Дипломатия России в 20 веке четко делится на три периода: русская дипломатия (до 1917 года), горбатая дипломатия (советский период) и грузинская дипломатия (начиная с середины
Казалось бы, с падением СССР грузинская дипломатия должна была завянуть и кануть в небытие, но все оказалось не так просто. 4 из 5 российских министров иностранных дел связаны с Грузией, причем кровно. Может ли это быть совпадением? Может, но слишком маловероятно. Гораздо вероятнее, что в этом есть некая стратегия и умысел. Но какой? Что, грузины обладают какими-то особо гениальными талантами в области дипломатии? Скорее складывается впечатление, что в самой Грузии с этим проблемы. Последний при Саакашвили глава МИДа Грузии Григол Вашадзе вообще был российским гражданином и в Грузии оказался всего за несколько месяцев до назначения на должность. А грузинский паспорт получил уже в ранге министра. А теперь, прежде чем перейти к персоналиям, сделаем небольшой экскурс в историю.
Грузинская ССР, будучи в составе СССР, имела ряд привилегий, которые великодержавным шовинистам и великорусским держимордам были не положены. К примеру, грузины имели собственное правительство и министерства. Министрами иностранных дел Грузинской ССР, начиная с 1944 года, были 12 человек, а в РСФСР — ни одного. У них была своя, отдельная Академия наук. За какие заслуги из Грузии сделали оазис? Да все просто, Грузия была горбом СССР, точно так же, как Чечня является горбом России. При всем желании не избавиться. Вроде как приходит горбун к врачу, просит помочь, а тот ему специальный корсет выписывает, от которого горб только растет. Принято считать, что грузины стали высшим сортом советского человека при Сталине, но это не совсем так. Грузины повалили сразу после февральской революции. Например, первым главой высшего органа власти в РСФСР — ВЦИКа — был отец русской демократии, меньшевик Карло Чхеидзе. Еще одним видным меньшевиком являлся Ираклий Церетели. Большой человек, Троцкий, в своей «Истории русской революции» писал, что небожитель Бубликов звал Церетели не иначе, как «благородный вождь революции». Параллельно меньшевики держали власть в формально отделившейся Грузии. Причем градус (оба были масонами) благородных отцов русской демократии был такого уровня, что их позвали на Парижскую мирную конференцию, на которой победители определяли послевоенной устройство мира. Причем не просто позвали, а как представителей Грузии. К слову, ни одну великорусскую держиморду на конференцию не пригласили. В России на тот момент шла гражданская война, но даже ориентировавшихся на Антанту белых там никто не захотел видеть.
Начиная с этот момента стало понятно — горб будет. Грузию, конечно, присоединили к СССР, но на особых условиях. Грузинская элита, состоявшая по большей части из воров, налетчиков и профессиональных душегубов, влилась в интернациональные ряды советских спецслужб и постепенно стала разгуливаться. К концу
Теперь вернемся к дипломатии. Последний раз в истории страны, когда люди сидели на своем месте, был заключительный период существования Российской Империи. При Николае Втором министрами иностранных дел были: Лобанов-Ростовский, Шишкин, Муравьев, Ламсдорф, Извольский, Сазонов, Штюрмер, Покровский. Все эти люди имели отличное образование и общались на равных с дипломатами великих держав.
Дальше пошел период горбатой дипломатии. Про Троцкого писать не стоит, все и так прекрасно знают, что он из себя представлял. А вот нарком Чичерин — это любопытно. Потомственный дворянин и дипломат. Но с чудачествами. Его родители оказались сумасшедшими протестантскими сектантами (пиетистами), которые «мистически чувствовали Бога». Кроме того, у пиетистов запрещено танцевать, гулять, веселиться и смеяться. Надо полагать, детство с религиозными безумцами наложило на Чичерина тяжелый отпечаток. К тому же, он тяготился своим гомосексуализмом и безуспешно пытался вылечиться от него. Так или иначе, к русским он никакой любви не питал. В годы Первой мировой жил в Лондоне и вместе с суфражистками агитировал против проклятого русского царизма. В воспоминаниях советского посла Майского, жившего в Лондоне в это же время, есть любопытный эпизод. Его вольный пересказ звучит так: Майский и Чичерин зашил в гости к анархисту Кропоткину. Тот читал газету и вслух огорчился тому, что немцы нанесли в каком-то бою поражение русской армии. Чичерин тут же взвился: «Ты это что, русскому царизму победы желаешь?» Кропоткин закипел и начал объяснять, что хуже германского милитаризма ничего быть не может. В итоге дело едва не дошло до драки. Затем чуть не побивший Кропоткина за патриотизм Чичерин начал отстаивать интересы советской державы на международной арене.
Следующим министром был Максим Литвинов, он же Меер-Генох Валлах. Этого примечательного персонажа невозможно охарактеризовать кратко, поскольку его биография заслуживает отдельного исследования, поэтому сразу же переходим к Молотову, который вовсе не Молотов, а Скрябин. Про него тоже кратко не расскажешь, упомяну лишь два примечательных момента. Во-первых, Молотова можно официально причислить к горбатым, поскольку в годы Первой мировой он скрывался от призыва, раздобыв паспорт на имя некоего студента, освобожденного от призыва по причине горбатости. Во-вторых, тут советские совершили нечто совсем невероятное, назначив министром иностранных дел заику. Горбатый заика — международное лицо коммунизма. Можно ли разоблачить себя более?
Затем министром стал Вышинский. Тот самый легендарный сталинский прокурор с руками по локоть в крови. Рассказывать о нем можно долго и это тянет на отдельную статью. Одним абзацем его описать затруднительно.
