Парад организмов: в Москве прошло заседание Российского литературного собрания

parade

В Москве торжественно завершилось первое в истории заседание Российского литературного собрания. Председательствовал на встрече видный русский литератор Владимир Путин. Итоги заседания оказались немного предсказуемыми — советская творческая интеллигенция превратила мероприятие в один большой вечер прошения милостыни у государства. Постояв на паперти и поклянчив бюджетную копеечку, многонациональные литераторы в итоге получили от президента одобрение на выделение грантов, после чего принялись пылко осуждать узников «Болотной» и с воодушевлением распинаться о пользе каторги для душевного здоровья нации.

До революции в России были очень популярны благотворительные вечера. Кто-нибудь из дворян собирал у себя дома местную знать, для гостей готовились музыкальные концерты, устраивались театрализованные представления, разыгрывались лотереи. Иногда вечера проходили в формате литературных салонов — гости проводили время за обсуждением новостей из области культуры или спорили о последних политических событиях. Неизменным оставалось одно: с участников встречи собирались деньги для сирых и убогих. Отсюда пошло известное выражение «разговоры в пользу бедных».

По сценарию подобных вечеров прошло и заседание свежеиспечённого Российского литературного собрания. Только театрализованное представление показывал Путин, а в роли сирых и убогих выступили представители литературных профессий. Которые сами же и просили для себя денег.

Выступления литераторов проходили примерно так:

— О великая и могучая русская литература… Жемчужина мирового культурного наследия… Путин, дай денег. Ах, как нам не хватает тех славных времён, когда космические корабли русской словесности бороздили просторы Большого Театра… Денег дай. Куда же ушла та эпоха, когда солнце высокого искусства озаряло счастьем миллионы юных жизней, тянущихся к лучам просвещения… Ну подкинь капусты, Путин, будь человеком. Значение чудодейственной силы Слова в истории Отечества невозможно переоценить… Деньги-то, деньги где? Э, але, совсем что-ли бакшиш зажали? Так вот, про духовность…

 

Предводитель дворянства, организм Толстой

Новую структуру, созданную для лоббирования интересов советских писателей, придумал чиновник Владимир Ильич Толстой, называющий себя праправнуком Льва Толстого. Данный организм прославился тем, что в 2011 поставил свою подпись под печально известным «Письмом 55-ти». Тогда, напомним, после второго приговора по «делу ЮКОСа» помощница судьи, вынесшего вердикт, выступила в прессе с заявлением, что решение суду было навязано. Разгорелась шумная дискуссия о порочности российской судебной системы. Но в защиту самого гуманного суда в мире самоотверженно выступили пятьдесят пять самых храбрых деятелей культуры, среди которых оказался и Владимир Толстой. «Враги России специально очерняют нашу прекрасную судебную систему!» — кричал хор советской интеллигенции. Вы спрашиваете, сколько оборотов в гробу совершил в тот момент Лев Николаевич Толстой? Достаточно, чтобы от его вращения запитали электричеством половину области, местные за свет еще полгода не платили.

TV-kino2-97hi

Тот самый барон Мюнхгаузен. «Сначала намечались торжества, потом аресты; потом решили совместить».

Прыткость Толстого-джуниора настолько понравилась Владимиру Путину, что тот назначил организм с фамилией сначала доверенным лицом, а после выборов — аж целым своим советником. Плохие злые люди говорят, что Толстой с некоторых пор стал фаворитом президента в сфере культуры и сейчас метит, ни много ни мало, в кресло Владимира Мединского.

И хотя общественности ничего не известно о заслугах Владимира Толстого на ниве русской словесности, именно этому существу предложили стать духовным вождём Советского литературного собрания. Организм взялся за новую работу со свойственной ему экстравагантностью. Первым делом он пригласил в новую структуру потомков известных русских писателей — так Благородное Собрание до краёв наполнилось Пушкиными, Достоевскими, Лермонтовыми, Солженицыными и так далее. В России же, как известно, нет более серьёзных экспертов в области литературы, нежели праправнуки, праправнучки и праправнучатые троюродные крёстные племянники внебрачных шуринов великих писателей. Возможно, все они прекрасные люди, но почему русскую литературу представляет это «шоу двойников Элвиса Пресли»?

Так или иначе, Толстой позвал в свой «объединённый литературный фронт» не только писателей, поэтов, сценаристов, переводчиков, книгоиздателей, преподавателей и библиотекарей, но и множество замечательных писательских родственников-бог-знает-в-каком-колене. Теперь по наследству передают не только заводы-пароходы, но и место в русской литературе.

 

Марксист Пушкин — за Сталина и Ежова!

