пригодной для питья или стирки.
Речь: мальчик рассказывает коту о своих планах
Поддерживая очаг: рубка и продажа материалов для растопки была старинным способом заработать несколько пенсов
Животные, дающие чувство комфорта: девочка гладит своего кролика, а другая обнимает своего кота
Улицы были усеяны трупами животных. Экскременты и мусор часто забивали канализационные трубы. Процветали такие болезни, как дифтерия, холера и корь.
Треть домохозяйств не имели отцов-кормильцев, в результате чего женщины были вынуждены работать, оставляя шестилетних детей приглядывать за своими младшими братьями и сестрами.
Старшие ребята выполняли мелкие поручения, мели улицы, мыли окна, помогали делать спичечные коробки или кисти. Это была скудно оплачиваемая, изматывающая работа, особенно для недоедающих детей, но их вклад, каким бы малым он ни был, помогал их семьям купить немного черствого хлеба.
Вот слова Эрики Дэвис, директора музея «Школа для бедняков в восточном Лондоне»: «Эти дети очень старались выжить из последних сил, сталкиваясь с огромными трудностями».
Товары из корзины: носим с собой все, что можно продать
Вырываясь вперед: первый паренек пытается одеться модно, но не все вещи подходят друг другу. Похоже, что у второго мальчика зеленые пальцы рук.
Огородник: способность вырастить даже немного овощей сильно облегчала жизнь
Закон о найме детей от 1903 года был принят для того, чтобы самые маленькие продолжали ходить в школы, пока не достигнут определенного образовательного уровня.
По иронии судьбы, результатом было то, что самые успешные ученики быстро заканчивали школу и шли на работу в возрасте 13 лет.
Работа в качестве носильщиков на рынках или разнорабочих в доках не была постоянной, и, вкупе с пабами, закрывающимися только на пять часов в сутки, пьянство, как сказал один парень из Ист-Энда, было «скорее правилом, чем исключением».
Даже в лачугах плата за аренду была настолько высокой, что, когда родители были не в состоянии найти работу, они быстро оказывались в должниках, после чего их выбрасывали на улицу.
Чего тебе? Эти ребята, совсем еще мальчики, выглядят слишком серьезными для своего возраста
Чего тебе? Эти ребята, совсем еще мальчики, выглядят слишком серьезными для своего возраста
Уборка: мытье окон для мамы или сортировка комплектов колес
Романист Маргарет Хакнесс (Margaret Harkness) посетила одну из ночлежек и описала следующую сцену, происходившую на кухне.
«Мужчины и женщины готовили себе ужин, состоявший из хлебных обрезков и промерзшей картошки, которую они выпросили, украли или подобрали в течение дня» — писала она. — «Голодные дети держали свои тарелки и получали подзатыльники и тычки от своих родителей, когда слишком близко подходили к огню».
Сидя на солнце: девочка и её кошка
Одна с кастрюлей: беспризорница варит суп на своей импровизированной кухне, в то время как мальчик размышляет о своём будущем
Журналист газеты Daily Mail, посетивший улицу Дорсет в 1901 году, охарактеризовал её как «худшую улицу в Лондоне» — полную проституток и воров.
«Дети обучаются в канавах, их первыми уроками становятся сквернословие и преступления. Они учатся плохому, потягивая материнский джин, и вы можете видеть их, шестилетних или восьмилетних, играющих там же в азартные игры».
Доброе сердце: дети, проявляют оптимизм и дружелюбие, несмотря на обстоятельства
Юная любовь: молодые, но умудренные опытом жители Ист-Энда наслаждаются мгновениями зарождающегося романа (фото вверху) или дружбы (фото внизу)
Власти предприняли несколько попыток спасти подобных детей от порочной жизни, направляя живущих на улицах в ремесленные училища, созданные в викторианскую эпоху для детей бродяг, проституток и прочих людей, считавшихся преступниками.
Душераздирающие истории, записанные доктором Барнардо и другими филантропами, повествуют о сиротах, из последних сил пытающихся остаться вместе, старающихся держаться подальше от подобных заведений, при этом старшим братьям приходилось обходиться без еды, чтобы прокормить младших.
Беззаботные мы: детям удается наслаждаться хорошими деньками, заставляя их длиться подольше
Такие организации, как «Социальное Движение Квакеров» (Quaker Social Action), чей предшественник, Институт Бедфорда, использовал подобные фотографии для освещения тяжелого положения детей, организовывали летние лагеря и лагеря у морского побережья для того, чтобы восстанавливать здоровье детей.
Хочется надеяться, что хотя бы малая часть детей, изображённых на этих фотографиях, могли быть среди тех, кому удалось ощутить несколько часов беззаботного детства.
Не отсидеться в стороне: беззаботные для этих ребят дни 1912 года. Возможно, им удастся избежать бойни Первой Мировой войны
P.S. И после этого вы хотите рассказывать нам про «кровавый царизм», при котором 80% русских жили в деревнях со своими собственными домами и своими наделами земли?
Оригинал текста.
Пожалуйста, поблагодарите переводчика за проделанную работу, переслав ему денежную благодарность по следующим реквизитам:
- Paypal: [email protected]
- Яндекс-деньги: 410011058153911
- Киви-кошелек: 9166111112