Почему надо было вводить войска на Украину в апреле

why-cover

Оказывается, Станислав «Ортега» Яковлев разразился сокрушительным ответом в стиле «старый добрый Ортега» на мою невинную заметку, посвящённую посланию Путина Федеральному Собранию.

В ней я указал, что президентом было ясно сказано: санкции вводятся не из-за Украины и Крыма, и вводились бы без них, и дело не в Украине, и не в Крыме, а в гранд-стратегии США и их европейских сателлитов по сдерживанию и даже развалу России.

Через что получается, что стращание русских чудовищными последствиями полноценной интервенции на всю территорию Украины (мировая война, экономический коллапс, нищета, смерть) было беспочвенным, а часто просто опиралось на лоббирование интересов украинских сепаратистов. А также что все эти опции вполне можно получить и без полноценной интервенции.

В ответ господин Яковлев привёл множество аргументов, которые хоть и выглядят стройными, но отчего-то неспособны не то чтобы переубедить меня, а хотя бы объективно опровергнуть мою точку зрения. Которая, конечно, заключается в том, что полноценная интервенция на Украину в апреле была необходима.

Для начала хочется сразу отмести «экономические обоснования» в стиле «Киса, зачем вам деньги». Во-первых, экономическая аргументация в политических делах и вопросах обладания территориями — это наезд, с которым даже не надо полемизировать. Контроль над землями с лояльным населением выгоден всегда, а в случае Донбасской промышленности и чернозёмов Новороссии — втройне выгоден. Аннексию Аляски и Афганистана всерьёз не предлагают даже сумасшедшие, но Новороссия — русская территория, к тому же входящая в единый советский экономический комплекс, худо-бедно ещё живой. Так что рассказывайте, пожалуй, украинцам в Киеве, что Крым и Донбасс им экономически невыгодны, поэтому их надо отделить. Посмотрим, сколько продержитесь.

Во-вторых, пугать необходимостью «кормить Донбасс» смешно, потому что РФ четверть века кормит вообще всю Украину. Широк русский человек: выдаются баснословные кредиты, прощаются гигантские долги, закрываются глаза на бесцеремонное воровство газа, периодически прорастающее крупными скандалами с «европейскими партнёрами», которые, по словам самого Яковлева, для Владимира Владимировича чрезвычайно важны.

wh1

Всё это происходит под методичное и усиливающееся оплёвывание украинскими властями России и русских, дошедшее теперь до стадии полного и открытого неприличия, которым почти упиваются. Иначе говоря, украинская самостийность оборачивается для РФ гигантскими финансовыми и репутационными издержками, и поддерживать её нет никакого практического смысла (об идеалистических мотивациях не говорю и дальше говорить тоже не буду). Прежде чем пугать русских гигантскими вложениями в аннексированный Крым, расскажите им, сколько они УЖЕ вложили в незалежный Киев, который в знак глубокой благодарности за это приглашает их на гиляку, выпускает учебники про голодомор и обкрадывает, не стыдясь, а то и с гордостью.

В-третьих, о будто бы ненавидящих Россию украинцах, которые «нас не ждут». Это всё ерунда, тем более ерунда по состоянию на апрель 2014 года. Это озлобленному и разгулянному филистёру можно рассказать про ненависть к москалям, которых он имеет полное моральное право сжигать на площадях. Но такой филистёр хорош против беззащитных, нагл против мнущегося «Беркута», у которого нет приказа, храбр в интернет-баталиях. А против российских войск он превращается в то, чем и так является: в тихое ничтожество, которое покорно ходит на работу.

Украинские же войска блестяще показали себя в Крыму, сдавшись практически без единого выстрела. Примерно то же самое произошло бы при интервенции на юго-восток, при этом погибло бы в тысячи раз меньше, чем погибло в результате отказа от интервенции, и погибли бы украинские сепаратисты. Думаю, максимум человек сто. Конечно, люди есть люди (хотя патриоты незалежной могут тут со мной поспорить), но с точки зрения циничных российских политических интересов это даже хорошо. В апреле перед нами лежала абсолютно деморализованная украинская армия формата «бери — не хочу». Почему-то не захотели.

Откуда бы у жителей юго-востока взялась ненависть к русским — непонятно. Людей в Одессе сожгли «правосеки», в Мариуполе, Красноармейске и Славянске — постреляли «правосеки», а ненависть — к русским. Довольно странная логика. Особенно если учесть, что русские войска ликвидируют возможность карательных операций против мирного населения, а также и то, что Крым, в отличие от Донбасса, живёт теперь весьма вольготно.

