Редакция не разделяет мнения автора. Но так как мы не многонациональные либералы и не коммунистические сектанты, то у нас на сайте представлены разные мнения разных людей.
События в Минеральных Водах заставляют нас отвлечься от украинского зарубежья и вновь подумать о самом насущном в собственной стране — о пресловутом «национальном вопросе».
Чем дальше, тем всё более неоднозначными выглядят обстоятельства убийства Анатолия Ларионова. По этому делу полиция задержала уже как минимум двух условно «русских»: местного казачьего атамана, якобы участвовавшего в потасовке в городском кафе, в результате которой Ларионов повёз своего друга в злополучную больницу, и некоего «Артёма Воронова», якобы вместе с армянами уже в больнице избивавшего потерпевших с красочными именами «Руслан Абдулжалилов и Нина Станка». Склонный к теориям заговора разум может сделать вывод, что всё это делается специально, чтобы отвлечь общество от националистической подоплёки произошедшего. Однако разум трезвый и рассудительный с лёгкостью признает, что озвученная следствием версия вполне реалистична. И, более того, именно так и выглядит «национальный конфликт» в России: пёстро и сумбурно, с расплывчатыми характеристиками сторон и зыбкими границами между ними. Понять, где свой, а где чужой, сразу не всегда удаётся и для выяснения приходится дожидаться «инцидентов».
Дело здесь, конечно, в том, что «русские» и противостоящие им «нерусские» не привязаны жёстко к соответствующим этническим категориям. Вообще, слово «русские» чуть ли не в большинстве случаев употребляется как обозначение нации, а не национальности. Когда говорят про отдых где-то в Турции: «У нас в отеле были одни русские», вовсе не имеют в виду людей с восточнославянской генной доминантой. Под этой фразой могут скрываться хоть те же армяне. Главное, чтобы они не вели себя как армяне. И это, пожалуй, единственная надёжная отличительная черта.
В произошедшем в Минеральных Водах совершенно не важно, каков был этнический состав повздоривших в кафе компаний и даже этнический состав толпы погромщиков. С точки зрения национальной идентификации важен сам факт беспардонного вторжения в больницу. По русским понятиям — это совершеннейший беспредел. Русские, как народ с устоявшимися традициями государственной организации жизни общества, никогда не будут вламываться в «присутственные места», чтобы отомстить какому-то там обидчику по пьяной драке. В больницу может зайти нанятый киллер, но не толпа разогретых «ребят». А если же — случай совершенно экстраординарный — что-то подобное и произойдёт, то это будет уже не личная месть конкретному человеку, а погром всего и вся, «русский бунт». Когда Табу нарушено и можно уже всё. «Гуляй, рванина».
Какие погромы устраивают русские? Это погромы рынков и овощебаз, то есть чего-то необустроенного, «ненужного», «грязного». Сами погромщики воспринимают свои действия как расчистку улиц и площадей от хлама, чуть ли не как добровольную помощь родным коммунальщикам. Ни на что большее русские «фашисты» посягнуть не смеют. Никогда не забуду, как на Манежке избивали ногами каких-то одиноких прохожих с неправильным лицом, а несколькими метрами ниже по «Охотному ряду» расхаживали ухоженные и лощёные московские азиаты из числа хозяев. И ни одному из участников «легендарного русского бунта» не пришло в голову ворваться в эти золочёные хоромы. Потому что ТАБУ.
А вот у армян табу на вторжения во всякие там «приличные места» нет. Не из-за того, что они плохие, а просто его нет, отсутствует это понимание. Не прописано в коре головного мозга. По причине совершенно иного исторического и социального опыта. И именно это (и только это) бесит русских. Из той же оперы любовь к размахиванию холодным оружием по любому, даже самому незначительному (с точки зрения русских) поводу, приводящая к постоянным «бирюлёвским» убийствам.
Таким образом, попытка властей сделать акцент на многонациональности обеих сторон не имеет смысла. Мать убитого Ларионова может сколько угодно говорить, что не имеет ничего против армян и армянин — её духовник. Никто с этим и не спорит. Просто таких армян считают «русскими» и на общем фоне даже не замечают. Замечают «армян» совершенно других.
Правда, здесь для проверки высказанного тезиса мы просто обязаны задать себе один вопрос. Допустим, вместо армян в больницу ворвалась толпа русских и забили они там армянина. Какова была бы реакция русской общественности на такой случай (маловероятный, но всё же гипотетически возможный)?
Думаю, не ошибусь, если предположу, что в большинстве своём русские выразили бы возмущение варварским убийством и искреннее сочувствие жертве. До митинга, может, и не дошло бы (своя рубашка к телу всё-таки ближе), но погромщики порицались бы и считались людьми очень плохими. Но не всеми, конечно. Кто-то их действия бы одобрил и даже счёл героями. Оправдание содеянного высказывалось бы в духе известных максим пещерного человека: «С волками жить — по-волчьи выть», «Или мы их, или они нас», «Не русские первыми начали» и так далее. И здесь необходимо заметить, что вот такие «сочувствующие» и олицетворяют собой «русский национализм» в сознании современного российского общества (что бы под этим термином ни понимал каждый из нас в отдельности).
