Поскольку в связи с событиями на Украине все стали экспертами по Евросоюзу, неплохо напомнить о том, как вообще появилась эта могущественная организация и что ее появлению предшествовало.
В XX веке в Европе произошли серьезные изменения, которые, казалось бы, свели роль аристократии к нулю. В СМИ сверкают роскошными автомобилями и яхтами олигархи формата «из грязи в князи». Но если копнуть чуть глубже, можно обнаружить интересные факты. Например, несколько лет назад все СМИ скромно сообщили, что скончался самый крупный частный землевладелец Европы. Как и следовало ожидать, им оказался не Осман Сулеймани — сын уличного чистильщика обуви и циркачки, «разбогатевший благодаря уму и целеустремленности», а герцог Бэклу и Куинсберри — скромный лысый старичок, имевший в разных странах Европы более 100 тысяч гектар земли и множество огромных замков, особняков и поместий.
Не сошли аристократы и с политической арены, скорее, они ушли в тень. Формально, отцами-основателями ЕС принято считать политиков, подписавших в 1951 году Парижский договор, создавший Европейское объединение угля и стали, ставшее фундаментом современного Евросоюза. Но эти люди лишь поставили подписи, оказавшись у руля своих государств, тогда как основную работу по обоснованию необходимости существования единой Европы проделали два австрийских аристократа — граф Рихард Николаус фон Куденхове-Калерги и глава дома Габсбургов, крон-принц Отто фон Габсбург.
Родившийся в 1894 году Рихард Куденхове был выходцем из древнего аристократического рода. По легенде, его предок получил дворянство за участие в первом крестовом походе в XI веке. Отцом творца современной Европы был посол Австро-Венгрии в Японии, граф Генрих фон Куденхове-Калерги. Дед Рихарда женился на дочери знаменитой пианистки и одной из главных светских львиц Европы того времени Марии Калерги. В свою очередь, Калерги была дочерью героя Бородинского сражения, генерала Фридриха Нессельроде, и племянницей легендарного Карла Нессельроде, который на протяжении 40 лет (больше, чем кто бы то ни было в истории) занимал пост министра иностранных дел Российской Империи, став одним из архитекторов Священного союза, опеределявшего мировой порядок на протяжении почти 40 лет.
По материнской линии происхождение было не столь внушающим, зато экзотическим. Матерью Рихарда Куденхове была дочь богатого японского торговца антиквариатом. Стоит отметить, что в конце XIX века Япония все еще вела изоляционистскую политику и приехавшая вместе с мужем в Европу мать Куденхове стала одной из первых японок, посетивших континент.
Детство Рихард Куденхове провел в фамильном замке, где с ним занимались частные преподаватели и лично отец, знавший 16 языков. Затем Рихард закончил престижнейшую императорско-королевскую Терезианскую академию, созданной специально для обучения детей аристократов (детей богатых, но не родовитых людей туда разрешили принимать только в середине XIX века). Он женился на знаменитой актрисе Иде Клаузнер-Роланд, которая была старше его на 13 лет и, отучившись в Венском университете (одном из старейших учебных заведений Европы), к концу Первой мировой войны получил степень доктора философии.
После распада Австро-Венгрии, случившегося в результате революции, фон Куденхове-Калерги лишился аристократической приставки фон (дворянство отменили) и выбрал гражданство Чехословакии. В то время Куденхове ненадолго примкнул к венским масонам, но после того, как начал активно заниматься политикой, покинул масонство, «чтобы не давать врагам лишних поводов для критики», хотя и сохранил связи с братьями (один из его самых влиятельных соратников в деле объединения Европы — бессмертный французский политик Аристид Бриан — также был масоном).
В 1922 году Калерги создал в Вене организацию, ставшую фактически отцом Евросоюза (и существующую до сих пор), называвшуюся Панъевропейский союз. Флаг организации удивительно напоминал нынешний флаг ЕС — синее полотно с золотыми звездами, но было и отличие — в центре флага располагался золотой круг с красным крестом, символизировавший христианско-эллинские корни Европы.
