Как разговаривать о русском национализме с обывателями?

tellus

Выбрав маркетинг сферой профессиональной специализации, я ввел в привычку заниматься «перманентными социологическими исследованиями». Другими словами — я постоянно разговариваю с незнакомыми людьми об интересующих меня вопросах, будь то отношение к какому-то продукту или вопросы политической жизни. По этой причине у меня накопился некоторый опыт общения с обычными людьми на тему русского национализма.

Показательным может быть один из последних диалогов с таксистом. На мой вопрос: «А вот как вы к национализму относитесь, например?» таксист ответил нечто в духе: «Ну, это же плохо, фашизм же». После чего мною был задан вопрос: «А кто же населяет Россию?». Таксист ответил: «Ну, русские. Или россияне, как сейчас принято говорить». Я уточнил: «А россияне это кто?». Таксист замешкался и ответил лишь что-то в духе «А фиг его знает». После чего у нас состоялся конструктивный диалог о том, что на самом-то деле за понятием «русский» стоит много чего и вообще-то правильно считать себя русским, а «россиянин» — абсолютно непонятная словесная конструкция.

Подобные разговоры с разными людьми на практике обнажили для меня «когнитивный диссонанс» нашего общества. Советская пропаганда (и пропаганда РФ) заставила людей ассоциировать национализм с фашизмом, но при детальном рассмотрении оказывается, что ничего плохого в национализме-то и нет. Более того — при детальном рассмотрении каждый второй оказывается, фактически, националистом, при этом не осознающим данный факт.

Тем не менее люди либеральных взглядов и тем более люди взглядов «никаких» (то есть патриотичное и аполитичное большинство, кое составляет основу любого общества), слыша словосочетание «русский национализм» сразу ассоциирует его с чем-то ужасным.

Предлагаю при помощи простых и логичных тезисов разобраться, в чем состоит прагматизм национального поворота в современной России и стран-осколков империи для простых людей. Ведь прагматичный ответ на этот вопрос позволит обращать в наши убеждения все больше людей как аполитичных, так и либерально-ориентированных.

Позвольте называть этот текст базовой методичкой для продвижения основных идей русского национализма.

Тезис первый. Одной из главных функций любого государства является защита интересов людей определенной нации (в современном мире нации не этнической, как правило, но политической). И национализм — единственная идеологическая платформа любого государства. Назовите хотя бы одно процветающее европейское государство, построенное не на национальной идеологической платформе (к вопросу о понятии титульной, государствообразующей нации)? Правильно — таких государств не существует. Просто потому, что люди всегда стремятся к существованию в едином историческом, культурном и языковом поле.

Тезис второй. Все рассказы про СССР как о «многонациональном рае» превращаются в пустой звук, стоит лишь вспомнить важный факт: Советы пытались вырастить новую единую национальную идентичность — «советского человека». Те же яйца, вид сбоку — прошу прощения за грубое выражение (но мы же обсуждаем простую аргументацию на соответствующем языке, не так ли?). Это подтверждает Тезис первый. У СССР, конечно же, ничего не вышло — просто по причине отсутствия единого исторического и культурного фундамента за понятием «советский человек».

Тезис третий. Региональные идентичности можно и нужно «переформатировать» в единую политическую нацию. Пресловутые США — пример и образец для подражания для любого либерала — сформировали единую политическую нацию из людей различного этнического происхождения. У США это получилось за счет т.н. стратегии плавильного котла. Той же самой стратегии придерживалась и Российская Империя (за счет русификации), политика которой была прервана приходом к власти большевиков. К тому же единая нация формируется на единых культурных кодах, языке, истории. Не стоит объяснять, почему русская идентичность для этого подходит больше других. Более того, как мы успели увидеть в открытии сочинской Олимпиады, это понимает и нынешнее руководство РФ (ВСЯ церемония открытия была построена вокруг русской истории и культуры).

Перефразируя основной смысл тезиса: русский национализм — это про принадлежность к истории, культуре, языку. Татарин по крови? Не проблема, можешь быть русским (к слову, все мои знакомые этнические татары считают себя русскими. Возможно, из-за того, что они живут в Сибири — это далековато от Татарстана). Наполовину немец, наполовину латыш? Не проблема — можешь быть русским. Главное — единство культуры, языка, истории и политическая лояльность нации («заукраинцы» русского происхождения очевидным образом не являются частью русской политической нации).

