Позавчера произошло очень важное событие: в США был арестован владелец сайта Silk Road Росс Ульбрихт (с его интервью вы могли ознакомиться ранее).
Silk Road — это торговая площадка в Tor, сети с высокой степенью анонимности, специализировавшаяся на продаже наркотиков, где всякий мог купить и продать свой товар.
Оплата происходила с помощью криптографической валюты Bitcoin, обеспечивающей анонимность при должном использовании.
Де-факто Silk Road представлял собой скрытый аналог eBay: у продавца был рейтинг, а о качестве товара оставляли отзывы, аналогичные тем, что можно увидеть при обычной покупке:
«Хороший товар, прибыл быстро»
«Я ставлю четыре из пяти лишь потому, что пакет с марихуаной не был запакован в двойной пакет, и она немного просыпалась. Но вставляет отлично!»
Эта продуманная система обеспечивала удобство как для продавцов, так и для покупателей, что сделало Silk Road одним из самых привлекательных и прибыльных сайтов Глубокой паутины. На сайте продавались не только наркотики, но и некоторые другие товары: книги, ключи активации для компьютерных программ, порнография, ювелирные изделия, картины (зачастую краденые), фальшивые документы.
Казалось бы, схема безупречна: сеть Tor обеспечивает анонимность связи, Bitcoin обеспечивает безопасность транзакций, а наркотики в посылке найти очень сложно.
Как же раскрыли создателя?
Незадолго до сегодняшних событий, в августе этого года, исследователями было отмечено резкое увеличение Tor-трафика.
Имелось несколько версий происходящего:
1. Это могло быть связано с PRISM-скандалом, заставивших население задуматься о собственной приватности в сети.
2. Это мог быть ботнет.
3. И последняя версия связывала временное отключение Silk Road с этим событием: считалось, что АНБ/ФБР наводнила сеть Tor огромным количеством фальшивых узлов, чтобы разобраться с досаждающим властям сайтом.
Но в начале сентября стало ясно, что это очередной ботнет, и ФБР здесь ни при чём.
Сейчас в англоязычном интернете многие проводят параллели между мистером Уайтом и Ульбрихтом. Конец сезона и арест создателя, университетское образование (Росс получил степень бакалавра физики). Сводный брат Росса говорит, что «…он невероятно смышлёный и умный парень. Он всегда был добропорядочным и, насколько я знаю, у него не было никаких проблем с законом». Забавным образом совпали и вырученные суммы. На комиссиях с продаж Ульбрихт получил около 80 миллионов долларов, что примерно равняется метамфетаминовому доходу Уолтера Уайта.
— Красиво идут… интеллигенция!
Однако Ульбрихт не был столь осторожен и аккуратен, согласно заявлению о возбуждении уголовного дела, в котором подробно описывается, как его нашли (отдельно отмечу, что все технические подробности объяснены весьма тщательно и интересно, ведь вряд ли судья является компьютерным специалистом).
Ульбрихт зарегистрировался на нескольких форумах, где пользователи обменивались своим опытом употребления различных психоактивных веществ, под ником altoid, и написал там несколько сообщений с адресом своего сайта и просил присылать отзывы на адрес (барабанная дробь) [email protected].
В марте 2013 года Ульбрихт создал на сайте Stack Overflow (портал для IT-специалистов) тему, в которой спрашивал, как «подсоединиться к Tor-сервису, используя функцию curl для PHP?». Он использовал ник Ross Ulbricht, зарегистрированный на почтовый адрес [email protected].
Очевидно, он понял свою ошибку, так как менее чем через минуту сменил свой ник на «frosty». Кстати, этот же логин он использовал для входа на веб-сервер Silk Road. Через несколько недель он поменял и почту.
Представим же на минуту, что Ульбрихт не допустил бы этих довольно очевидных ошибок. И тут начинается самая интересная часть истории.
Нет, домой к нему пришли без помощи АНБ и PRISM.
26 июня во время стандартной проверки Бюро таможенного и пограничного контроля США обнаружило поддельные документы в посылке из Канады, отправленные на адрес Ульбрихта, после чего к нему заявились агенты из Home Security Investigation.
По каким-то причинам Ульбрихт «сам заявил, что гипотетически кто-то мог заказать водительское удостоверение с SilkRoad».
Позже из переписки выяснилось, что Ульбрихт ещё в июне переписывался с пользователем redandwhite, и заказал у него поддельные удостоверения личности. Скорее всего, это было необходимо для оплаты веб-хостинга. Впрочем, если вы организовали площадку для торговли наркотиками и поддельными документами, то всегда полезно иметь запасной документ.
