До сих пор параллельных миров в России было два: один для простых людей, другой для федеральной аристократии. Но теперь российская реальность расслаивается дальше. Президент теперь живет в своем собственном мире, отдельно от чиновников и министров.
В том мире, где обитает бессменный отец нации, дно кризиса уже давно пройдено, Россия триумфально посрамила всех недругов и уверенно начинает восхождение к новым сияющим вершинам под его мудрым руководством. В том мире, где живет большая часть нашей элиты — то есть те люди, которым и приходится как-то расхлебывать последствия очередных «триумфальных успехов» — все обстоит гораздо скромнее и мрачнее. Не успел Путин поведать миру про успешное «преодоление дна», как выступил Кудрин (тот самый Кудрин, которого накануне с помпой позвали решать проблемы российской экономики) — и рассказал, что без серьезных структурных реформ российская экономика вообще не сможет подняться со дна. Только публика успела более-менее переварить сказанное Кудриным, а тут уже Минэкономразвития забивает следующий гвоздь в крышку гроба, заявляя, что темпы роста ВВП в 5–7% в данный момент являются уже абсолютно недостижимыми, даже если нефть вдруг подорожает до 50 долларов за баррель и выше. Кудрин-то еще ладно, он хоть «советник», то есть непонятно кто, лицо неофициальное, но МЭР — это, извините, часть правительства.
Похоже, что Путина просто вежливо выслушали, не перебивая, даже немного похлопали из уважения… а потом, откашлявшись, продолжили говорить о своем, о реальном положении дел. Примерно как на семейном торжестве родственники снисходительно (и даже не без умиления) слушают откровенную пургу, которую несет живущий в собственном мире престарелый прадедушка («Молодец, как держится, в его-то возрасте! И на ногах сам стоит, и даже говорит связно!»). А потом возвращаются к прерванной беседе.
Беда только в том, что от русского народа обе эти реальности очень далеки. Президентская, правда, вообще где-то на уровне былин про Илью Муромца, но и министерская, если вдуматься, не сильно ближе. У русского человека ключевой вопрос сейчас — не каковы будут темпы роста ВВП в ближайшие годы, а где ему в следующем месяце взять денег на стремительно дорожающие продукты и лекарства (в совокупности уже стабильно съедающие сильно больше половины дохода у большинства населения России). И попытки как-то влиять на умонастроения этого населения становятся все более и более проблематичными, потому что разрыв между реальностями стремительно расширяется. Телевизор гонит яркие праздничные картинки из «президентской» реальности — и они, вполне естественно, даже вызывают какой-то эмоциональный отклик, но с каждым разом — все более кратковременный. Удушающая серо-свинцовая реальность царящего вокруг полураспада неизбежно возвращает человека назад. И чем сильнее увеличивается разрыв, тем заметнее становится, что вся «официальная» жизнь государства, все его «успехи и достижения», вся его «политика» (хотя, конечно, ни черта это не политика в общемировом смысле слова, так, неуклюжий симулякр) остаются там, за чертой, в другой реальности. Всё это проходит мимо нас, всё это нас не касается. Где-то там гудят какие-то диковинные «праймериз» (странное слово и странная концепция — симуляция выборов в стране, где и реальные-то выборы ничего не решают — этакий «карго-культ» в квадрате). Из этой реальности в нашу прорываются лишь отдельные артефакты — вроде плакатов, призывающих куда-то придти и за кого-то зачем-то проголосовать, которыми были обклеены двери подъездов (и на большинстве из которых, в течение пары часов после поклейки, «партия Единая Россия» была кем-то заботливо переправлена на «партию жуликов и воров»). Проблема не в том, что нашей реальностью пытаются манипулировать — в конце концов, это делает любой политик, всегда и везде. Проблема в том, что это получается очень плохо.
Взять хотя бы разворачивающийся сейчас скандал с репортажем «России-1» из Франции. Напомним суть: российское телевидение показало сюжет о бурном и массовом выступлении французских евроскептиков. Были взяты интервью у пары политиков и нескольких людей на улице, интервьюируемые рассказывали о своем неприятии политики ЕС, поддержке России и необходимости поскорее снять с нее санкции. Сюжет оказался фейком почти на 100%. Выступления имели место… вот только евроскептицизм был ни при чем — митинговали против изменений в трудовом законодательстве. Интервью были об этом же. Текст их в русском переводе не имеет никакого отношения к французскому оригиналу (который, кстати, при желании можно расслышать на заднем плане), ни про какую России, ни про какие санкции и ни про какой ЕС там речи не было. Вот такая вот дополненная реальность
Разбор от RFI: включите субтитры
Добро пожаловать в мир путинской «журналистики». В кавычках — потому что на официальном уровне никакой журналистики у нас в стране нет вообще. Что вместо журналистики у нас пропаганда — это полбеды. Но это фатально непрофессиональная пропаганда. Это ж надо было не только французов считать за тотальных идиотов (им понадобилось меньше суток, чтобы обнаружить подлог и заявить о нем во всеуслышание), это надо было еще исходить из того, что средний русский — папуас с костью в носу, который иностранных языков в принципе знать не может, иностранных новостей не читает, а Европу видел в прошлом году на лубочных картинках, когда ездил в райцентр на ярмарку. Это, на секундочку, в стране, где французский долгое время был чуть ли не вторым официальным языком и где первая глава одного из базовых произведений школьной программы чуть ли не наполовину написана на нем. И где дети худо-бедно хотя бы один иностранный язык учат (а в столице — нередко и два), потому что без этого вроде как трудно сойти за культурного человека. Это до такой степени нелепо, что даже трудно счесть это оскорблением — потому что кретинами тут выглядят в первую очередь авторы репортажа.
Скорый и бесславный конец «утки» весьма показателен и характерен, и это еще один звоночек на будущее. Человек может годами вполне счастливо жить в своем собственном мире (собственно, психиатрические лечебницы полны таких пациентов), но при попытке применить законы своей персональной реальности к другим, здоровым людям, обычно начинаются проблемы. Как ни крути, объективную реальность не обойдешь. Как ни старайся, камень не начнет падать вверх, солнце — вставать на западе, а ВВП расти от патриотических репортажей. Более того, если камень постоянно подбрасывать к небу, рано или поздно он прилетит тебе же в лоб.
Путинским «журналистам» не понимать этого еще простительно — это такая специальная порода людей, целиком состоящих из глуповатой сервильности. В конце концов, когда все рухнет, эти персонажи тут же исчезнут в воздухе без следа или расточатся по темным щелям. Но для их хозяев и заказчиков не понимать, что происходит — это смерти подобно. Возможно, даже в буквальном смысле.