Некоторые читатели, обратив внимание на возобновившуюся критику властей Российской Федерации (приглушенную на время аннексии Крыма — в первую очередь потому, что с новостями, на 95% состоящими из Крыма, население внутреннюю повестку просто не замечало), начали делать ехидные замечания в том духе, что вот Путиным-то недовольны, а сами-то, сами-то Евромайдан-то ругали! Издевались-то над Великой Украинской Революцией!
Ну да. Издевались, издеваемся и будем издеваться. Потому что при ближайшем рассмотрении оказалось, что Великая Украинская Революция — обычный госпереворот, ознаменовавшийся переходом власти от Востока Украины к ее Западу, в ходе какового перехода перебили сто человек, потеряли Крым, довели экономику до коллапса, после чего, когда дым от покрышек развеялся, обнаружили, что революционной Украине предлагается выбирать из Тимошенко и, извините, Порошенко. Ну и еще безальтернативно принять экстренные экономические требования МВФ, каковой МВФ недавно публично признался, что своими требованиями довел Грецию до цугундера (из какового цугундера Греция не выбралась до сих пор).
Каким образом это все относится к «национальной революции», предполагающей радикальное изменение общества и государственного строя, науке неизвестно. Единственный реально радикальный элемент — «Правый сектор» — начали разоружать сегодня утром, на этом всё, хоть минимально похожее на революцию, и закончилось. Остались Григян и Вальцман, «каравай, каравай, кого хочешь, выбирай». Причем если выберут Григян, то впоследствии может оказаться, что Януковича еще будут вспоминать как доброго милого демократа и либерала.
Но это всё детали. Суть же в том, что опыт Майдана для России абсолютно бесполезен, поскольку Евромайдан предполагает наличие в стране как минимум двух центров силы, один из которых у власти, а второй — качает ситуацию. Евромайдан предполагает наличие Кличко, Яценюка и Тягнибока, находящихся в реальной, а не придурочной оппозиции правящему режиму, имеющих реальную народную поддержку и реальные международные связи. Плюс реальные фракции в реальном парламенте, каковой парламент и уберег Украину от полной анархии.
Всего этого в России нет. Вообще. Могло бы быть, если бы «либеральное крыло Кремля» существовало не в воображении громящего его Кургиняна, а на практике. С реальным, а не надувным Медведевым, с благословенным им телеканалом «Дождь» как сердцем полноценной оппозиционной медиа-среды с хорошим финансированием, с «Гражданской платформой» Прохорова, развернутой в полноценную партию, привлекающую региональные элиты, с коалицией тяжеловесов из 90-ых вроде Касьянова, обеспечивающих международную поддержку, с массовым антикоррупционным движением Навального, перешедшим из виртуала в реал, с полной мобилизацией в единую структуру всех самобеглых гражданских организаций типа «Синих ведерок» и постановку их на полноценное довольствие к тому же Прохорову.
И — самое невероятное условие — с тем, чтобы все вышеперечисленные персонажи были русскими или хотя бы понимали необходимость притворяться русскими. Как понимают необходимость притворяться украинцами Вальцман и Григян.
Тогда да, действительно, можно было бы организовать Майдан в Москве, обеспечить ему медийную и международную поддержку и добиться перехода власти от плохого олигарха Путина к хорошему олигарху Медведеву (ну или кого там революционный кагал выберет). Так мол, и так, русский народ, твои жертвы были не напрасны, в рамках борьбы с коррупцией твоим премьер-министром будет Миша Два Процента.
Проблема в том, что для условного либерального крыла Кремля (по сути, вымирающих героев 90-ых, оставшихся от Ельцина) всё это слишком сложная комбинация. Люди ломаются уже на первом пункте: необходимости притворяться русскими в стране с 83% русского населения. «Как? Зачем? Это фашизм, надо не потакать низменным инстинктам этого варварского народа, надо учить этот варварский народ добру и толерантности! Россия для всех и мы не какие-нибудь там популисты, чтобы апеллировать к национальному чувству!»
Это автоматически загоняет людей в гетто 1.5% и все дальнейшие попытки выстроить альтернативную power structure оказываются замкнутыми в этих полутора процентах. Организации Майдана в Москве мешают чисто биологические ограничители его возможных организаторов, не понимающих, что для успешного перехвата власти им нужна поддержка 50% населения (Евромайдан поддерживали 47-49% украинцев), что невозможно без обращения к русскому вопросу.
Поэтому Евромайдана в Москве не будет и зря насчет него Кургинян волнуется (тот факт, что он так и не сменил фамилию хотя бы на Курганов показывает, что в своем понимании реальности Кургинян не слишком далеко ушел от коллективного Немцова). Национальная революция, впрочем, тоже вряд ли будет — поскольку для нее нужна национальная интеллигенция (помимо национальности имеющая еще и представление о национальных интересах и мыслящая в категориях хотя бы ближайших 10 лет), а количество подзалупных шуток про «крымнаш» в комментариях даже нашего богоспасаемого ресурса (не говорим о более толерантных площадках) показывает, что до формирования национального интеллектуального класса еще очень далеко. «Ящик водки продать, а деньги пропить» — пока что даже среди наших читателей дальше этого мысль редко идет.
Поэтому, видимо, будет нарастание хаоса в регионах в виде серии стихийно возникающих погромов и межнациональных конфликтов вплоть до полной потери управления над отдельными областями. Причем в силу раскрученности темы с георгиевскими ленточками и «антифашизмом», бунтующие трудящиеся вполне могут додуматься называть кавказцев или там таджиков «фашистами». После чего под красным флагом и с пением «Священной войны» пойдут громить ближайшую фашистскую овощебазу, изрядно озадачив работавшую над культом победы АП.
Чем закончится стихийный обвал системы госуправления из-за перегрузки регионально-национальными кризисами, я прогнозировать не берусь. Одно точно — на Евромайдан это будет похоже меньше всего.