Надо сказать, что идея политического спекулирования на великих именах не является оригинальным изобретением организма Толстого. Подобный трюк уже совершал никто иной, как Иосиф Сталин.

Холодной зимой 1937 года, в столетнюю годовщину трагической гибели Александра Пушкина, в Москве проходила торжественная процессия. Тёмным февральским утром по личному приказу Иосифа Виссарионовича в зале Большого Театра собрались потомки Пушкина, Гоголя, Чехова и многих других великих писателей. Всем им устроили тёплый приём: хорошо одели (некоторых «потомков» буквально выдернули из колхозов, отмыли и нарядили в костюм), сытно накормили и продемонстрировали красочную экспозицию, посвящённую жизни поэта. Помпезное действо завершилось пламенными выступлениями писательских потомков, славящих Сталина, Ежова и большевистские репрессии… «Пушкин поддержал бескомпромиссную борьбу Партии с контрреволюционерами и предателями» — звучит!

Как видно, совпавший с эпохой «Большого террора» юбилей гибели поэта праздновался в СССР не только с размахом, но и со свойственным тому времени цинизмом. На том же мероприятии председатель всесоюзного Пушкинского комитета А. Бубнов заявил: «Только великая страна победившего социализма по достоинству может оценить великого поэта Пушкина… Пушкин принадлежит тем, кто борется, работает, строит и побеждает под великим знаменем Маркса—Энгельса—Ленина—Сталина». Ещё недавно поэта называли «идеологом капитализирующегося среднепоместного дворянства», но внезапно выяснилось, что он работал под великим знаменем Ленина.

525178775

Плакат 1936 года. Марксист Пушкин ведёт трудящихся к победе коммунизма.

Процитируем ещё один труд — статью Юрия Дружинина «Пушкин, Сталин и другие поэты»:

«К 1937 году — столетию со дня пушкинской смерти, которому были целиком посвящены газеты в самый разгар массовых репрессий, когда громким чтением стихов Пушкина заглушали стоны миллионов, газеты связали поэта напрямую с Октябрьской революцией. „Пушкин целиком наш, советский, — писала „Правда“, — ибо советская власть унаследовала все, что есть лучшего в народе, и сама она есть осуществление лучших чаяний народных… В конечном счёте творчество Пушкина слилось с Октябрьской социалистической революцией, как река вливается в океан“.

Только в сталинскую эпоху, — писал критик, служивший в ЦК, А.М.Еголин, — небывалого подъема материального и культурного уровня советского общества возможно такое счастливое и глубокое радостное явление, как превращение юбилея поэта во всенародный праздник“. Никогда еще смерть поэта не превращали во всенародное ликование. На улицах Москвы висели плакаты, на которых Пушкин с постамента приветствовал демонстрацию трудящихся. Ликующие граждане несли портреты Сталина, Ворошилова, Молотова и Ежова, а также транспаранты с требованиями уничтожить троцкистские банды».

Можно заметить, что большевики давно научились использовать культовые имена в своей пропаганде. Когда легитимность власти оказывается на волоске, советские функционеры достают из пыльной кладовки правнуков великих русских людей.

Спустя 76 лет история удивительным образом повторится… Но не будем забегать вперёд.

 

Многонациональные духовные скрепы в обмен на продовольствие

Вернёмся к нашим литераторам. Открыл собрание писателей и приравненных к ним организмов Владимир Путин. Угадайте, о чём говорил президент на мероприятии, посвящённом русской литературе? Правильно, о главной духовной скрепе — многонациональности! Символично, что собрание проходило в стенах Российского Университета Дружбы Народов.

«Русский язык всегда играл для многонационального народа России могучую объединяющую роль, формировал общекультурный и гуманитарный контекст страны. И здесь уместно вспомнить, что именно благодаря русскому языку весь мир узнал Чингиза Айтматова, Юрия Рытхэу, Алеся Адамовича и Расула Гамзатова. Эта традиция не должна исчезнуть. Она, с сожалением тоже об этом должен сказать, исчезает. В России немало ярких молодых авторов, работающих на своих родных, национальных языках. В их творчестве отражена самобытность и красота нашей многонациональной страны. И нам сегодня нужно подключить к процессу перевода на русский язык лучшие литературные силы», — сказал глава государства во вступительной речи (злой критик Топоров писал, что в советское время среди поэтов-переводчиков ходило выражение «Перевод с чеченского на сберкнижку»).

Вот вам и главная миссия «объединённого литературного фронта им. организма Толстого» — подключить лучшие литературные силы для сохранения традиций самобытности и красоты нашей многонациональной страны в лице известных всему миру великого чукотского писателя Юрия Рытхэу и белорусского партизанского писателя Алеся Адамовича.