Переписка цитируется по материалам заявления.
20 марта Ульбрихт написал сообщение Friendly Chemist: «Пусть твои поставщики напишут мне… я утрясу проблему с ними».
25 марта пользователь redandwhite сообщил Ульбрихту: «Нам сказали, чтобы мы связались с тобой… Мы те люди, которым Friendly Chemist должен. О чём ты хотел с нами поговорить?».
26 марта Ульбрих ответил readandwhite: «Хочу сказать сразу, я не должен ему никаких денег…. Не могу сказать точно, какое решение будет лучшим, но я захотел связаться с вами, чтобы понять, можем ли мы прийти к решению, которое устроит всех. Помимо вопроса с Friendly Chemist нам стоит обсудить то, как вести дела вместе. Очевидно, что у вас есть доступ к запрещённым веществам в большом количестве, но у вас проблемы с распространителями. Если вы ещё не торгуете на Silk Road, то я бы хотел, чтобы вы стали поставщиками».
26 марта, позже, readandwhite ответил: «Если ты сможешь заставить Friendly Chemist встретиться с нами или заплатить нам его долг, то я уверен, что смогу уговорить людей из нашей организации попробовать заняться этой онлайновой частью бизнеса».
27 марта Ульбрихт написал: «По-моему, Friendly Chemist — это обуза, и я бы не возражал против того, чтобы его убрали… Я не уверен, как много вы уже знаете об этом парне, но у меня есть вот эта информация, и я ожидаю, что скоро узнаю его адрес». После Ульбрихт сообщил имя Friendly Chemist, и сказал, что тот живёт в Уайт-роке, Британской Колумбии, Канада, с «женой и тремя детьми». После этого он добавил: «Сообщите мне, если его адрес будет вам полезен».
30 марта Friendly Chemist написал Ульбрихту: «Ты не оставляешь мне выбора, я хочу получить 500 тысяч через 72 часа, иначе я выложу всё, что у меня есть…»
Несколько часов спустя Ульбрихт написал readandwhite о том, что Friendly Chemist «создаёт проблемы», добавив «Я хочу предоставить награду за его голову, если для вас это не будет слишком большой проблемой. Какой суммы денег будет достаточно, чтобы поспособствовать тому, чтобы вы его поискали? У человека на моём месте время от время возникает подобная необходимость».
После того, как redandwhite спросил, какие именно проблемы создаёт Friendly Chemist, Ульбрихт ответил: «Он угрожает раскрыть информацию о личности тысяч моих клиентов, которую смог заполучить. Я считаю такое поведение непростительным. Особенно здесь, на Silk Road, где анонимность священна». Ульбрихт отметил, что убийство, о котором он просил, «может не быть чистым».
Позже в этот же день redandwhite отправил сообщение Ульбрихту о том, что цена за убийство будет составлять 150 000 долларов или 300 000 долларов, в зависимости от того, будет ли оно «чистым» или нет.
31 марта Ульбрихт ответил: «Мне не хочется действовать на нервы, но не так давно по моему заказу выполнили чистое убийство за 80 тысяч долларов. Те цифры, о которых ты говорили — это лучшее предложение? Я бы хотел, чтобы работа была выполнена как можно скорее, так как он говорит, что выложит информацию уже в понедельник».
В течение этого же дня Ульбрихт и redandwhite сошлись на сумме в 1670 биткоинов — около 150 000 тысяч долларов
Несколько часов спустя redandwhite написал: «Я получил платёж… Мы знаем, где он. Он будет пойман ночью. Я буду держать тебя в курсе…»
Приблизительно через 24 часа redandwhite предоставил Ульбрихту новую информацию: «О твоей проблеме позаботились… Теперь будь спокоен, потому что он никого не будет шантажировать. Никогда».
В последующих сообщениях redandwhite отправил Ульбрихту фотографию тела жертвы, рядом с которым был кусок бумаги со случайным набором цифр, которые Ульбрихт отослал заранее, чтобы redandwhite мог подтвердить, что убийство совершил он.
5 апреля Ульбрихт написал redandwhite: «Я получил фото и удалил его. Спасибо за быстроту ваших действий».
Тем не менее, у канадских правоохранительных органов нет данных о человеке с именем, предоставленным Ульбрихтом, как нет данных и о том, что 31 марта в Уайт-Роке было совершено убийство.
Итак, пользователь redandwhite сам написал Ульбрихту, получил от него деньги, согласился убить человека по его приказу, предоставил доказательства убийства (однако оно, по-видимому, не было совершено), и выслал фальшивые документы на его фактический адрес.
Проверка посылки с этими документами и привела к тому, что агенты попали в дом Росса.
