Новиоп — член «НОВой Исторической Общности» (НОВИОБ, а для удобства произношения — «новиоп»), сегодня — представитель загадочного многонационального народа.
1 апреля депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект № 469727-6 о внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Если вкратце, то суть примерно такая: русскоязычные соотечественники смогут получать гражданство РФ в упрощённом порядке. Давайте посмотрим, как именно предлагается реализовать эту инициативу.
«Иностранный гражданин или лицо без гражданства могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и регулярно использующими его в семейно-бытовой, общественной, культурной и иных сферах, чьи родственники по прямой восходящей линии либо они сами ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации, в том числе на территории, относившейся к Российской империи и СССР…»
В принципе, трактовка закона позволяет выдать паспорта РФ всем русским, оставшимся на постсоветском пространстве, что очень и очень хорошо. Право человека вернуться на историческую родину закреплено, например, в таких важных документах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах.
Настоящий бум появления законов о репатриации имел место в мире после развала СССР. Законы о репатриации граждан или об упрощённом порядке получения вида на жительство имеют почти все страны, выходцы из которых образуют даже небольшие диаспоры за рубежом: Германия, Греция, Армения, Франция, Китай, Япония, Норвегия, Финляндия, Филиппины, Ирландия, Тайвань (правда, там приоритет отдаётся этническим китайцам-негражданам КНР), Словакия, Белоруссия, Хорватия, Иордания, Руанда, Кирибати, Гаити, Швеция, Украина, Южная Корея, Турция, Венгрия, Индия, Литва, Румыния, Сербия и, конечно же, Израиль.
У армян, китайцев, поляков и болгар право на репатриацию прописано в конституциях соответствующих стран; у белорусов в 2002-м был принят специальный акт; хорватский закон о гражданстве предписывает упрощённый порядок получения гражданства для эмигрантов и их детей; у чехов отдельного закона нет, но государство и частные организации там успешно работают над репатриацией этнических чехов (только в 2000-м из РФ и Казахстана репатриировали 750 этнических чехов); особый акт в Финляндии даёт право на упрощённый порядок получения вида на жительство этническими финнами; у Германии весьма продвинутые законы о получении гражданства этническими немцами и т.д. Отдельно стоит сказать о Британии, давшей номинальное право на получение гражданства всем 800 миллионам жителей Британской Империи. Но в лучших английских традициях, приоритетное право на получение гражданства и вида на жительства зарезервировано за теми «кто имеет доказательства крепких семейных связей с Британией», поэтому потомки белых фермеров-завоевателей из Зимбабве спокойно получают гражданство, а потомки индийских солдат Второй Мировой годами добиваются вида на жительство. «Деды воевали, Импал и Кохима, вот это вот всё».
Гуркхи — непальские воины-добровольцы, которые уже несколько поколений верой и правдой несут воинскую службу во славу британской короны. Несмотря на свои заслуги перед английским отечеством, по совести положенное ветеранам-гуркхам британское гражданство выдают всегда с огромным скрипом и после многолетних судебных тяжб
В целом, принятие новых поправок в России — большой шаг навстречу воссоединению русского народа, но всё может быть испорчено реализацией закона.
«…по результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, проводимого комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка»
То есть гражданство будет выдаваться прошедшим собеседование на знание русского языка в ФМС. Принимая во внимание невероятную коррупцию в рядах этой славной организации, можно предположить что весь «тест» будет заключаться в передаче чиновнику пухлого конверта. Определённые опасения вызывает и настрой проголосовавших за принятие закона депутатов: «комиссия не будет ставить оценку за написание диктанта, основным критерием будет факт свободного владения языком и его использования в повседневной жизни», «мы собираем наших соотечественников здесь, у нас, на нашей родине, но критерий именно языковой, а не национальный».