Основные идеи организации Куденхове-Калерги изложил в опубликованном на следующий год манифесте. Надо сказать, что идея манифеста представлялась весьма здравой. Если XIX век был временем созидания империй и больших государств (расширялись Российская и Британская империи, появилась Австро-Венгерская империя, немецкие земли объединились в Германскую империю, произошло объединение Италии), то начало XX века ознаменовалось их распадом по итогам мировой войны и ряда революций. На месте огромных европейских государств появилось множество «уродливых детищ Версальского договора». В Европе возникли более 10 новых государств, которые оставались слишком малы для серьезных дел, а старые гиганты оказались обескровленными четырехлетней войной и фактически лежали в руинах. На этом фоне появился новый сильный и дерзкий мировой игрок — США. Ситуация была скверной: с одной стороны, дырявое лоскутное одеяло европейских государств, с другой стороны — молодые и наглые американцы, добившиеся невиданной экономической мощи, пока европейцы делили клочки земли. Кроме того, в России к власти пришел международный Талибан, оравший в рупор на весь мир «Нет Бога, кроме Маркса, и Ленин пророк его! Марксизм сила, кто не с нами, тот под нами!».
На фоне всего этого великолепия Куденхове здраво рассудил, что Европа должна забыть предрассудки и объединиться в единое экономическое и военное пространство, с единым парламентом, но при этом не на условиях американского «плавильного котла», а с сохранением культурного многообразия. Только так можно будет выдержать конкуренцию со стороны главных угроз. В манифесте Куденхове выделил 4 угрозы: со стороны Панамериканской империи (США), Панбританской империи (анличане — не Европа!), Панрусской (большевики) и Панмонгольской (азиаты).
Главными угрозами он видел экономическую экспансию США и военное вторжение Советской России. Ни тому, ни другому Европа не могла противостоять, не объединившись. Большевиков Куденхове не любил, но и насчет старой России иллюзий не питал и считал, что русская армия была сильнейшей на континенте, и что Европу от завоевания Россией спасло только чудо (революция и развал армии).
Параллельно в это же время в соседней Германии зарождалась немецкая геополитическая доктрина, сформулированная Карлом Хаусхофером. Позднее нацисты восприняли некоторые элементы этой доктрины (расширение жизненного пространства, культурная и военная экспансия Германии).
К идеям Куденхове присматривались настороженно. Тем не менее, некоторые европейские политики восприняли его идеи. Почетным президентом Панъевропейского союза стал Аристид Бриан, шесть раз бывший премьер-министром Франции и бесчисленное количество раз — просто министром. За пару лет до этого Бриан стал лауреатом Нобелевской премии мира за заключение Локарнских соглашений, на некоторое время успокоивших бурлящую после Первой мировой войны обстановку в Европе. Друзьями Куденхове были первый президент Чехословакии Масарик и второй — Бенеш.
В 1926 году в Вене состоялся первый конгресс Панъевропейского союза, на котором присутствовали делегации от различных европейских наций. Главой русской делегации, состоявшей, естественно, из эмигрантов, был Керенский, в то время живший в Европе.
После прихода к власти в Германии Гитлера Куденхове развернул активную борьбу по противодействию идеям немецкой экспансии, за что угодил в список нерукопожатных персон в Рейхе. В целом, в 30-е годы он занимался обоснованием необходимости борьбы против Сталина и Гитлера, которых он считалглавными угрозами для Европы. Всего до начала Второй мировой Куденхове-Калерги успел провести четыре панъевропейских конгресса.
После аншлюса Австрии он бежал во Францию, а после оккупации Чехословакии принял французское гражданство. Но и здесь граф надолго не задержался, после поражения французов в 1940 он бежал в США вместе с семьей. В США начался новый этап в жизни Куденхове и его движения. Он познакомился с Отто фон Габсбургом, главой дома Габсбургов, кронпринцем Австро-Венгрии и сыном последнего императора.