Дальше был Шепилов. Да, тот самый «ипримкнувшийкнимшепилов». Вообще, человек уникальнейший. Например, официально считается, что в 1941 году Шепилов добровольцем ушел в ополчение рядовым, а войну закончил уже генерал-майором(!!). Такие вот советские чудеса.
Следующим министром на протяжении 30 лет был Громыко. Он успешно прошел кастинг в наркомат иностранных дел благодаря отсутствию образования, деревенскому происхождению и простоте (тогда как раз происходил поворот от интернационала к сельскому дураку). Постепенно Громыко дорос до министра. Карьерный рост обеспечивала протекция Молотова. Образования Громыко не имел. Вернее так: он закончил Староборисовский сельскохозяйственный техникум и решил поступать в Минский институт, но после поступления его по приказу партии внезапно отправили в аспирантуру. Короче, в институт он поступил в 1931 году, а в 1936 уже был кандидатом наук. Такое вот лучшее в мире советское образование. Потом деревенский дурак чуть не изжарил мир на ядерном костре. Поскольку Громыко не обладал даже малейшими навыками для дипломатической работы, в Карибский кризис он начал исполнять по своей «деревенской линии». В итоге сельского кретина просто игнорировали как американцы, так и советские. Он сидел и молча хлопал глазами, а переговоры велись по линии спецслужб, неофициально. Это беспрецедентный случай в истории дипломатии.
А вот дальше пошла грузинская дипломатия Эдуарда Шеварднадзе. Соответствующего образования он не имел, зато был партийным функционером. А поскольку он имел хотя бы какое-то высшее, то после деревенского идиота Громыко выглядел едва ли не настоящим дипломатом. К тому же он был человеком Горбачева. Формально, после Шеварднадзе министрами несколько месяцев успели побыть Бессмертных и Панкин, но несколько месяцев — это не срок для такой должности, к тому же потом министром на короткий срок снова стал Шеварднадзе.
Заьем началась эра грузинской дипломатии в составе РФ. Правда, первым главой МИД РФ стал единственный не связанный с Грузией министр — Козырев. Он тоже имеет интересности в биографии. Вообще, общей чертой российских министров является какая-то удивительная засекреченность их происхождения. Совершенно невозможно точно определить происхождение 3 из 4 российских министров иностранных дел. Это удивительно, но в век информационных технологий мы имеем гораздо больше информации о подъячих посольского приказа, чем о современных нам деятелях.
Так вот, Козырев родился в Брюсселе в 1951 году. В вики указано, что он родился в семье советского инженера, находившегося в длительной командировке в Брюсселе. Но что за простой советский инженер мог находиться в Брюсселе при Сталине? Интересно, что в английской версии википедии сообщается, что Козырев родился в семье некоего советского дипломата. Вероятно, это ближе к истине. Сам Козырев никаких подробностей происхождения не раскрывал, зато в интервью Эху Москвы рассказал упоительную историю. Оказывается, он шабашил на заводе слесарем и хотел поступать в РУДН, но пришел туда, а ему спецслужбист на собеседовании и говорит: «Ты мне нравишься, парень, иди в МГИМО, я тебе очень крутую рекомендацию сделаю и ты поступишь». Тот пошел в МГИМО и поступил. Так и стал дипломатом. Верить этой упоительной истории или нет — дело читателей.
Дальше у нас идет тяжеловес Примаков. Тут биография просто образцовая для революционера-чекиста-интернационалиста. Про папу Примакова никто ничего не знает. Даже он сам. В автобиографии про папу он писал одну строчку: умер через три месяца после моего рождения. Кто реально был его отцом — абсолютная тайна. На еврейском сайте «Семь40» обосновывается, что его отец был некий чекист Марк Каждан. Потом он превратился в Максимилиана Примкова. Потом в Примакова. То есть, Примаков у нас на самом деле «Примаков». Потом «Примакова» якобы стали преследовать за троцкизм и его дальнейшие следы теряются. По другой версии, которую я встретил в нескольких статьях в интернете, он был сыном советского небожителя второго ряда Ираклия Андроникова. Мать Примакова, по некоторой версии, носила фамилию Киршенблат. Но это нам не очень интересно. Нам интересно, что он с детства воспитывался и вырос в Тбилиси. Причем подчеркивается, что он воспитывался как грузин, а по приезду в москву говорил с сильным грузинским акцентом. Тбилисские друзья звали его «самурай». Оцените:
Следующим министром стал Игорь Иванов. Казалось бы, вот оно, просто кричаще русская фамилия. Но нет, и здесь мимо. Папа министра — военный, мама — служащая ГАИ из Грузии. Маленький Иванов в детстве воспитывался у грузинских бабушки и дедушки в селе Ахмета в Панкисском ущелье, пока его не отправили в суворовское училище.
Ну и нынешний министр иностранных дел Лавров. Сведения о папе, как водится, засекречены. Все, что о нем известно — это то, что он был… тбилисским армянином. Там же родился и сам будущий министр. Фамилия отца неизвестна, но грузины пишут, будто бы Калантаров. Думаю, тут им вполне можно верить.
Ну а если вспомнить байку про грузинское происхождение Путина, то становится совсем весело. Весь мир недоумевал: зачем понадобилась вот эта ерунда с Абхазией и Южной Осетией? Украина стоит, Белоруссия, Казахстан, населенные русскими людьми, а эти уцепились за какие-то пиратские анклавы с невнятным населением и без всякой экономической выгоды. Зато если смотреть на конфликт, как на разборку грузин с грузинами, то все легко объясняется. Ну не поделили ребята делянку, ну поссорились, делов-то, все же свои. Еще, глядишь, помирятся. Собственно, с новым грузинским правительством российские грузины уже помирились. Может, еще и переженятся…