Так как в отличие от случая с Германией, никто не ставит вопроса о возвращении этнических русских — то принятие поправок может иметь прямо обратный желаемому добрыми русскими людьми эффект: легализацию по меньшей мере 10 миллионов среднеазиатских трудящихся. А что, скромным критериям ФМС они вполне соответствуют: предки с территории Российской империи и СССР есть, знание русского языка на примитивном уровне тоже — вот и новые граждане. Конечно, такой оборот событий гарантированно выведет холодную этническую войну в РФ на новый уровень, но, как мы с вами давно усвоили, в Кремле это никого особенно не заботит. Опасения вызывает и такая формулировка в рассматриваемом законе: «В случае признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка проведение с ним повторного собеседования не допускается». Т.е. потенциальная масса мигрантов из Средней Азии и Закавказья получит своё гражданство раз и навсегда, никаких ревизий и проверок касательно коррупционной составляющей не будет.
В прошлом году в РФ въехало 36,8 тыс. соотечественников — однако эта цифра не дотягивает до поставленной правительством планки в 300 тысяч репатриантов ежегодно. Более того, всего за 7 лет действия программы репатриации в страну вернулись только 162 тыс. человек. Подавляющее большинство репатриантов были из стран Средней Азии, а вот Украина дала всего около 5% переселенцев. По идее, новые поправки в закон должны будут помочь решить эту проблему. Остаётся только надеяться на то, что указанные лазейки не будут использованы впоследствии, чтобы «устранить недостачу» посредством завоза представителей других этносов и культур. Принимая во внимание большое количество строящихся по стране центров адаптации трудовых мигрантов (с курсами русского языка и пр.) наши опасения имеют некоторые основания.
У этнических русских действующая «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» особой популярностью не пользуется.
«Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в порядке, предусмотренном статьей 331 настоящего Федерального закона, при условии отказа от имеющегося гражданства»
Это, конечно, большая глупость. Допустим, русские из стран Средней Азии будут не прочь отказаться от паспорта «-станов», но сделают ли то же самое русские из Прибалтики, Чехии? Скорее всего, нет.
Екатерина Егорова, первый заместитель руководителя ФМС, считает, что отказ от гражданства другой страны позволит «консолидировать именно русскоязычных соотечественников», но это утверждение крайне спорно: ведь если таджики с готовностью откажутся от своих паспортов, то таллиннские русские не захотят бесповоротно менять Европейский Союз на Евразийский. Да и мировая практика показывает, что это чрезвычайно контрпродуктивно.
Так, многие евреи живут в Европе и Америке, имея в качестве некой «страховки» паспорт Израиля — но они также вносят свой вклад в защиту интересов Израиля за рубежом (обеспечивая, например, $3 млрд американской военной помощи в год). Представляете, как много потеряло бы израильское правительство, если бы оно потребовало «выбирать» гражданство? Или можно привести в пример ирландских граждан, которые могут голосовать на британских выборах. Вообще, в мире сегодня свыше 200 млн. человек живут и работают за пределами родных государств, и далеко не все из них — гастарбайтеры. Двойное гражданство представляло проблему для государства во времена массовых войн с использованием толп призывников, сегодня же вопрос «лояльности» не стоит так остро. Например, испанский Закон об исторической памяти позволил вернуть в страну потомков эмигрантов, покинувших её в годы Гражданской войны и правления Франко, дав им право на двойное гражданство.
Запрет на второе гражданство уместен только в случае когда речь идёт о натурализовавшихся мигрантах из неразвитых стран (скажем, полностью интегрированный в русское общество узбек, знающий русский). Получая российский паспорт, такие мигранты должны отказаться от гражданства своего исходного государства чтобы снизить риски создания «пятой колонны». Безусловно, такие меры уместны только в отношении мигрантов из стран Третьего мира, гипотетическая американская община на территории России в условиях гипотетического конфликта США и России не будет представлять серьезной опасности (в отличие от некоторых наших впечатлительных сограждан из республик Северного Кавказа, с удовольствием выступающих против России даже в более мирное время). Примерно это сделали в 2011-м году нидерландские законодатели, запретив натурализовавшимся мигрантам, прибывшим в основном из стран Третьего мира, иметь двойное гражданство. Схожие правила действуют в Германии: на двойное гражданство там могут претендовать только европейцы и американцы, дети натурализованных турецких мигрантов должны выбирать между турецким и немецким паспортами.
