Как мы уже неоднократно писали, белорусский национальный миф сегодня строится вокруг культа победы в Великой Отечественной войне. При этом белорусский культ Победы значительно отличается от российского. Если в РФ деды воевали за многонациональный Советский Союз, то в РБ – за «независимость Республики Беларусь». В связи с этим День независимости Белоруссии отмечается в день освобождения Минска от немцев. По мнению ряда белорусских официальных лиц и «профессиональных белорусов», именно белорусский народ внёс решающий вклад в разгром нацистской Германии. Так, в 2010 году глава белорусской диаспоры в России Валерий Казаков заявил, что «белорусы довели до самоубийства Гитлера».
В 2014 году была выпущена медаль «70 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков». Однако государство «Республика Беларусь» появилось только в 1991 году, в 1944-ом Красная армия освобождала Белорусскую Советскую Социалистическую Республику.
Разумеется, самостийные смыслы 9 мая нуждаются в соответствующей символике. Вот уже несколько лет власти Белоруссии пытаются представить в качестве атрибута празднования Дня Победы ленточку цветов государственного флага РБ. Исторических оснований для этого нет никаких: красно-зелёный флаг БССР был создан спустя шесть лет после окончания войны. Но другой «национально-белорусской» альтернативы георгиевской ленточке идеологи РБ придумать не смогли.
В прошлом году, когда георгиевская ленточка стала символизировать не только память о победе в Великой Отечественной войне, но и солидарность с ополчением Новороссии, белорусская власть ленточку запретила. В канун 9 мая в сети появилась фотокопия распоряжения Железнодорожной районной организации Белорусского Республиканского Союза Молодёжи (БРСМ, нечто вроде белорусских «Наших») о недопустимости использования георгиевских ленточек на праздниках.
В начале 2015 года «креативщики» из БРСМ разработали новую символику для 9 мая: прикрепили к красно-зелёной ленточке цветок яблони и помпезно назвали сию композицию «Цветы Великой Победы». На вопрос, при чём здесь яблоня, БРСМщики ответили так: «Яблоневый цвет – это символ весны, возрождения, начала новой жизни, что как нельзя лучше передаёт общенародную радость различных поколений в связи с Днём Великой Победы. Образ цветущего яблоневого сада отражает плодородие, благосостояние, динамичное развитие, успех и процветание суверенной и независимой Беларуси за последние 20 лет».
Руководству РБ «креатив» своих комсомольцев пришёлся по душе. В середине апреля белорусские СМИ опубликовали директиву Управления торговли и услуг Витебского облисполкома, в которой подведомственным органам управления торговлей предписывалось принять меры «по наличию символа акции («Цветы Великой Победы» – прим. авт.), прикреплённого к форменной одежде, у каждого работника организации торговли, бытового обслуживания и общественного питания».
Новая самостийная эстетика в этом году полностью вытеснила цвета георгиевской ленты из праздничного оформления города-героя Минска, что вызвало восторженный визг в среде белорусских националистов: «Неофициальная информация о нежелании белорусских властей даже видеть на территории нашей страны символику в цветах колорадского жука (в РФ это называют «георгиевской лентой»), популярную у пророссийских сепаратистов Донецкой и Луганской областей Украины, полностью подтвердилась. Это стало ясно по визуальному стилю оформления улиц и площадей Минска накануне 70-летия Победы, которое будет отмечаться 9 мая. Если ещё год назад в такой же праздник изображения чёрно-оранжевых лент кое-где ещё встречались, то сейчас совершенно очевидно, что кто-то наверху скомандовал чётко: “Рашизм не пройдёт”. И он не прошёл».
Вишенкой на торте в этой истории является отказ Лукашенко от участия в московском параде 9 мая, а также дивная аргументация оного – мол, в Минске пройдёт свой парад, который по белорусской Конституции никто, кроме главнокомандующего, принимать не может (разумеется, в Конституции РБ о параде нет ни слова). Кремль такая аргументация вполне устроила. На вопрос Маргариты Симоньян, нет ли у главы МИД РФ Сергея Лаврова ощущения, что «господин Лукашенко променял нас на прощение Европы», господин Лавров ответил: «У меня такого ощущения нет».
Пока в экс-УССР пытаются избавиться от культа Победы путём героизации УПА, в экс-БССР готовятся праздновать свой собственный День Победы с парадом и самостийностью. Если бы украинское руководство было чуть умней, оно брало бы пример с Лукашенко, героизируя не Бандеру, а, например, советского партизана Сидора Ковпака. С одной стороны, это очень даже самостийненько. Ведь к 1940-м годам причислять украинцев и белорусов к триединому русскому народу стало считаться предосудительным. С другой, это не вызывает изжоги у Кремля – главного спонсора украинской и белорусской «незалежности».