Последний, кстати, в 1993 году подписал «письмо 42-х» к Ельцину, с требованиями раздавить танками фашиствующих защитников Белого дома, запретить левые и националистические партии, закрыть оппозиционные газеты, ввести цензуру, ужесточить законодательство, а также признать нелегитимным Конституционный суд (sic!). Как видим, благородные традиции советской интеллигенции писать политические доносы с призывом «КАРАЙТЕ ИХ! КАК МОЖНО СИЛЬНЕЕ КАРАЙТЕ!» ничуть не утрачены.

Кульминация представления началась, когда своё слово взяли сами советские писатели. Организмы решили долго не размусоливать и сразу стали просить у главного организма деньги.

«Если мы вернем институт литературных премий, то одной плеяды имен, присутствующих на сцене (потомков русских писателей — прим. ред.), достаточно, чтобы покрыть все направления русской литературы и продемонстрировать участие и внимание государства к ним», — сказал герой нашего времени Михаил Лермонтов.

Вчитайтесь: присутствующих на сцене достаточно, чтобы покрыть все направления русской литературы и продемонстрировать внимание к ним государства. Если, конечно, вернуть литературные премии. Ведь организм — это и мясо, и молоко, и шкура, и даже, иногда, яйца. Главное — кормить премиальным овсом.

Дальше — больше. В ход пошла тяжёлая артиллерия. Для оглашения Главного Требования Организмов на сцену поднялся известный русский писатель Сергей Безруков, когда-то побывавший в шкуре Александра Пушкина и Сергея Есенина, а потому хорошо знающий беды и чаяния русской литературы, потому что ничто тебя не делает писателем лучше, чем многослойный грим и синтетические бакенбарды. Безруков попросил Путина создать «Фонд поддержки литературы». Дескать, уже существует государственный Фонд кино, эффективно осваивающий миллиарды бюджетных денег (эпические патриотические полотна «Ёлки» и «Джентльмены, удачи»), поэтому нужно обязательно создать аналогичный фонд для писателей. Он пояснил, что такая мера поможет возродить отечественную драматургию, работающую на театр и киноиндустрию.

«Есть недоучившееся поколение, и все подгоняется под американскую кальку, и зрители смотрят суррогат», — добавил Безруков. Эти слова, видимо, окончательно убедили Путина подать немного бюджетных денег на овес собравшимся организмам. А то ещё, не дай Бог, начнут писать сценарии, как в Америке. Сколько овса отсыпят организмам из переполненной российской казны, Путин не уточнил. Сказал только, что меньше, нежели кинопродюсерам. Одни огорчения.

Ещё было множество прекрасных инициатив, выдвинутых уже самими организмами. Создать какие-то «профсоюзы творческих работников», наделить писателей социальными льготами, учредить до кучи Российское литературное общество (собрания уже недостаточно), назначить омбудсмена по культуре. Кто-то даже на полном серьёзе предложил возродить бюро пропаганды литературы, действовавшее при Союзе писателей СССР.

Получив от президента всё что просили, организмы на радостях начали хулиганить. Поэт Андрей Дементьев прочёл строки, достойные какого-нибудь великого чукотского писателя: «20 лет исполнилось России, / До чего отчизна молода, / Но откуда мудрость в ней и сила, / Если так малы её года? / Я наивно думал, что Россия — / Это очень древняя страна. / Были у неё свои мессии, / И была великая война».

Единственным человеком, у которого на этом торжестве флоры и фауны хватило смелости задать Путину действительно острый вопрос, оказался писатель Сергей Шаргунов. Он спросил о судьбе узников «болотного дела».

На защиту духовных скреп встал Дмитрий Достоевский. Процитируем репортаж «Ленты.Ру»:

— Можно по поводу каторги пару слов? — неожиданно вступает Дмитрий Достоевский. — Я пробежал по жизни Федора Михайловича в Сибири. Он преступил закон и получил по праву четыре года. И мы получили человека, возросшего во много раз. Получили гения. Каторга — серьезное горнило. Если эти люди (вероятно, имеются в виду «болотные узники» — прим. «Ленты.ру») пройдут каторгу и тоже станут гениями, то будет хорошо.
Раздаются аплодисменты.

С невероятной точностью в наши дни повторилась историческая сцена из сталинских времён. Как и тогда, на защиту репрессий встали советские литераторы и «дети лейтенанта Шмидта», внезапно получившие хороший паёк от государства. Полагаем, после падения Путина всех этих существ надо будет заставить проводить такие съезды ЕЖЕДНЕВНО. И чтоб на одном съезде Путина хвалили, на следующем разоблачали, а потом опять хвалили. И так всю жизнь, чтобы такого позора на нашей земле больше не было нигде и никогда.