В свое время я писал, что новая волна протестов начнется в регионах. И протесты эти будут не абстрактными («Чому демократию забижаете?»), а конкретными («Отчего убийцы на свободе?»).
Так и случилось. Сегодня в Минеральных Водах прошел массовый народный сход, на который перепуганные власти согнали кучу ОМОНа (собравшиеся русские ехидно спрашивали: «А где же танки?»). Сошедшийся народ требовал одной простой вещи: наказания 40 армян, ворвавшихся в местную больницу и убивших Анатолия Ларионова (почти всех нападавших отпустили, переквалифицировав в статус свидетелей. Мол, смотрю, толпа армян в больницу бежит, ну и я побежал вместе с ними тоже посмотреть!). Настроения собравшихся жителей лучше всего передает это видео:
А если у вас не работает видео, то вот понятные фото:
По результатам народного схода губернатор Ставропольского края отправил в отставку мэра Минеральных Вод и всю верхушку городской полиции. О судьбе 40 невиноватых рафиков пока ничего неизвестно, но, полагаем, что новые полицейские активнее возьмутся за расследование дела и, надеемся, заключат большую часть убийц под стражу.
В связи с чем хотелось бы отметить несколько важных моментов:
1) Предметный протест — работает. Власти не боятся либералов, потому что либералы управляемы и предсказуемы. Но власти боятся простого народа с конкретными претензиями, потому что в прошлом году простой народ дошел до открытых бунтов, и неизвестно, чем народные сходы могут закончиться сейчас.
2) Предметный протест никак не связан с заоблачными рейтингами Путина, поскольку претензии адресуются обычно не президенту, а местному начальству, у которого рейтинг сильно меньше 84%. Или хотя бы 50%. Рекордно низкая явка на сентябрьских местных выборах показала почти полное отсутствие доверия местным властям и максимальную отчужденность народа от них. Да, в Москве сидит мудрый Путин, который вернул нам Крым, но причем здесь местные черти? Местных чертей и на вилы поднять можно.
3) Учения по отключению интернета, удушение прессы и т.п. закатывание информпространства в асфальт никак не влияют на предметные протесты, в местном сообществе информация распространяется по принципу сарафанного радио. Вся колоссальная машина подавления настроена на борьбу с либеральной Москвой и просто не знает, что делать в регионах, где нет готовых рецептов управления недовольством (кроме как «пойти навстречу митингующим, пока они из митингующих не стали бунтующими»). В случае Минвод все попытки развести дружбународов и многонациональность с треском провалились — простые люди, в отличие от хипстеров, не любят, когда их держат за придурков.
4) Эффективный менеджмент регионального недовольства возможен с построением реально работающего местного самоуправления, но это противоречит всей сути выстроенной в РФ политической системы. Поэтому вроде бы простое решение («А давайте на местах будут управлять реально выбранные местные политики, которые будут реально слушать местных жителей и защищать их интересы») абсолютно невозможно, поскольку противоречит всей сути концепции «вертикали власти» и абсолютной управляемости всех политических процессов. Не говоря уже о том, что жители Минвод против наплыва в их город кавказороссиян, и реальное народовластие привело бы к разрушению многонационалочки.
5) Национальный вопрос, временно вытесненный Украинским кризисом, возвращается — «национальный поворот», ожидавшийся после речи Путина в Крыму, оказался иллюзией, а значит, межнациональное напряжение, вызванное критическими недостатками самой структуры РФ, вновь начнет нарастать. Характерно, что в недавней программной речи Ходорковского про нацвопрос нет ни слова — то есть ни власти, ни оппозиционные либералы не имеют рецепта разрешения самой взрывоопасной россиянской проблемы. Следовательно, русский национализм, несколько замылившийся на время Украины, по-прежнему остается единственным политическим течением, которому есть что предложить восставшим Минводам (Пугачеву, Арзамасу, Бирюлево, Демьяново, Сагре, Манежке, Кондопоге…).
6) Сегодня в Минводах русские победили.
Всего вам доброго, путинисты и либералы!