Поговорим о прошедшем саммите G20 в Брисбене, с которой досрочно уехал Путин. Лоялистская пресса преподает саммит чуть ли не как победу российской дипломатии: Путин успел на полях саммита пообщаться с главами стран BRICS и даже заставить их принять заявление о незаконности санкций против России, после чего триумфально уехал. Оппозиционная пресса, наоборот, радуется: ура, мировое сообщество прогнало диктатора, будет знать, как забижать незалежну Украину.
И лоялисты, и оппозиционеры неправы, повода для радости за или против Путина нет.
Саммит приблизил нас к открытой войне.
Что такое в принципе саммит G20? Это собрание лидеров стран, составляющих 80% мирового ВВП, собрание лидеров всех стран, которые хоть что-то значат. В отличие от, скажем, G7 (куда не входит, например, малозначимый и малозаметный Китай). Зачем ехать на G20? Чтобы лично пообщаться с мировыми лидерами и постараться донести до них российскую позицию, избежав международной изоляции. Знал ли Путин, что его на саммите будут — скажем откровенно — травить? Да. Еще до начала саммита премьер-министр принимающей гостей Австралии публично заявил, что потребует от Путина ответа за Украину.
Поэтому чудеса и приключения начались с аэропорта, где Путина вместо положенного по дипломатическому протоколу главы государства или хотя бы министра иностранных дел встречал «замминистра обороны». С дипломатического на человеческий это переводится как «я имел половой акт с вашей матушкой». После, когда Путин здоровался со всеми мировыми лидерами, премьер Канады ему заявил «Полагаю, что я должен пожать вашу руку, но вы должны убраться с Украины». Затем Путина на групповой фотографии поставили у самого края, рядом с ЮАР — «да и с вашим батюшкой тоже». Далее Владимира Владимировича начали едва ли не открыто крыть матом все западные лидеры, а Меркель вдобавок пообещала еще санкций богу санкций.
Как сформулировал сам Путин «В официальной программе саммита G20 Украина вообще не значилась, но двусторонние встречи были посвящены практически исключительно ей». Довершила картину речь Обамы, который ранее ставил Россию в один ряд с эболой и Исламским Государством, а теперь, забыв про эболу с исламистами, начал представлять «российскую агрессию на Украине» как главную угрозу миру. Level up, как говорят в игровом сообществе.
Путин, несмотря на важность личных контактов с мировыми лидерами в условиях самого крупного дипломатического кризиса с 1991 года, плюнул и уехал. В аэропорту серьезные официальные лица его не провожали, поэтому он подошел и расстроенно пожал руки австралийским полицейским-мотоциклистам, сопровождавшим кортеж. Можете сами оценить как это выглядело:
Мы можем констатировать, что, несмотря на все путинское хладнокровие (полагаю, что за 15 лет у власти он давно уже привык к попыткам нахамить со стороны тех или иных государств), не удалось сохранить хотя бы внешнюю видимость продуктивного общения с западными лидерами.
По сути, саммит окончился дипломатическим скандалом.
И, позволю себе предположить, Путин понял, что с ним уже не только не хотят договариваться, но хотя бы просто разговаривать, соблюдая хотя бы внешние приличия.
А значит, пытаться договориться больше нет смысла. Значит, конфронтация все усиливается, а логика нарастания противостояния становится доминирующей.
Лучше всего настроения на G20 уловил обычно упоротый Порошенко, одновременно с саммитом давший интервью, в котором заявил, что Украина готовится к тотальной войне. Посмотрев на мертвое лицо Путина, можно сказать одно: Украина готовится правильно.
По итогам саммита август 1914-го стал еще ближе.