Современный Азербайджан строит мононациональное государство (в 1989 году азербайджанцев в стране — 82%, в 2009 году — 91%) без инонациональных автономных образований. Ни талышских, ни лезгинских, ни армянских, ни тем более русских. Но русский народ тоже жил там компактно почти 200 лет — до недавнего времени. Число русских в Азербайджане в результате этноцида и националистической пропаганды в 90-е годы резко снизилось с 392,3 тысяч человек (в 1989 году) до 119,7 тысяч человек (в 2009 году). Хотя у нас там свой исторический регион — Муганская степь, Мугань. Так называется равнина на юге бывшей Бакинской губернии, быстро ставшая в своё время русской землёй. Её колонизация и борьба русских за свою территорию в период Гражданской войны — уникальная и забытая страница нашей истории. Мы напомним.
Бакинская губерния на карте Российской Империи с указанием Мугани, куда вселялись русские крестьяне. Полная версия карты
Колонизация и переселенцы
Имперское правительство начало активно заселять славянами Южный Кавказ с середины XIX века. Сначала значительную часть переселенцев составляли русские крестьяне, исповедовавшие диссидентские религиозные течения — молокане, старообрядцы различных согласий, духоборы, субботники, хлысты, прыгуны, жидовствующие и прочие. Их в Бакинскую губернию целыми общинами переселяли за вероотступничество и пропаганду ересей среди православных. Первоначально переселенцы часто меняли места проживания из-за нашествий саранчи и столкновений из-за земли с кавказскими татарами (так называли азербайджанцев в Российской Империи). Потом осели окончательно. В XIX веке основано большое количество русских сёл — Вель (1834), Привольное (1838), Петровское (1840), Пришиб (1840), Николаевка (1841), Астраханка (1842), Новоголовка (1844), Андреевка (1840), Православное (1864) и многие другие. Из-за высокой рождаемости у этих этнорелигиозных групп и прибытия всё новых волн переселенцев количество русских в крае стало увеличиваться в геометрической прогрессии.
На севере соседями стали азербайджанцы-тюрки, а на юге — талыши, с которыми у поселенцев установились весьма хорошие отношения. Первоначально сектантам запрещали селиться в городах. Переселенцы занимались в основном сельским хозяйством. Именно они научили местных выращивать картофель и другие культуры, вошедшие в национальную кухню местных народов. Многие сектанты работали позже на строительстве тифлиско-бакинского участка Южно-Кавказской железной дороги, некоторые — отправлялись на нефтепромыслы. После 1850 года в край устремились тысячи малоземельных русских крестьян, отставных солдат, казаков и малороссов. Центром всех русских поселений стало крупное село Пришиб.
К концу XIX века в крае проживали уже 100 тысяч русских (около 15% всего населения), хотя до начала XX века их приезд носил бесплановый характер. Приезжих расселяли сначала в разных частях среди местных, что не могло иметь заметный успех в изменении этнического состава края. Потом всё поменялось. Власти решили создать территорию сплошных русских населенных пунктов, соединив уже имеющиеся островки. Так, в записке Главноуправляющего Землеустройством и Земледелием Российской Империи о поездке в Муганскую степь в 1913 года писалось о проблемах миграции на Южный Кавказ:
«У них нет непрерывной живой связи с коренной Русью, той связи, которая так облегчала, например, заселение Западной Сибири и Северного Кавказа. Сюда переселение нужно перебрасывать через горы и через густые сплошные полосы туземного населения. Поэтому здесь оно нуждается в особом внимании государственной власти и должно вестись настойчиво, по определенному плану».
К 1917 году сформировалась компактная русская этническая территория — Русская Мугань.
Русские переселенцы-молокане в Муганской степи и виды русских поселений (фотография С. М. Прокудина-Горского)
Красивые сёла красиво горят
После революции в Закавказье начался беспредел, безвластие и эпический террор против русских, которых тюрки, недавно захватившие талышские земли, считали колонизаторами и захватчиками. В Мугани начинаются межнациональные столкновения. Образованная Азербайджанская демократическая республика (АДР) на официальном уровне вытесняет славянское население из сельских районов. Тюркские банды беспрепятственно и безнаказанно грабят русские сёла. Около 30 колоний Северной Мугани полностью уничтожены без особого сопротивления. Из-за первоначального отсутствия сформированных вооруженных отрядов они стали лёгкой добычей. Уцелевших приютили соседние русские поселения, некоторые уехали в другие регионы России. Участник событий офицер В. А Дубровин в своих мемуарах «Оборона Мугани 1918 — 1919 годов» писал:
«Было ясно, что только силой оружия можно в неравной борьбе спасти теперь свое положение и не дать татарам (т.е. азербайджанцам — прим.) окончательно вырезать русское население».
