Джеймс Мэдисон, один из отцов-основателей США, как-то сказал: «Если бы правительство состояло из ангелов, то нам не понадобилась бы Конституция». Как знают наши читатели, Америка родилась после погрома и право на этот погром гарантируется Конституцией США. Но жизнь устроена так, что свои конституционные права нужно отстаивать даже в Америке. Совсем недавно ранчер Клайвен Банди наглядно показал американскому правительству, что будет, если довести до ручки простого американского человека, абсолютно уверенного в своих конституционных правах. На фоне всех наших печальных репрессий история ранчера Банди… впечатляет.
Черепахи и быки
Семья Банди основала ранчо Бункервилль ещё в конце 1940-х; в штате же Невада, где оное ранчо расположено, Банди проживают с 1870-х. К моменту их поселения эпоха Дикого Запада подходила к концу, и одним из её последствий стала административная неразбериха, связанная с земельным вопросом: огромные земельные площади оказались в собственности федерального правительства (см. карту ниже), но запрещать ранчерам пасти на этих землях скот никто не решался. Так и сложился молчаливый консенсус между семьёй Банди и федеральным правительством: первые честно работали и платили налоги, вторые смотрели на их активность сквозь пальцы. Справедливости ради, стоит упомянуть о том, что в ходе освоения западных земель американское правительство обещало поселенцам не мешать использовать федеральные земли в сельскохозяйственных целях.
Всех всё устраивало до появления Бюро по управлению землями (BLM) в 1946-м году. Это агентство Министерства Внутренних Дел США, занимающееся состоянием государственных земель, сразу же невзлюбило семью Банди и других вольных ранчеров, начав расставлять препятствия для их работы. Главным аргументом была защита местной живности от вымирания, каковое обычно следует за масштабной эксплуатацией земель фермерами.
Розовый – территории под юрисдикцией Бюро по управлению землями, синий – другие федеральные земли
В случае семьи Банди поводом для наложения запрета на использование федеральных земель для выпаса скота стало проживание на выбранных ими участках редкого вида черепах (если точнее, речь идёт о пустынном западном гофере). Учитывая, что семье принадлежит 900 голов крупного рогатого скота, запрет на использование федеральных земель стал бы серьёзным ударом по её материальному благополучию. Строго говоря, федеральное правительство предписало всем ранчерам уменьшить поголовье до 150 особей, чтобы не возникало нужды в использовании федеральных земель.
В 1993-м последовал судебный иск, разбирательство по которому растянулось на 20 лет. Хотя решением суда семье и грозил штраф $200 за каждую скотину из их стада, прошедшую по федеральным землям, Банди всегда оказывались на шаг впереди – и BLM оставалось только проводить расследования и искать доказательства нахождения скота на государственной территории. Но получалось не очень, потому что часть скота Банди не метили своим клеймом, поэтому даже если правительственные агенты нападали на след, то не могли доказать, что это был скот, принадлежащий семье Банди.
Клайвен Банди, патриарх большой семьи, никогда не отличался большой толерантностью. Вот что он, например, говорит о чёрных американцах:
«Если вы белый человек и хотите что-то забрать у федерального правительства, вы патриот. Однако, если вы — черная женщина и получаете пособия от федерального правительства на законных основаниях, для вас лучше — рабство»
К федеральным агентам уважения у него ещё меньше – он неоднократно угрожал вооружённой расправой в случае, если те попробуют самостоятельно убрать скот с федеральных земель. Что касается его отношения к правомерности требований федерального правительства, то в одном из своих интервью он прямо заявил, что повинуется только штату Невада, но не правительству Соединённых Штатов. Во всяком случае, мистер Банди имел достаточные основания так считать: федеральные агенты доказали, что семья Банди находилась под покровительством шерифа округа, помогавшего им в продаже скота.
Клайвен Банди. «Старикам тут не место, говоришь?»
Платить за использование федеральных земель Банди тоже отказывался, мотивируя это опять-таки отказом признавать юрисдикцию Вашингтона над этими территориями. Таким образом, с 1993-го года Клайвен Банди задолжал федеральному правительству $1,2 млн., выплачивать которые не собирался.
Оружие и гостеприимство
Наконец, 5 апреля 2014-го, после более чем 20 лет судебных разбирательств, выписывания игнорируемых ордеров и взаимных угроз, федеральное правительство прислало вооружённые отряды полиции и BLM, чтобы забрать скот Банди, послуживший причиной длительных разногласий (а конкретно – 400 голов скота, чьё регулярное присутствие на спорных землях было доказано). И тут случилось непредвиденное – когда федералы забирали животных, к ранчо начали прибывать сотни людей. Вооружённых людей. И этих людей однозначно нельзя было назвать вежливыми.
