Сегодня в Ярославле состоится митинг «Против жуликов и воров». На первый взгляд — очередной унылый «майдан» на пять калек в череде серых оппозиционных митингов, что проходят в каждом городе. Если бы не одна деталь. Инициатором митинга выступил действующий мэр города Евгений Урлашов.
Днём ранее Урлашов высказал всё, что он думает о правящей партии в эфире городского телеканала. Виданное ли дело? Многие ли жители российских городов могут после работы включить телевизор и услышать оттуда про коррупцию в рядах партии, которую возглавляют первые лица государства?
Мы не будем сейчас вдаваться в детали конфликтов внутри ярославской элиты. Понятно, что ситуация там не столь проста, а сам Урлашов далеко не ангел — да и не выживают ангелы в российской политике, не проходят естественный отбор.
Нас интересует другое. Восстание мэра
Событие действительно не из рядовых. Последние десять лет все конфликты региональных элит проходили в закрытом, кулуарном формате. Вынос сора из избы — грех, за который жёстко карали. Можно было бросать все силы на борьбу с федеральным центром, приглашать работать против местной ЕР заезжих политтехнологов, полностью блокировать все инициативы из Москвы, прокатывать губернатора. Такое много где случалось. И потом жёстко наказывалось Кремлём. Но всё это делалось втихую, под столом, на публике же действующие региональные власти всегда выступали в поддержку курса любимых партии и президента.
Урлашов стал первым крупным политиком, кто начал говорить о своём конфликте открыто и смело, прямо в лицо. Это первая ласточка новой эпохи, эры пост-ЕРовской политики. И проблемы в новом дивном мире возникнут у Кремля именно с регионами. Ведь одним из главных достижений «Единой России» считалась именно централизация власти, выстраивание Сурковым системы подчинения через ЕР всех местных политических кланов, когда в одну ячейку загоняли зачастую даже враждовавшую между собой знать того или иного города.
Проблемы у Кремля будут. Потому что следующим шагом за Урлашовым станет возвращение института «региональных князей». Минтимер Шаймиев, Эдуард Россель, Аман Тулеев — все эти типажи из российской политики никуда не исчезли. Более того, за годы суперцентрализации и насильного вовлечения в «Единую Россию» локальные феодалы накопили достаточно претензий к Москве. Пружина, которую долго сжимали, готова резко распрямиться.
Если сегодня с резкими речами выступает мэр полумиллионного города, то значит мне, главе Крыжопольского района Мухосранской области, тем более можно грабить корованы? Нургалиев разрешил?
Демарш Урлашова в момент распада «Единой России» может повлечь за собой цепную реакцию, когда местные элиты начнут предъявлять свой счёт правящей партии. Все эти годы их заставляли вкладывать огромные деньги в партийную кассу, обеспечивать ей результат на выборах (отсюда вынужденные фальсификации), тянуть всех подряд кандидатов, чьи имена спущены сверху.
И ребрендинг ЕР не поможет — ведь претензии-то накопились не к конкретному бренду (ЕР, ОНФ — какая в разница?), а к сурковской системе жёсткого подчинения регионов.
То есть, к Москве. К Администрации президента. К механизму собирания дани во имя правящей партии.
Скорее всего, Урлашова попытаются показательно растоптать, чтобы другим было неповадно. Ангажированные депутаты уже поставили ему оценку «неудовлетворительно». Вторая подряд «двойка» (её можно поставить через год) будет автоматически означать снятие мэра с должности, поэтому ярославский мэр вынужден играть ва-банк.
Но чем бы не закончилась ярославская история, понятно одно: действующая суперцентрализованная система управления, созданная при Суркове, находится в глубоком кризисе.
Вертикаль власти на основе конкретной партии больше работать не будет. Замена названия проблему не решит. Отдельные города/регионы смогут выходить из-под контроля, а массовые фальсификации и радикальные запреты слишком опасны и чреваты новыми Болотными.
Кремлю предстоит предложить регионам новую повестку и найти новые формы сотрудничества с местными элитами. В ином случае, подобные отступники-урлашовы очень скоро появятся в каждой области, каждом городе, каждом районе. Рыжие кудри «единороссов» примелькались и теперь их начинают бить. Пока что — на региональном уровне.