И русские самоорганизовались. Началась борьба.
Русские поселения Мугани (показаны оранжевым цветом)
Одной из главных фигур Русской Мугани стал полковник Ильяшевич. Когда тюрки стали грабить наши населённые пункты, он организовал и возглавил отряд солдат императорского призыва, а также местных муганцев, провёл ответный рейд по мусульманским сёлам и стёр многие из них с лица земли. Ильяшевича считали признанным героем и спасителем здешних русских. Его соратник, молодой поручик Борис Александрович Хошев, оставшийся после службы на границе «спасти отдаленный клочок дорогой и истерзанной Родины», тоже стал знаковой личностью этой борьбы. Именно он возглавлял на поле боя русские силы против разбойников и большевиков. Поручик играл на противоречиях среди татар, сталкивал их между собой, переманивал некоторых на свою сторону, что спасало русские земли от нападений. И русским героям удалось быстро создать отряд обороны из 1000 человек с пушками и пулемётами, который созданные азербайджанские власти АДР считали мятежниками и безуспешно пытались разоружить.
Вооруженные силы Юга России объявляют Мугань своей территорией и в начале 1919 года к ним прибывают представители Деникина. Лидеры муганцев сначала хорошо отнеслись к переговорщикам, но потом рассорились из-за уничижительного отношения к восставшим и другим причинам. Симпатии русских Мугани оказались на стороне далёкого адмирала Колчака, который активно закидывал их письмами с выражением восхищения героической борьбой, но особенной поддержки из-за расстояния организовать не мог. В Ленкорани произошёл большевистский переворот, 15 мая 1919 года провозглашена Муганская Советская республика, претендующая и на все русские сёла. Но коммунисты враждовали с коренными муганцами из-за «кулацких» настроений в патриархальных сектантских семьях. В итоге русские решили пойти в июне 1919 года в первый поход на большевиков, обосновавшихся в Ленкорани, но не смогли развить успех с первого раза и отступили.
В то время под давлением большевистских агитаторов часть русских сёл всё-таки встала на сторону Советов — Привольное, Грибоедовка, Петровка, Григорьевка. Это населённые пункты религиозных субботников и жидовствующих-геров (этнических русских, практикующих иудаизм), которые, в отличие от молокан и других сектантов, не освобождались от призыва в армию и на фронте понабрались революционных идей. Началась война антисоветских сёл Мугани (Пришиб, Новоголовка, Андреевка, Астрахановка, Покровка, Николаевка) с большевистскими. Жители красных деревень, разгромленных азербайджанцами, хотели заполучить землю побеждённых белых. Между селами Привольное и Пришиб, центрами сторон на очень близком расстоянии друг от друга, произошла артиллерийская дуэль. Пришиб обстреливался с двух сторон: с запада из Привольного, с востока — из Григорьевки. Но всё равно в итоге антибольшевистские силы взяли верх.
Вооруженный отряд русских героев Мугани
Продолжилась борьба белых муганцев с разбойничьими шайками и коммунистами в Ленкоране. Совместно с другими антибольшевистскими силами региона в июле 1919 года организован второй поход против созданной Муганской советской республики. На этот раз — удачно. В августе 1919 года Русская Мугань по решению Парижской мирной конференции вошла в состав независимого Азербайджана. По итогам переговоров русские силы самообороны Мугани сложили оружие, многие офицеры и солдаты разными путями через восточные страны уехали в другие районы России или Европу, спасаясь от расправы. По-разному сложилась судьба предводителей русских сил Мугани. После установления там власти азербайджанских националистов полковник Ильяшевич выехал в Порт-Петровск (нынешняя Махачкала), где был задержан по какой-то причине белой контрразведкой. Для последующего следствия полковника перевели в Пятигорск. При отступлении его забыли в тюрьме, и он продолжал оставаться там и при большевиках, где и умер. Поручик Хошев, узнав о приказе властей АДР о своём аресте, выехал из региона Али-ханом Талышинским под чадрой в женском мусульманском платье. Позже служил у Деникина, воевал в Крыму, пока не эвакуировался вместе с остатками Белой армии. В эмиграции он станет фотографом и доживёт до 1978 года.
Когда угроза получить сдачи исчезла, кавказские татары, ныне известные как азербайджанцы, начали наглеть и издеваться над оставшимися славянами. Так описывал это известный политический деятель русской общины Бакинской губернии Б. Л. Байков:
«Русское население подвергалось повальному ограблению со стороны татарского населения, предводимого доморощенными администраторами из татар же, у населения отбирали хлеб, скот, земледельческие орудия, домашнее имущество. С очевидного благословения Азербайджанского правительства принимались все меры к тому, чтобы заставить коренное русское население подняться с насиженных мест».
Вскоре в результате Бакинской операции войска АДР разгромила Красная Армия и была провозглашена Азербайджанская ССР. Успокоение края продолжалось ещё некоторое время. Муганскую Советскую республику большевики, увы, не восстановили. Хотя именно в ней могли бы, хоть и в коммунистических реалиях, сохранить свою национальную идентичность русские Мугани и здешние талыши, которым коммунисты в 30-е годы объявили, что их вообще нет.
Русская церковь в городе Пришиб была построена 1887 г. (в 1992 г. город переименовали в Гёйтепе)
Исход
Большевики, пекшиеся обо всех народах мира, кроме русских, и не думали создавать территориально-национальную автономию русским поселениям. Названия срочным образом меняли на азербайджанский лад, даже тем сёлам, которые основали на пустом месте сектанты. Коммунистам славяне Азербайджана были интересны только для того, чтоб ещё что-то у них забрать. В ноябре 1920 года Ленин готовит проект постановления Политбюро ЦК РКП(б), где говорилось:
«Поручить Компроду, как важнейшую политическую и экономическую задачу, снабжать Баку обязательно и аккуратно продовольствием в 100% нормы. Продполитику в Азербайджане смягчить, именно: с крестьян в Азербайджане, за пределами Мугани, вовсе не брать хлеба, а в Мугани брать архиосторожно».
В межвоенный период в русских населённых пунктах Азербайджанской ССР всё ещё была высокая рождаемость и прирост (например, в 30-е годы доля людей младше 14 лет составляла 35%). После сокращения мужского населения в результате Великой Отечественной войны, антирелигиозной пропаганды и отмены большевиками всех ограничений на смешанные браки русское население региона стало впервые уменьшаться.
В 50-е годы славянское население Мугани активно урбанизируется. Многие поехали работать на промышленные объекты, которые находились на территории республики, в то же время началась волна миграции в Азербайджанскую ССР из Центральной России и Украины квалифицированных специалистов. Но анализ выезда из русских старожильческих сельских населённых пунктов выявил не только переселение жителей в крупные города, но и переезд в сельские районы РСФСР на территорию Краснодарского и Ставропольского края. Этим озаботились ещё советские исследователи, которые связывали это не только с упадком сельского хозяйства в Азербайджане и другими экономическими причинами, но и недемократическим способом управления руководства некоторых азербайджанских районов, которые не до конца прониклись дружбой народов, что вылилось в национальное ущемление местных славян. По признанию советских учёных, русский народ Азербайджана считал, что можно спастись лишь переселением на территорию, окружённую этническими русскими. Несмотря на все попытки остановить отъезд, в 70-е годы эти процессы вошли в полную силу. Уже тогда многие старинные сёла остались практически без русского населения.
К концу 80-х годов русские стали просто бежать из республики. Из почти 400 тысяч человек в 1989 году через 10 лет осталась почти треть. Причина — националистическая пропаганда, обвинение России в союзнических отношениях с Арменией и негласном покровительстве армянам в их борьбе за Нагорный Карабах. Славяне объявлялись оккупантами. Азербайджанские власти боялись, что национальные меньшинства захотят создать свои автономии или добиваться независимости, поэтому вступили на путь государственной ассимиляции и выдавливания. По стране прокатились погромы армянского населения, под горячую руку нередко попадали и славяне. В результате в когда-то Русской Мугани не осталось ни одного села, которое можно с уверенностью назвать русским. А во всём Азербайджане, на севере страны, осталось только одно молоканское село — Ивановка, которое тоже пустеет. Почти все остальные русские проживают в столице (история русских Баку — тема для отдельной статьи). Была продолжена и большевистская практика переименования названий населенных пунктов. Например, в 1992 году основанный русскими город Пришиб переименовали в Гёйтепе. К началу XXI века замещение населения Мугани полностью завершено.
***
Дореволюционная Россия — поистине великое государство. В отличие от нынешних властей РФ, там не создавали «российскую нацию», а понимали, что если в присоединенных к ней областях не будет русского населения или оно уменьшится — территории не удастся надолго сохранить в своём составе. Поэтому власти делали всё, чтобы государствообразующему народу было хорошо даже на таких далёких окраинах империи. Героическая борьба русского народа за свои исторические территории Мугани, на этом, по сути, осколке Российской Империи, показывает, как наши предки держались за свою землю. Они не были послушными овцами, идущими на заклание, а делали всё, чтобы защитить себя и свои семьи с оружием в руках. Если бы не большевики и перипетии истории, то в Муганской степи и сегодня существовала б удивительная русская территория со своей уникальной культурой и историей. Мы еще вернемся.