Этот практически бессмертный дедушка (прожил 98 лет и умер в 2011 году), говоривший на 8 языках и имевший гражданство четырех стран, вывел Куденхове на новый уровень, поскольку был вхож в те круги, куда путь заказан даже аристократу Куденхове. Габсбург также был сторонником объединения Европы и в дальнейшем на протяжении 30 лет возглавлял Панъевропейский союз. Интересно, что от прав на австрийский престол он отказался только в 1961 году. Когда дедушка приехал в Венгрию после падения советского режима, многотысячная толпа устроила ему овацию: «Да здравствует король!»
Весьма примечательно эпическое интервью, которое Габсбург дал, уже будучи в весьма преклонном возрасте, радио Свобода. Сидит благообразный 90-летний старичок в аккуратных очках и рассуждает как гражданин Габсбург: «Единая Европа… чтобы никто никого не обижал… чтобы радуга светила и букашки ползали… все мы божьи твари…мир во всем мире…» Внезапно корреспондент спрашивает о России и благообразный гражданин Габсбург моментально трансформируется в биомеханического кронпринца Отто фон Габсбурга, слышится лязганье титановых челюстей: «Значит так, вот Охотское море и Дальний Восток отдать незаслуженно обиженным японцам. Потом еще Кенигсберг вернуть, чтобы немцы не обижались, затем у нас Чечня, маленький и гордый народ нельзя обижать, потом еще вогулы, которым в Сибири до сих пор устраивают геноцид, им тоже надо даровать независимость, есть еще Карелия — она должна принадлежать Финляндии. Потом можно и поговорить».
Если Куденхове в принципе лояльно относился к русским и даже считал, что после ухода большевиков объединенная Европа дойдет до Дальнего Востока, то Габсбург с детства помнил страшную обиду и унижение, нанесенные русской армией Австро-Венгрии в Первой мировой войне.
Конечно, если бы не Вторая мировая, мечтания австрийского аристократа и интеллектуала так и остались бы романтическими грезами, однако в 1945 году стало очевидно, что делать что-то надо. США выбились в единоличные лидеры, Франция была уже не та, существование Германии вообще было под вопросом, а на востоке стояла многомиллионная Красная Армия.
Тут на мечтания Куденхове обратили взгляд очень большие люди. В 1946 году Черчилль произнес две речи, вошедшие в историю: Фултонскую речь и речь о Соединенных Штатах Европы, в которой предложил Европе забыть старые обиды и объединиться против новых вызовов с востока и запада. Автором второй речи был Куденхове, перед этим несколько раз встретившийся с Черчиллем и объяснивший ему свою позицию. В то же время граф заручился финансовой поддержкой де Голля.
— Мы должны построить нечто наподобии Соединенных штатов Европы. И только таким образом сотни миллионов трудящихся смогут вновь обрести простые радости и надежды, ради которых стоит жить. А встать на этот путь просто. Все, что для этого требуется, это разрешить сотням миллионов мужчин и женщин творить добро вместо зла и получать в награду благословление, а не проклятие.
На следующий год он создает Европейский парламентский союз, ставший прообразом нынешнего Европарламента. В 1948 году создается Западноевропейский союз, в который вступили Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция. Организация, построенная на принципах коллективной обороны, стала предтечей НАТО, появившегося через год.
А в 1949 году создается Совет Европы, организация, существующая и по сей день (кстати, Россия в ней состоит). Одним из инициаторов ее создания становится Рихард Куденхове.
В 1950 году в Европе учреждается премия Карла Великого, которой будут награждаться люди, внесшие большой вклад в объединение Европы. Ее первым лауреатом стал Куденхове.
В 1951 году был подписан документ, ставший фундаментом современного Евросоюза. Речь идет о Парижском договоре, провозгласившем создание Европейского объединения угля и стали. Он был подписан Францией, ФРГ, Италией и странами Бенилюкса, и создавал общий рынок угля, стали, чугуна и других важных в военном отношении ресурсов. Страны, еще 6 лет назад бывшие врагами, объединили рынок стратегически важных припасов. Это был серьезный шаг к объединению Европы.