Русский националист для русского обывателя — агрессивный и опасный маргинал, который хочет убивать «чурок». Непосредственной опасности для обывателя он не несёт, сам обыватель не «чурка». Но самим своим стремлением кого-то убивать, что-то крушить и ломать, он опасен.
К тому же, у русского обывателя вызывает недоумение зацикленность на этнической проблематике. Это вообще не интересно, если человек ведёт себя нормально, «как принято». В обывательской картине мира это и есть основной критерий «русскости», всё остальное — детали личного дела, вроде роста, веса и цвета глаз. «Дело десятое».
И пока русский национализм не избавится от двух этих главных пороков — связанного со скинхедами и прочими фанатами культа насилия и одержимости кровью и «формой черепа» — никаких шансов превратиться во что-то серьёзное в России у него нет.
Для исправления первого порока в центр русского движения должны быть поставлены исключительно позитивные цели. В отношении внешнего мира это, бесспорно, воссоединение с соотечественниками, оказавшимися вдруг по ту сторону государственных границ. Идея собирания «русского мира», как мы уже увидели на примере Крыма, пользуется поддержкой почти абсолютной. Что касается дел внутренних, то акцент должен быть сделан ровно на том же. Не на введении визового режима с Кавказом и Средней Азией и не на ликвидации нацреспублик — это всё цели негативные, предполагающие запреты и разрушение сложившегося порядка — а на объединении русских внутри страны. Так как политическая форма такого объединения в данный момент затруднена, акцент должен быть сделан на объединениях культурных, экономических, социальных. Вроде «Русских пробежек» — идеального примера подобного объединения среди молодёжи. Общества изучения русской истории и культуры, русские правозащитные организации, русские благотворительные фонды — начаться всё должно с них, а не с партий. Партии будут потом. И понятно, что на первом этапе их строительство должно происходить в рамках существующей политической системы, сколь бы подконтрольной и игрушечной она ни была. Лучше создать лояльную Кремлю русскую партию, чем не создать никакой (большой привет болотным мечтателям из числа националистов, решившим и Путина свергнуть, и русских объединить — одним махом. Действительно, а чего мелочиться?).
Касательно второго порока всё и так понятно. Русские — это не русский этнос против всего человечества. Русские — это принципиально открытый национальный проект, присоединиться к которому может каждый. Достаточно соблюдать несложные правила поведения.
Собственно, подтверждение сказанному мы и видим на Донбассе. Все те татары, осетины и даже чеченцы, которые воюют там за «русский мир», являются его частью. Те русские, которые с оружием в руках встали по другую сторону фронта, из «русского мира» себя вычеркнули. Война всегда всё расставляет по своим местам с удивительной простотой и ясностью.
По большому счёту, русская нация на практике давно сложилась и поэтому декларируемая некоторыми националистами цель её создания является ложной (если мы говорим о нации, а не о гражданском обществе). Если ей чего-то и не хватает, то это формально-юридического, государственного признания. На высшем уровне должны понять и громко сказать, что в слове «русские» нет никакой опасности, что это название людей, ассоциирующих себя с Россией, и что употреблять его отныне не зазорно. Можно прибавить, что ядром этой общности является русский этнос. Но можно и не прибавлять. Русские и так осознают свою силу и главенствующую роль, роль «отца семейства». А отцу семейства не очень нужны специальные поощрения. Приятны, но не обязательны.
Что же эти выводы позволяют нам понять применительно к Минеральным Водам (и вообще ко всем подобным «минеральным водам» последнего времени)? То, что такие конфликты как раз и являются следствием разрыва между реальным существованием нации и её непризнанием на официальном уровне. Когда реально существующая нация подменяется нацией фиктивной («россияне»), и по сути межнациональные конфликты фиксируются как внутринациональные, лишая систему возможности адекватно оценить источник угрозы и ликвидировать его.
Важно понимать, что при разрешении подобных конфликтов власть и бунтовщики всегда остаются один на один, никаких общественных посредников между ними нет и в ближайшее время не будет. В России просто нет сил, способных взять на себя данную роль. В Бирюлёво попытки вмешаться в происходящее со стороны Дёмушкина и Белова выглядели попросту смешно. Представить же в обстановке тамошнего народного возмущения рафинированного интеллектуала Крылова и вовсе сложно. Уделом всех этих людей и организаций так и будет бодание с дубом Минюста в попытке получить заветную регистрацию (хоть и непонятно, зачем она им, с таким-то уровнем популярности среди потенциального электората). Народные бунты будут хаотичны, бесконтрольны и тем и страшны.
В сложившейся ситуации остаётся надеяться только на то, что власть сама сможет отыскать этот заколдованный «корень проблемы». Видно, что она очень хочет его найти, и нарастающая тенденция «русских бунтов» её совсем не устраивает. После каждого из них происходит немыслимое: функционеры системы, столь чванливые и непроницаемые для сигналов снизу, вдруг рассыпаются перед бунтовщиками в извинениях, отправляются в отставки, а оставшиеся начинают делать свою работу с невиданной ранее продуктивностью. В тех же Минеральных Водах после начавшегося шума уволили чуть ли не всех.
Жаль только, что для нахождения заветного выхода из ситуации всероссийского межнационального конфликта придётся погибнуть ещё какому-то количеству людей, которые в иной ситуации могли бы остаться в живых. Но тут ничего не поделаешь.
Как говорилось в одной известной отечественной телепередаче: «Такие времена».