Ещё в конце марта Клайвен Банди начал рассылать письма по всему штату к самым разным учреждениям и группам лиц, где призывал оказать сопротивление «нелегитимному правительству». В числе НПО, к которым обращался Банди, оказалось и множество ультра-правых вооружённых группировок (например, Oath Keepers, White Mountain Militia и Praetorian Guard), которые и составили ядро вооружённого протеста (только Oath Keepers прислали 100 вооружённых активистов). Принимая во внимание тот факт, что в США одних только радикальных «патриотических группировок», скептически настроенных по отношению к федеральному правительству, насчитывается 1360, можно было ожидать прибытия на ранчо вооружённых групп поддержки. И они явились – почти 1000 человек. Приехал даже бывший аризонский шериф и основатель вооружённой группировки Constitutional Sheriffs Ричард Мэк, широко известный в узких ультра-правых кругах Америки.
Помощь приходила со всех концов страны – из Калифорнии, Аризоны, Монтаны и других штатов. Вот, например, Джеффри де Лем: он проделал путь почти в 3,5 тыс. км (что заняло у него 41 час) из центрального Айдахо, взяв с собой трёх человек (включая своего сына) и огнестрельное оружие – и ехал явно не для того, чтобы постоять с плакатом «Мы придём ещё». Представители силовых структур тоже не стеснялись выражать своё отношение к происходящему – Брэд Роджерс, шериф из Индианы, проехал 2100 км чтобы встать вместе с защитниками ранчо.
Вооружённый несанкционированный митинг на ранчо Банди
Федералы, впрочем, тоже оказались не лыком шиты. Дороги к месту противостояния перекрыли (что не помешало гражданскому ополчению добираться до ранчо Банди окольным путями), федеральное правительство объявило о создании «зоны Первой поправки» вокруг ранчо. Тут необходимо совершить небольшой экскурс в историю американского законотворчества. Первая поправка к Конституции США гарантирует свободу слова в Америке. Но в 2012-м правительство Обамы внесло в законодательство поправки о создании «зон свободы речи», т.е. участков территории, вне которых свободное волеизъявление является незаконным. Иными словами, любой митинг на территории ранчо Банди нарушал действующее законодательство, нарушающее Конституцию. Крайне запутанная ситуация!
«Свобода лучше несвободы наличием свободы», как говорит премьер Медведев
Необходимо отметить, что губернатор штата в самый разгар кризиса потребовал убрать эти заграждения, назвав их «оскорбительными». Хотя федеральные агенты объявили происходящие протесты нелегальными, они всё же были вынуждены допускать прибывающих участников митинга. Скорее всего, потому, что вооружённые граждане вполне могли сами проделать себе дорогу через все кордоны, пожелай они того всерьёз. На какой-то момент протестующие даже перекрыли федеральную трассу, проходящую неподалёку, что помогло им привлечь дополнительное внимание медиа и парализовать движение на одной из важнейших дорог Америки на пару часов.
Вооружённый митинг продлился до 12 апреля. За это время федералы успели арестовать нескольких протестующих, натравить на них собак и даже пригрозить использовать слезоточивый газ. Но стратегические высоты вокруг ранчо были заняты вооружёнными гражданами и от реальных мер по разгону митинга федералам пришлось отказаться. Ведь никому не хочется брать на себя ответственность за ремейк сражения за форт Самтер, с которого началась первая Гражданская война в США. Чёрт, да над ранчо Банди правительство США даже объявило бесполётную зону, как в Ливии!
Эрик Паркер проделал большой путь из Айдахо в Неваду, чтобы целиться в федеральных агентов
В конечном итоге, под давлением местной полиции и администрации Лас-Вегаса (где связанные с федеральным правительством крупные предприниматели стали получать анонимные угрозы) BLM пошло на попятную и объявило, что весь скот Банди вернут в течение 30 минут, что и произошло. Правда, агентство пообещало взыскать задолженность Банди через суд, но более попыток добиться своего силой оно не предпринимало. Новая гражданская война закончилась, так и не начавшись.
Последствия и выводы
Уже 18 апреля Банди и его сторонники устроили большой праздник по случаю «победы на федеральными войсками». Как сказал сын Клайвена, Аммон Банди: «Мы выгнали федералов отсюда и преподали им хороший урок. Больше они сюда не сунутся».