Фактически днем рождения Евросоюза стало 25 марта 1957 года, когда был подписан Римский договор, создавший Европейское экономическое сообщество. Его подписали те же страны, что и предыдущий договор, но его действие существенно расширялось: провозглашалась отмена пошлин, свободное движение капитала и рабочей силы между странами, единая с\х политика. ЕЭС постепенно прирастало новыми государствами, а в 1992 году был подписан Маастрихтский договор, после которого появился тот самый ЕС, который мы видим сейчас.
Что касается Куденхове, то в 50-60-е годы он сосредоточился на написании теоретических работ и мемуаров. Флаг, который он предложил Европе, был принят лишь частично —синее полотное с золотыми звездами, но без креста. Зато гимном ЕС стала «Ода к радости» Бетховена, которую он предлагал еще во времена романтических мечтаний о будущем единой Европы.
По официальной версии Куденхове умер в 1972 году, в возрасте 77 лет. По неофициальной — он покончил с собой, тщательно скрыв следы самоубийства. Во всяком случае, об этом секретарша графа написала целую книгу.
После смерти графа на вахту объединения Европы заступил Габсбург. На протяжении 30 лет он был почетным президентом Панъевропейского союза и параллельно 20 лет заседал в Европарламенте. В 1989 году дедуля организовал перфоманс современного искусства. Граница Австрии и социалистической Венгрии была открыта на несколько часов, в результате чего более полусотни жителей ГДР перебежали через социалистическую Венгрию в капиталистическую Австрию, а оттуда в ФРГ, хотя по договору венгерские пограничники не имели права их пропускать. Это событие считается здоровенным ударом ломом по Железному Занавесу — спустя месяц венгры полностью открыли границу и немцы из ГДР бежали уже гигантскими толпами.
Дедушка Габсбург также был активнейшим лоббистом идеи продвижения ЕС и НАТО на восток, чтобы захватить все постсоветские государства, кроме России. Умер он в своем поместье в возрасте 98 лет. По древней традиции Габсбургов, над ним был совершен магический ритуал — сердце Габсбурга вырезали и захоронили его отдельно.
Незадолго до кончины особое внимание дедушка уделял Грузии, которую всячески поддерживал, а его дочь Габриэла Габсбург-Лотарингская даже стала послом Грузии в Германии на основании того, что «давно является другом Грузии и на неофициальном уровне отстаивает ее интересы в европейских столицах».
Да, у Габсбургов найдутся друзья для любой нации. Можно вспомнить Вильгельма Франца Габсбург-Лотарингского, более известного под прозвищем Василь Вышиваный (несостоявшийся глава Украины) или самого Отто Габсбурга, которому Франко предлагал испанский престол. Сейчас дело Габсбургов-друзей народов продолжает Карл фон Габсбург. Помимо депутатства в Европарламенте, он еще помогает маленьким народам обрести свое государство. Карл возглавляет UNPO — организацию наций и народов, не имеющих своего представительства. Это очень добрая организация, беспокоящаяся обо всех оккупированных проклятыми империалистами территориях. Особенно интересуют добрых европейских дядь азиаты, в организации представлены добрые два десятка угнетенных азиатских народов. От России, в свое время, там были представлены почти все национальные республики, начиная от Чечни и заканчивая Бурятией. Сейчас же остались только удмурты, лезгины и черкесы. Несмотря на кажущуюся потешность организации, некоторые народы уже получили независимые государства или национальные автономии. Например, в организации состояли Косово и Восточный Тимор, получившие независимость. «Всех излечит, исцелит добрый доктор Карлболит!»
Кстати, старый Габсбург был крайне неравнодушен к Украине и в 2006 году даже посетил ее с визитом, получив орден Ярослава Мудрого. С особой теплотой он вспоминал о Галиции, когда она была еще в составе Австро-Венгрии. И если бы он сейчас был жив, мы бы могли увидеть его на Майдане.
Государства возникают, переживают свой расцвет и рушатся. Европейские элиты — остаются. Каково их реальное отношение к восточным соседям?
Волынскую резню устроила УПА, армия национальных героев Украины.