Принципиальную невозможность реинтеграции РФ и Украины тоже тяжело рассматривать. Это вопрос политической воли, правильной пропаганды и просто времени. Я даже думаю, что в конце концов это всё равно произойдёт. Немцы 40 лет жили в куда более разных и даже открыто враждебных государствах, при этом будучи значительно более молодой нацией, чем русские. Германия возникла лишь в конце XIX века и за полстолетия проиграла две мировые войны. Ничего, как-то справились. В составе РФ спокойно живут якуты и тувинцы, и говорить, будто бы в её же составе не может находиться Харьков — это просто проукраинская пропаганда разной степени замаскированности. Понимаю, что господин Яковлев симпатизирует Украине, а я — совсем нет, но давайте будем объективны.

Весной в Донбассе люди ждали второй Крым, что было видно и по настроениям в интернете, и по переговорам на каналах в Зелло, и по действиям зачатков ополчения. Действиям явно недостаточным и приведшим к нескольким грубым ошибкам. В частности, не был осуществлён захват аэропортов, вокзалов и важнейших транспортных узлов: казалось, что достаточно «обозначить» сопротивление, а дальше придут вежливые люди и всё сами сделают.

Сложно сказать, по каким причинам этого не произошло — вероятно, среди них есть и вполне объективные. В конце концов, Крым входил в состав Украины лишь с 1954 года, а остальная УССР — на 35 лет дольше. «Деды» в Крыму «воевали» за СССР, но за РСФСР, а даже в Донбассе — уже за УССР. Это всё понятно.

Тем не менее уже с августа можно наглядно видеть последствия выбранного пути. Война никуда не делась, в ситуацию пришлось вмешиваться (и по военным меркам вмешиваться очень успешно) российским «отпускникам», при этом отпуск их сейчас отнюдь не закончен: напротив, зимние курорты Донецкой и Луганской республик оказались популярнее летних (надеюсь, при всей образности выражений, всем ясно, о чём я говорю).

Почему так происходит — тоже более-менее понятно. Аннексировать Крым, а потом «пытаться договориться», было абсурдным решением, перпендикулярным всем на свете политическим теориям со времён Макиавелли.

wh2

Даже если в планах было оставить обескрымленную Украину и не идти дальше — загадкой остаётся то, почему не велась работа по дестабилизации обстановки в самой Украине, и почему хотя бы по всему Юго-Востоку не возникло человек двадцать условных Стрелковых. После присоединения Крыма и в условиях заартачившегося Януковича был необходим полный коллапс украинской государственности до той степени, чтобы вновь пришедшие власти могли безболезненно признать Крым и переучредить Украину подобно большевикам, сделавшим СССР на месте Российской империи.

Что бы мы получили в итоге интервенции? В итоге мы получили бы всё то же самое, что сейчас, потому что интервенция есть и так, и все это знают, и этим знанием руководствуются при общении с Россией и Европа, и США, и сама Украина. Но фронт был бы, к нашей выгоде, растянут по всей границе Большой Новороссии, что в сочетании со скуднейшими ресурсами украинской армии превращало её проблему в Проблему. Военный бюджет Украины — полтора миллиарда, РФ — что-то около семидесяти, союзников у Украины нет, НАТО за неё вписывается сверхнеохотно и очень ограниченно. Говорить о том, что России нечем воевать против Украины — абсурд.

Что на это сказало бы мировое сообщество? Всё то же самое, что говорит сейчас, поскольку ситуация была бы, в общем, идентичной, только вместо двух «народных республик» было бы восемь. Что бы могли на это сказать украинские власти? Гораздо меньше, чем могут теперь, а среди местных элит начались бы попытки договориться с РФ в формате «поддерживаю сепаратизм в моём регионе и всегда так делаю в обмен на сохранение собственных активов».

Вместо этого РФ имеет клочок ДНР-ЛНР, в котором происходит именно то, чем нас так пугали авторы роликов типа «Вот вы говорите «Путин введи войска», а вдруг третья мировая?!».

Как говорилось в одной постсоветской комедии: «Алло? Посол? Что? Третья мировая? Как, уже идёт? Аааа… идиот. Понятно».