Немец машет турецким флагом: в Германии с «лояльностями» не забалуешь
Гражданский национализм важнее биологического, но в вопросах миграции jus sanguinis («право крови») оказалось эффективнее jus soli («право земли»): первое широко практикуется Германией, сделавшей всё возможное и невозможное для собирания всех немцев в одной стране. Благодаря этому, проблемы с мигрантами в стране не так значительны, как в США, Франции и РФ, практикующих «право земли». Автор этих строк лично знает некоторых русских немцев — многие из них очень плохо говорили на немецком и почти ничего не знали о Германии, что не мешало им пройти репатриацию и через несколько лет стать образцовыми немецкими бюргерами. К сожалению, нельзя сказать подобное об американских мексиканцах или французских арабах. В России процесс смены поколений в среднеазиатской мигрантской среде России пока ещё не закончился, но неутешительные промежуточные результаты видны уже сейчас.
Чего не хватает
«Культурно-языковой» закон РФ больше всего напоминает таковой в Словакии (где даётся даже не паспорт, а вид на жительство). Трактовать его можно как угодно и привести он может к чему угодно. Кроме крайне двусмысленной «лингвистической» составляющей и паспортных проблем, можно и нужно решить несколько других проблем.
Во-первых (и это очень важно), сделать сверхупрощённые правила получения российского гражданства для потомков белоэмигрантов, рассеянных по всему миру. Дело тут не только в исторической памяти, причины вполне материальные: эти люди прекрасно интегрированы в Первом мире (и занимают хорошие позиции в менее развитых странах вроде Бразилии и Аргентины) и это наш ценнейший актив. Сколько их приедет — уже другой вопрос, главное начать.
Во-вторых (это необязательно, но было бы хорошо), сделать особые упрощённые правила получения российского гражданства для жителей некоторых регионов бывшей Российской империи, а в частности: Польши, Финляндии, Аляски и Калифорнии. За годы без Романовых и без России эти уголки мира изрядно развились и разбогатели — из десятков миллионов их граждан минимум 10 тысяч «шутки ради» заведут себе российский паспорт, а, допустим, 100 приедут делать бизнес в Россию. И это будет уже хорошо. Не стоит забывать и о немецком населении, жившем на территории некогда русских регионов Польши — сейчас они почти все в Германии, но почему бы не сделать им подарок в виде российских паспортов на основании исторической памяти (и потыкать полякам фактом этнических чисток немцев)
В-третьих (и это снова важно), отменить визы с США и Евросоюзом. Да, звучит радикально и вовсе не означает, что Брюссель и Вашингтон окажут нам такую же милость, — но, главное, привлечь к себе как можно большие людские потоки из этих стран (потому что люди там богаты и культурно нам близки, не в пример выходцам из Средней Азии). Санкции санкциями, Путин Путиным, а страна у нас всё же большая, красивая и небезынтересная — сколько-нибудь точно приедут. Даже умалчивая о возможном позитивном экономическом эффекте, отмена виз с Европой и США позволит повысить уровень бытовой культуры в нашей стране и подвести нас ближе к вхождению в Первый мир.
Дешёвые многочисленные гастарбайтеры-«зерги» нам не нужны (таковы уж реалии дивного нового мира XXI века с роботами и компьютерами), а вот немецкие и американские мигранты c их деньгами и квалификацией очень даже пригодятся.
А вообще, новый закон и дискуссии вокруг него и концепции «русского гражданства» являются отличным подтверждением того, что Кремль оказался на серьёзном идеологическом перепутье: русских они по-прежнему не любят, но не замечать их, как раньше, уже не получается.
Также читайте по теме: