В оформлении постера использованы фото театральной постановки «Талергоф» (Польша-Австрия, 2013 г.)
Часть шестая
С концом Первой мировой войны и распадом Австро-Венгрии многие новообразованные славянские государства стали бенефициариями плодов войны. Чехи и словаки получили независимость и образовали Чехословакию. Сербы, словенцы, хорваты и Черногорцы — Югославию. Галицкие русины же снова остались у разбитого корыта. По Сен-Жерменскому мирному договору 1919 года Северная Буковина отошла Румынии, а по Трианонскому мирному договору 1920 года Закарпатье вошло в состав Чехословакии. Т. н. 14 пунктов Вильсона предполагали создание и независимого польского государства, которое уже в 1918–1919 годах в результате польско-украинской войны оккупировало Галицию на основании того, что это якобы исконно польские территории. Так русины снова оказались разделены государственными границами. В России же в этот период происходили события еще более трагичные, потому никакой помощи от Москвы ожидать не приходилось.
В годы послевоенного революционного хаоса деятельность русского и украинского движений в Галиции воплотилась в создании двух государственных образований: Западно-украинской народной республики, существовавшей с октября 1918 года по июль 1919-го, и Русской народной республики Лемков, просуществовавшей с декабря 1918 по март 1920-го. Во главе Лемковской республики стояли в прошлом жертвы австрийского террора, узник Терезина и Талергофа священник Дмитрий Васильевич Хиляк, узник Талергофа крестьянин Николай Громосяк и узник тюрьмы в Новом Санче адвокат Ярослав Качмарчик. На народном вече республики высказывались голоса в пользу присоединения к России, создания независимой республики и даже присоединения к Чехословакии. Но в 1920 году, разобравшись с Западно-украинской народной республикой, Польша взялась и за Лемковщину. Руководители республики предстали перед польским судом по обвинению в государственной измене, хотя и были оправданы судом присяжных. А в 1923 году Галиция окончательно была присоединена к Польше.
Юго-восток Польши и исторические области Волынь и Галичина (Галиция) в период между двумя Мировыми войнами
Едва только Галиция была аннексирована Польшей, как сразу развернулась активная полонизация. Начали, как обычно, с языка. Галиция была переименована в Мало-Польшу, в государственных учреждениях вводился только польский язык. В школы направлялись учителя поляки, порой не знавшие даже местный язык. Из львовского университета изгнали неугодных профессоров, да и в само учреждение набирали преимущественно поляков. При приёме на работу требовалась декларация о переходе в католицизм, офицером армии мог быть только поляк-католик({{42}}).
Ваврик позднее напишет: «в ужасных условиях: во всем галицко-русском крае были австрийской властью закрыты и конфискованы общества, народные дома, читальни, ученические пансионы, гимнастические дружины и библиотеки. Все это было Австрией передано украинцам как верным своим союзникам. Приказом последнего императора Карла… русская земля была объявлена Украиной»({{43}}) .
В церковной жизни также не утихала вражда, между униатами и православными случались вооруженные столкновения. В 1934 году пришлось вмешаться даже Риму и создать для лемковских униатских приходов специальную Апостольскую администратуру, подчиненную непосредственно Риму. На должность главы Администратуры поставили бывшего узника Талергофа Василия Мастюха, на что от украинских националистов посыпались доносы и угрозы. 10 марта 1936 года Мастюха отравили. После него Администратурой управлял также русофил Полянский, пока не был жестоко избит украинскими хулиганами.
Но русофилы Галиции не отчаивались и свою многолетнюю борьбу продолжили. Уже в 1921 году беженцы начинают возвращаться в покинутый край, и этим же годом датируется создание новой политической организации русских в Галиции — Русской народной организации. Первым председателем РНО стал бывший узник Талергофа Владимир Яковлевич Труш. В 1928 году РНО будет переименована в Русскую селянскую организацию. Цели и задачи у организации были всё те же, что и у её предшественников: защита интересов русского человека в польской Галиции. Тем не менее никакого успеха ожидать уже не приходилось, ибо теснимое по всем фронтам русское движение Галиции потеряло не только своего главного союзника, но и саму цель своего существования — Россию.
Русофильское движение в Галиции прекратило своё существование в 1939 году, когда по пакту Молотова — Риббентропа эти земли отошли Советскому Союзу. Так как в стране была запрещена любая деятельность всех партий и организаций кроме Коммунистической партии и её сателлитов, то все галицко-русские организации и партии были закрыты.
Судя по источникам тех времен, местное население на какое-то время впало в эйфорию. Закончились, наконец, притеснения от поляков, русский язык стал государственным, да и Галиция вошла в состав… пусть не России, но чего-то, что когда-то было Россией — это ли не исполнение вековой мечты русского галичанина? «Уважат ли Советы историю Галичины и, памятуя, что её имя не Украина, а Русь, не будут ли мешать, как это делали поляки, немцы и Ватикан, оставшемуся в ней страстотерпцу русскому населению жить своей русской жизнью, или же поощряя и дальше искусственно созданный сепаратизм, утвердят за ней неестественное, неисторическое и подложное новое имя и доконают русских галичан для вящей радости разъединителей русского народа и всего славянства, — покажет недалекое будущее», — писал Терех({{22}}). Однако, мало кто тогда мог представить масштабы грядущего бедствия и за маской добродушной блажи о возвращении на родину увидеть оскал грядущей украинизации.
При заполнении пятой графы русским галичанам настойчиво рекомендовали записываться в украинцы, что, в общем-то, было выгодно и самим галичанам, ведь все высокие должности в УССР могли занимать только украинцы. В советской историографии галицкие русофилы по украинской традиции именовались «москвофилами» и по той же традиции выставлялись исключительно реакционным элементом «с белогвардейским душком». Никаких полноценных исследований истории этого феномена не проводилось, а тот же Ваврик был вынужден покинуть Львовский университет и уйти на пенсию из-за его позиции по отношению к русофилам. Огромную работу по расследованию Талергофской трагедии провёл Роман Денисович Мирович, собравший богатейших материал по документам и воспоминаниям очевидцев. Но ни один его труд не был опубликован в СССР. Советскому государству галицкие русофилы оказались не нужны.
* * *
Трагедия «русофильского», или, если уж говорить откровенно, — просто русского движения в Галиции обернулась для России потерей этих земель и этих людей навсегда. Тонкая нить корней общего древа, еще с Тёмных Веков связующая узами родства два народа, будет пресечена лезвием Талергофа, сожжена в пожарищах Великой Войны, а позже погребена под пеплом советской украинизации. И пусть в 1939 году этот край всё-таки войдет в состав новой Империи, возведенной на руинах старой России, но уже чужие умы и чужие сердца этих людей — в большинстве своем! — никогда не будут принадлежать России. И этот яд, зародившийся в чреве нового панукраинского национализма, разольётся паводком по всей русской Малороссии, поражая умы и сердца некогда русских людей, возвещая грядущее драматичное «никогда мы не будем братьями», разжигая пламя новой войны против русских и русского движения.
История русофильского движения в Галиции горьким уроком учит нас тому, что бывает, когда русские всё-таки бросают своих. Эта история даёт нам смыслы и символы, которые мы с высоты своей имперской могучести и самоуверенности не могли рассмотреть раньше. Это и упорство в среде абсолютной враждебности в отстаивании своей идентичности, и символ мученичества во имя русского знамени, и страшное указание на то, что может быть с Новороссией, если Россия отдаст её на растерзание мазепинцам. Помните русских праведников! Помните отважных людей, не забывших своего имени под литовским мечом, помните их, не забывших своего имени под польским ярмом, помните их, переживших австрийские, но не переживших советские эксперименты по украинизации. Помните всех, кто положил свою жизнь за русское дело, кто полил своей кровью корни общерусского древа!
Анонимный автор, подписанный как В.С., в газете «Земля и Воля» за 1938 год напишет: «Галичане же сделали много больше, может быть, больше, чем им позволяли их скромные силы и возможности. И поэтому когда-нибудь тот, кто будет писать историю не «Государства российского», а историю русского народа, кто, наконец, займется историей не русской державной, а всерусской культуры, не сможет не обратить вниманий на Галичину и на то, что сделали галицко-русские умы для всей Руси. Им, наверное, будет отдано первое или одно из первых мест в истории развития русского национализма как проявлению всерусской культуры»({{44}}).
И до боли жаль, что нынешние галичане не воспользовались этим шансом, но выбрали роль третьесортной страны на задворках Евросоюза вместо того, чтобы стать в авангарде возрождения общерусской державы, за которую когда-то жили и умирали их предки — галицкие русофилы.
Помните их — пока произносят имена галицких русофилов в Москве и Владивостоке, пока пересылают их портреты друг другу в Минске и Вильне, пока читают их труды в Павлодаре и Киеве, пока не предали мы забвению праведников наших, то не погибло их дело и не обратились в прах их мечты.
И пусть эта история двухвекового русского мужества укрепит сердца и души тех наших читателей, что стоят сейчас на передовых позициях в Новороссии, отражая, как и сто лет назад, атаки мазепинцев и украинофилов.
Слава России!
[[22]]Терех И.И.: Украинизация Галичины //ССКР. — 1962. -№ 1-2.-С.З-9[[22]]
[[42]]Лемкин И.Ф.: История Лемковины. — Юнкере Н.Й.: Изд-е Лемко-Союза в США и Канаде, 1969[[42]]
[[43]]Ваврик В.Р.: Справка о русском движении на Галицкой Руси, с библиографией на 1929 год. — Львов, 1930[[43]]
[[44]]В.С.: Галичане і всеруска культура. — Львів, 1938, оттиск из газеты Земля и Воля, № 25[[44]]