Учитывая, что Секретная служба США в течение четырёх лет изготавливала фальшивые документы, продавала их через закрытые форумы, а потом арестовывала покупателей, вполне может оказаться, что и Friendly Chemist был сотрудником ФБР, осуществившим сотни настоящих заказов, данные по которым он и продемонстрировал Ульбрихту, вынудив его ответить redandwhite, который в конце концов узнал его настоящий адрес.
В LinkedIn-профиле Росса указано, что он хочет «…использовать экономическую теорию, чтобы избавиться от использования принуждения, а также агрессии человечества. Как я считаю, точно так же, как рабство исчезло почти отовсюду, насилие, принуждение и все виды применения силы одним человеком к другому тоже могут исчезнуть. Наиболее широко и наиболее систематически сила применяется [общественными] институтами и правительствами и это то, что я сейчас пытаюсь как-то поменять. Тем не менее, наилучший способ изменить правительство — это изменить умы правящих. Исходя из этого, я создаю экономическую модель, чтобы предоставить людям непосредственный опыт жизни в мире без систематического использования силы».
Что же, Росс — последователь австрийской экономической школы; как указано в отчёте, он цитировал Людвига фон Мизеса и Мюррея Ротбарда, считавших, что влияние государства на рынок должно быть минимальным.
Фон Мизес: человек, чьи труды теперь опаснее «Майн Кампфа».
И действительно, Silk Road и другие сайты Deep Web удивительно точно подходят под определение такого рынка. Безусловно, хоть Германия и США признали Bitcoin валютой, но новые валюты с ещё большей степенью анонимности (например, ZeroCoin) уже идут на смену.
Несмотря на то, что Silk Road уже не действует (хотя новая версия уже анонсирована), Deep Web по-прежнему остаётся сферой, где можно купить и продать всё, что угодно, без какого-либо надзора и помех.
Что же можно сделать, если у вас достаточно денег и терпения, но никаких связей в криминальной среде?
Например, можно по-прежнему заказать LSD. Или марихуану.
Этот способ уже использовали, чтобы подставить докучавшего журналиста: после покупки героина на его адрес раздался звонок в полицию. Звонивший сообщил, что его соседу привезли наркотики. Полиция разобралась в чём дело, однако не всем так может повезти. Особенно в России.
Хакер может по запросу обрушить сайт, взломать почту, подбросить детскую порнографию.
Продаётся оружие. Оплата тоже через Bitcoin. Доставка — в нескольких посылках, по частям, которые покупатель затем собирает самостоятельно. Журналисты Gizmodo обнаружили, что некоторые продавцы готовы предложить не только стрелковое оружие, но и взрывчатку, и даже гранатомёты.
И, как было указано в заявлении, в Tor есть и убийцы, чья стоимость услуг зависит от выбора цели — или же это будет обычный человек, или полицейский, или политик — от двадцати тысяч долларов до нескольких миллионов долларов (к вопросу о том, зачем национальному движению могут понадобиться деньги…)
Безусловно, в сети существует огромное количество мошенников, которые с радостью заберут деньги, и не сделают ничего.
Тем не менее, Tor и Bitcoin являются, пожалуй, первой доступной схемой, позволяющей добропорядочному гражданину, не имеющему никаких связей с преступным миром, воспользоваться услугами уголовников.
Здесь стоит процитировать часть манифеста криптоанархистов, опубликованного в 1992 году:
«Технология для такой революции, — а революция эта определённо будет и социальной, и экономической, — теоретически разработана в прошлом десятилетии. Её методы основаны на использовании открытых ключей, систем аутентификации на основе доказательств с нулевым разглашением и разнообразных программных протоколов, предназначенных для взаимодействия, аутентификации и верификации. До сегодняшнего дня в центре внимания были научные конференции в Европе и США, конференции, за которыми пристально наблюдало Агентство национальной безопасности. Но лишь недавно компьютерные сети и персональные компьютеры достигли быстродействия, достаточного для практической реализации этих идей. И в следующее десятилетие быстродействие возрастёт ещё более, для того чтобы сделать эти идеи экономически осуществимыми и необратимыми. Это обеспечат технологии, сейчас находящиеся на стадии разработки: высокоскоростные сети, ISDN, сейфы с индикацией вскрытия, смарт-карты, спутники, передатчики, работающие в Ku-диапазоне, персональные компьютеры, производящие несколько триллионов операций в секунду, шифрующие чипы и многое другое.
Государство, очевидно, боясь социальной дезинтеграции, попытается замедлить или приостановить распространение таких технологий, ссылаясь на соображения национальной безопасности, использование этих технологий наркоторговцами и неплательщиками налогов. Любое из этих соображений будет обоснованным: криптоанархия позволит свободно торговать национальными секретами, а также незаконными препаратами и краденым. Анонимный компьютеризированный рынок сделает возможным даже создание отвратительного рынка заказных убийств и вымогательств. Криминальные элементы и иностранцы станут активными пользователями CryptoNet. Но это не остановит криптоанархию».
И вот, этот рынок появился.
Могут появиться и другие рынки, описанные криптоанархистами: например, тотализатор убийств. Эта идея была описана Джимом Беллом в его эссе «Политика убийств». В конечном итоге он угодил в тюрьму за то, что стал преследовать федеральных агентов, следящих за ним, а также их семьи (к вопросу о том, чем отличаются настоящие анархисты от российских).
Представим себе, что в некой стране была создана лотерея: угадавший дату смерти определённого человека забирает все взносы, сделанные анонимно. Поведение политиков зачастую раздражает многих людей. Вполне вероятно, что никто так не раздражает людей, как политики, поэтому сделавших взнос в эту анонимную лотерею будет немало. Киллер, выбравший определённую дату и убивший политика в этот день, заберёт себе весь куш.
Да, мудрые политики принимают непопулярные решения, и кто-то может поставить на вашу смерть, или на смерть вашей дочки, и этот тотализатор не является универсальным решением всех политических проблем, и им может воспользоваться и другое государство. Однако он вполне может появиться и изменить наш мир, как его постепенно изменил Silk Road, хотим ли мы этого или нет.
Мы увидели небольшой кусочек из этого мира будущего, где побеждает тот, кто использует свой разум и чужие разумы (в форме технологий) наиболее эффективно.
У Ульбрихта, скорее всего, действительно не было никаких криминальных знакомств. Всё, чем обладал в самом начале — это интеллект, а не связи с полицией, количество оружия или денег.
В свои 29 лет он смог в кратчайшие сроки создать свою империю и заработать 80 миллионов долларов (всего оборот составлял около 1,2 миллиардов долларов). Это та сумма, которая уже начинает изменять реальность вокруг себя, подобно тому, как звезда с большой массой искривляет свет. Если бы Росса не поймали, то вполне возможно, что в его штате киберпреступников стали бы искать куда менее охотно.
И это сделал один человек, не организация, не компания, не партия.
Вчера Павел Дуров написал о том, что «настало время закрывать личную информацию».
Мессенджер, разрабатываемый его компанией «Digital Fortress», может оказаться первым безопасным, удобным и популярным решением в современном мире. Сейчас, чтобы защититься от прослушивания и перехвата сообщений спецслужбами, нужно приложить немало усилий: Брюс Шнайер, например, пользуется отдельным компьютером, который никогда не подключен к интернету.
Но это может измениться, и приватность впервые станет доступной.
Это сохранит сотни и тысячи политических активистов от наказания по 282-ой статье, поможет журналистам сливать информацию о нерадивых чиновниках, не опасаясь за собственную жизнь, это — национальный инструмент контроля за государством.
Критерий Дозуа, которым описывается киберпанковское будущее, звучит так: «High tech, low life».
Несмотря на то, что мы всё ещё не построили русское национальное государство, и до поднятия уровня жизни нам предстоит сделать очень многое, изучать и анализировать технологии мы можем прямо сейчас.
Неважно, чем вы занимаетесь — программированием, медициной, философией, или историей — новые технологии беспощадно изменят вашу жизнь.
У русского национального государства не будет выбора. Нам нужно будет собирать горстки уцелевших специалистов, приглашать лучших зарубежных специалистов, и создавать свои школы и университеты на территории, выжженной сверхдоступным высшим образованием.
Пример Ульбрихта показал, что мысль пробивает себе дорогу даже в окружении PRISM, АНБ и ФБР.
И даже в постсоветской серой реальности Российской Федерации можно сделать очень многое.
Нечего ждать. Не на кого надеяться. Все, что у нас есть — в наших головах. Ульбрихт с помощью своей головы построил бизнес на 1.2 миллиарда долларов, бросивший вызов самой форме централизованного государства.
Что сможем построить мы, русские? Пожалуй, начнем со строительства национальной медиа-сферы, финансирующейся посредством массового независимого краудфандинга…
Поблагодарите автора, сделав перевод по следующим реквизитам:
- WebMoney: R648282254454 Z131181299255 E154591178648
- Яндекс. Деньги: 41001175964175
- PayPal: [email protected]
- Bitcoin: 1NkmkdjEJPng8Gyf6UHRREF6RVF4xUCCm7