Суррогатный нацпроект и культ Великой Победы

За что мы любим движение «Суть времени» любовью нежной, безответной: безбашенные сторонники Кургиняна открытым текстом проговаривают то, что в современном российском дискурсе лишь смутно подразумевается, действуя по принципу «что у трезвого на уме, то у Сутиняна на языке». Сколько лет мы писали о попытке подменить русский национализм и русскую национальную идентичность Культом Великой Победы — и вот, пожалуйста, великий отрывок из свежего текста одного из сутинят:

Война с фашизмом на Украине объединила всех: и красных, и белых, и коммунистов, и националистов. Война, а не чьи-то фантазии, показала, что единственной фундаментальной скрепой нашего общества является Победа. Патриот может быть сколь угодно белым и как угодно относиться к Ленину, но, когда по-настоящему возвращается История, он идет защищать памятники Ленину (как символ противостояния фашизму) и идет на смертный бой с фашистской силой темною, с проклятою ордой.

Настоящий воинский дух даже у самого белого патриота просыпается именно с опорой на подвиг деда в Великой Отечественной Войне, нет никакой другой точки опоры, точки мобилизации народа на войну против фашистской хунты. Дело даже не только в стремительном росте просоветских настроений, хотя, конечно, лютый антисоветизм уже снят с повестки дня всех патриотов России, включая русских националистов, и снят он не потому, что националисты прочитали Капитал Маркса (они его в глаза не видели), а потому, что перед глазами всех наших соотечественников есть реальная советская история, данная нам в ощущениях, и ее сравнение с импотентной нищетой постсоветского периода. Дело в том, что только Победа в Великой Отечественной Войне по-настоящему объединяет всех нас, и только она может стать по-настоящему мобилизующим народ фактором.

vet01

Само собой, реальность немного сложнее: тот же Стрелков писал, что его войска объединяет ненависть к Украине и общность русского языка и культуры, без единого слова про «победу», но это в данном случае неважно. Важен в открытую озвученный план построения новой национальной идентичности взамен русской, с опорой на «Победу» как смысловой центр. Тысячелетняя русская культура, тысячелетняя русская государственность, тысячелетний русский народ и даже тысячелетний русский язык не могут служить объединяющими (кого с кем?) факторами, русская нация (у которой в среднем на один год мира приходилось три года войны) ненадежна и должна быть замещена Новой Исторической Общностью — Народом-Ветераном, которому все тысячелетнее развитие и тысячелетнюю историю заменяют 4 года Второй мировой войны. Русские не нужны, русские не могут служить точкой опоры, точка опоры — в государственном культе давно отгремевшей советско-нацистской войны, переименованной в «войну с фашизмом», где «фашизмом» по своему произволу объявляется любое неугодное явление.

И ладно бы это всё было лишь смутными фантазиями секты красных фриков — бог бы с ними, — но политика РФ в последние годы четко дает понять, что взят курс на тотальное подавление русского национализма, культурное уничтожение русской нации (Россия — государство, создавшее великую культуру. На протяжении всей российской истории именно культура сосредотачивала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, во многом определяла влияние России в мире, — это, если что, начало официальных «Основ государственной культурной политики». Русский народ? Русская культура? Не, не слышали) и замещение реально существующей русской национальной идентичности с русской национальной культурой мобилизующим ветеран-суррогатом.

Законы про непересмотр итогов Второй мировой, про «осквернение Дней Памяти», дискуссия про возвращение Сталинграда, все более пышные парады, все более громкая истерика по поводу «георгиевских ленточек» (кто не носит — тот предатель) — это же все элементы продолжающегося нацбилдинга странной постсоветской Нации-Ветерана (именно постсоветской: в СССР победа в советско-нацистской войне доказывала лишь неизбежный триумф коммунизма, сейчас же весь коммунизм выкинут на свалку и осталась одна Великая Победа, превращающаяся в вещь в себе) с Великой Победой как действительно единственной духовной скрепой общества. При этом не стоит путать Культ Великой Победы с обычным празднованием тех или иных войн: чтобы понять разницу, сравните с отношение к войне 1812 года, например. Ну да, наши предки победили лучшего полководца эпохи и лучшую армию эпохи, наши предки молодцы, мы воздаем им дань уважения, однако не рассказываем, что «бонапартизм жив и сегодня», не требуем бороться с «возрождающей бонапартизм пятой колонной», не кричим, что в Киеве власть захватили бонапартисты и что бонапартизм начинается с введения виз со странам Средней Азии.

vet02

Вокруг же Великой Победы мы наблюдаем именно что формирование гражданского культа, гражданской религии с превращением ветеранов в жрецов (причем смерть реальных ветеранов никого не останавливает: с каждым годом все больше бодрых старичков 60 лет, радостно исполняющих культовые действия, поскольку под «ветераном», очевидно, подразумеваются не реальные ветераны реальной войны, а жрецы культа в особом жреческом облачении) и попытками вокруг этой религии строить новую идентичность. Само собой, что без поддержки государства эта идентичность развалится, схлопнувшись до празднования 9 мая один раз в год (вместо навязываемой сейчас круглогодичной «борьбы с фашизмом», причем под «фашизмом» может пониматься что угодно, от внешней политики США до ювенальной юстиции), но пока что многонациональная РФия еще держится, и мы наблюдаем и будем наблюдать попытки поддержания этой искусственной идентичности путем приписывания к ней чего угодно, вплоть до национально-освободительной борьбы Новороссии.

Русским же людям следует понимать, что Культ Великой Победы

1. Имеет довольно смутное отношение к реальной Второй мировой войне, реальным подвигам и реальным ветеранам. Лучшее его отображение — сменившая пять партий абсолютно беспринципная депутат Яровая с ее законопроектом про отрицание приговоров Нюрнбергского трибунала. «Сижу я на своей вилле во Франции и, знаете, черная икра в горло не лезет: все о возрождении фашизма в России думаю. Как там наши ветераны? Как там наши победители фашизма? Еще одну бутылочку „Вдовы Клико“, пожалуйста!»

2. Призван заместить реальную русскую национальную идентичность, попутно смикшировав реальные проблемы российского общества («Как вы смеете выступать против мигрантов, когда деды победили фашизм!»)

3. Естественным образом умрет после кончины путинизма, но сейчас на него работает вся мощь государственной пропагандистской машины, поэтому может сложиться впечатление, что выращенный в кремлевских политтехнологических лабораториях монстр Франкенштейна жизнеспособен. На самом деле нет, это все спецэффекты, достаточно электричество отключить — впрочем, пока электричество не отключили, Победоштейн будет довольно убедительно рычать и даже пытаться цапнуть за горло.

4. Сколь бы великими ни были подвиги дедов, они не могут и не должны диктовать актуальную политическую повестку ТРИ поколения спустя. Настоящее должно принадлежать тем, кто в этом настоящем живет, — мысль простая, но до сторонников Культа доходит с трудом.

5. И уж тем более следует жестко пресекать все попытки подменить реальную русскую национальную идентичность путинским идеологическим конструктом. Потому что конструкт после ухода Путина и неизбежных реформ рухнет, а мы с вами останемся — и будет довольно печально начинать жизнь в постпутинской России, не имея на руках ничего, кроме картонной медали «За взятие Берлина», отпечатанной к очередной годовщине.

vet03

Все люди на фотографиях выше являются мошенниками, не имеющими никакого отношения к реальным ветеранам ВОВ. Но без подсказки вы бы этого не заметили