Прецедент формирования украинской политической нации, к слову — еще одно яркое подтверждение этого тезиса. Стоить вспомнить небезызвестного Арсена Авакова, этнических русских из «Азова», жертву Майдана Нигояна и т.п. (несмотря на все остальное, что касается украинской политической нации — об этом Пятом Тезисе).

Тезис четвертый. Сильные региональные идентичности, равно как и сильные идентичности малых народностей, являются дестабилизирующим фактором для любого государства. Отсутствие сильной, единой идентичности — по сути, это будущие сепаратисткие движения (коими не преминут воспользоваться конкурирующие государства). Хотите через 4 года получить вторую Украину в лице Башкортостана? Разгуливайте идентичности малых народов и рассказывайте про то, что никаких русских нет. Парадоксальным образом, нынешние власти РФ, беспощадно карающие сепаратизм, сами же своей «многонациональностью» создают питательную почву для этого самого сепаратизма.

Тезис пятый. Отсутствие стратегии формирования единой русской политической нации прямо сейчас дает крайне негативные плоды, касающиеся чуть ли не каждого жителя России. Конечно же, я имею в виду Украину. Не говорили жителям Украины, что они русские — этим воспользовались. И теперь там — «не-Россия» (ведь абсолютно никакой работы в этом плане со стороны государства РФ после развала СССР не проводилось). На любой встречный аргумент про пресловутое право наций на самоопределение отвечать нужно так: право наций на самоопределение — не что иное, как своеобразная политическая уловка (равно как и демократия).

Ведь существует (и существовало) две концепции украинства: малоросская (про-русская) и галичанская (про-польская). Обе имеют право на существование, и обе могут быть приняты большинством (тем самым аполитичным большинством) при определенных усилиях со стороны государства. Фундамент истории и культуры позволяет это сделать. 20 лет активно подогревалась галичанская версия украинства — и вот мы видим, как многие родственники русских (реальные примеры из жизни!), живущие на Украине, в лучшем случае стали агрессивными, а в худшем — оборвали все контакты.

Дома — единая русская нация, за рубежом — «конечно же, мы поддерживаем стремление самобытного древнего народа Техаса к независимости от Вашингтона. Говорят, еще Геракл, Иисус и Шекспир были техассцами…».

Тезис шестой. Русский национализм — это, в первую очередь, либеральные ценности (как бы удивительно это не звучало для сектантов, называющих себя «либералами»). Это свобода распространения информации, свободные выборы, свободная рыночная экономика, развитие местного самоуправления и прочее. Свобода чувствовать себя в гармонии со своим языком, своими обычаями и своей историей. А для особо рьяных либералов-западников представляем для ознакомления прекрасное агитационное видео молодежной организации шведских демократов. Национализм в Европе переживает второе рождение, не самое ли время и нам идти в ногу со Старым Cветом? Или у либералов теперь свой особый, евразийский путь?

Краткое резюме:

Тезис первый. Государство существует для выражения интересов политической нации, будучи инструментом, подчиненным нации.

Тезис второй. СССР осуществил провальный эксперимент по строительству единой политической нации «советские люди», затормозив развитие единой русской политической нации. А без единой политической нации государство не жилец — ибо не могут долго стоять доспехи без ратника внутри них.

Тезис третий. Региональные идентичности (при сохранении разумной местной специфики) можно и нужно подводить под единый общий знаменатель русской политической нации. «Национальные республики» — это зародыши будущих «украин».

Тезис четвертый. Если не будем заниматься созданием единой политической русской нации, то получим очаги сепаратизма и окончательно потеряем Украину, Белоруссию, Казахстан и миллионы русских людей, разбросанных по всему свету.

Тезис пятый. Право наций на самоопределение в случае с пост-СССР — это двойные стандарты. Отсутствие строительства единой политической русской нации уже дало свои плоды в виде нынешней Украины (где вполне мог бы сейчас царствовать проект прорусской малоросской идентичности).

Тезис шестой. Русский национализм — это либеральные ценности, свобода, равенство, братство. А также актуальный европейский тренд. Хочешь в Европу? Стань националистом.

Используйте данную методичку в спорах с либералами и при общении с простыми аполитичными людьми, дабы объяснить им, почему практически каждый из них является националистом (просто еще не знает об этом). Буду рад, если в комментариях к статье вы поделитесь практическим опытом и мы улучшим данный материал для большей его эффективности!