Свою поддержку Банди уже выразили ряд видных республиканцев и невадский губернатор Брайан Сандовал. Правда, приведённые ранее и совсем необязательные расистские комментарии Банди отвратили от него самых влиятельных республиканцев вроде Рэнда Пола, но в консервативной среде он пользуется немалой популярностью – на его стороне, например, политический тяжеловес Рик Перри.
Так как конституция Невады признаёт юрисдикцию федерального правительства над обсуждаемыми землями (поскольку формировалась она в годы Гражданской войны), то Банди, вне всяких сомнений, нарушил закон. Но так ли это важно?
20 тысяч ранчеров в западных штатах исправно выплачивают дань за использование федеральных земель, но для многих ранчеров это снижает рентабельность – в одной только Неваде за последние 8 лет почти 700 семей ранчеров потеряли работу из-за ограничений, налагаемых BLM (максимально допустимый размер стада, частота использования федеральных земель и т.д.), что и стало причиной столь широкой поддержки дела Банди: Бункервилль раньше окружало три десятка хозяйств, теперь он остался один.
Как это нередко бывает с резонансными событиями, сразу же появилось немало теорий заговора касательно истинной подоплеки. Самая занимательная – это то, что Рори Рид, сын лидера сенатского большинства Гарри Рида, хотел отобрать используемые Банди земли для того, чтобы понаставить там солнечных панелей (купленных, само собой, в Китае). Но, на самом деле, всё не так: упомянутая эко-плантация будет строиться за 70 км от используемых Банди земель.
«Битва при Бункервилле», как её уже окрестили в США, перевела гражданское неповиновение в этой стране на новый уровень. В Америке уже были прецеденты противостояния гражданских вооружённых активистов и федерального правительства с большими человеческими жертвами – например, инцидент в Руби-Ридж или осада «Маунт Кармел». Однако в обоих нашумевших случаях драйвером конфликта была религия, в случае Банди речь идёт о прямом экономическом интересе. Пользующийся большой популярностью в России Марвин Химайер хотел, чтобы его лишь оставили в покое, Банди же хочет земли и воли. Сам Банди создал прецедент «правой версии движения „оккупируй Уолл-стрит“» — и, учитывая, что в отдельных западных штатах федеральное правительство владеет до 80% земли, его примеру могут последовать многие. Тем более, что пример был очень успешный и вдохновляющий – Банди нарушил закон и победил.
Апрельское противостояние активизировало в США дискуссии о необходимости приватизации земель, находящихся в собственности федерального правительства. Собственно, в США уже был президент, всей душой выступавший за это – Рональд Рейган. Сейчас этому мешает лобби «зелёных» в правительстве демократов. Быть может, со сменой кабинета на республиканцев ситуация изменится. Если нет, то подобных столкновений будет ещё много. Почему? Да потому, что в этом случае федеральное правительство чуть ли не в первый раз за свою историю отступило перед вооружёнными гражданами.
Этим «битва при Бункервилле» отличается от «стояния на Болотной» — собравшиеся в Неваде люди, которых американский вариант «Эха Москвы» называет «деревенщиной и расистами», представляли для американского ОМОНа реальную угрозу. К ним прислушались и их требования выполнили. Поэтому же 100 тысяч интеллигентных и нарядных либералов зимой 2011/2012 не добились ничего, а пара сотен хмурых и неприятных погромщиков в Бирюлево осенью 2013-го заставили политическую администрацию прислушаться к своим скромным требованиям. Есть и ещё один момент.
Нельзя становиться в позицию обиженного и просящего. Если кто-то не заметил, Клайвен Банди долгое время нарушал закон. И весь этот вооружённый митинг был, по сути, незаконным – нахальные ранчеры просто требовали себе больше земли, не считаясь ни с чем. К нормам и писаным законам можно апеллировать, если они соответствуют текущему историческому моменту. Если не соответствуют – значит, их можно игнорировать или нужно менять. Что характерно, Вашингтон это понимает, хоть и искренне с этим не согласен.
Ну и третий урок – мистер Банди образцовый джентльмен правых взглядов, долгие годы занимавшейся бизнесом и приобретший друзей во множестве силовых и политических структур. Поддержку обязанных ему людей он активировал в нужный момент, не испугался и пошёл на прямую конфронтацию с федеральным правительством – воистину, бунт осмысленный и эффективный. Может быть, и кого-то из наших сограждан он вдохновит на защиту своих прав.
And you’re not gonna take what they’ve got to give
And you not gonna let them take your will to live
Because they’ve taken enough and you’ve given them all you can give
And luck won’t save them tonight
They’ve given you reason to fight