Информационная повестка последних дней крайне насыщена — Армения, греческий дефолт, гей-браки — но я бы хотел поговорить о теме, несколько ускользнувшей от внимания российской общественности. О развернувшейся в США войне с флагом Конфедерации. Для тех, кто забыл: в 1861 году южные штаты объявили о выходе из США (в значительной степени из-за расхождений по вопросу рабства), образовав новое государство — Конфедеративные Штаты Америки. Вместо того чтобы утвердить незалежность вильных КША в каком-нибудь североамериканском аналоге Беловежской пущи, оставшиеся США начали гражданскую войну, решив сломить сопротивление южан силой. После четырёх лет жесточайшей в американской истории войны КША были сломлены, а их боевой флаг стал одним из символов несогласия южан как с федеральным правительством (против которого они воевали), так и с политикой эмансипации цветного населения. Кроме того, боевой флаг КША символизировал приверженность старым-добрым южным традициям, а также был любим байкерами, реднеками и прочими простыми американскими людьми, представляющими старую Америку: независимую, самодостаточную, вооруженную, богобоязненную, с подозрением относящуюся как к идеям всеобщего равенства, так и к расширению полномочий правительства. Флаг КША до недавнего времени реял на правительственных учреждениях южных штатов и даже был частью флага Миссисипи.
Краткое содержание дискурса.
Однако 17 июня простой американский парень Дилан Руф устроил стрельбу в церкви Чарльстона, убив 9 и ранив одного прихожанина. Все они были чернокожими. Свой мотив Руф объяснил желанием развязать в США расовую войну между белыми и черными. Так как на множество фотографий в интернете Руф позирует с флагом КША, то американская либеральная общественность быстро нашла виновных в преступлении — им стал, совершенно верно, флаг КША, «символ ненависти и расизма». Мол, насмотрелся ребенок на знамя, сошел с ума и пошел убивать негров. В связи с преступлением Руфа прогрессивные американские силы уже потребовали убрать знамя КША со всех правительственных зданий и официальных эмблем, запретить его клеить на бамперах. Крупнейшие торговые сети отзывают из продажи все товары, связанные с Конфедерацией (включая компьютерные игры, посвященные гражданской войне в США, которые без боевого флага КША будут выглядеть как минимум странно), взбудораженная общественность на местах требуют убрать памятники и памятные знаки в честь деятелей КША, и даже форт Брэгг (названный в честь генерала КША) рапортует о том, что якобы обсуждается переименование всех американских военных объектов, названных в честь офицеров-южан (позднее Армия США вроде бы опровергла это начинание, но кампания по борьбе с «наследием южного расизма» только начинается, так что я бы не зарекался). Флаг КША начал ударными темпами превращаться в США в аналог нашей советский свастики, солдатиков с которой торжественно изымают из «Детского мира», дабы обыгравшиеся в пластиковые фигурки дети затем не записались в «Гитлерюгенд».
«Попробуй сжечь этот флаг КША!»
Можно спросить, каким образом это сугубо внутриамериканское безумие касается добрых русских людей? Прямым. Долгое время отношение властей США к героям и солдатам КША считалось эталонным в плане замирения и залечивания внутригражданских конфликтов. Несмотря на оговорки про неправильную рабовладельческую идеологию южан, солдатам и генералам КША воздавались почести без всякой демонизации, флаг КША продолжал реять над южными штатами, а «Унесенные ветром» (картина, повествующая о гибели «южного рыцарства») стала одной из основ современной американской массовой культуры. Казалось, что США продемонстрировали истинно демократический, либеральный и равноуважительный к обеим сторонам нарратив братоубийственной гражданской войны, превращавший ее из острополитической темы в культурно-историческое воспоминание. Однако как показывает внезапно начавшаяся кампания по борьбе с символикой КША, никакого примирения нет и быть не может, столкновение двух противоположных систем ценностей можно лишь заморозить, замазать, припудрить, отложить, но рано или поздно триумфатор, отбросив все приличия, решит добить поверженного врага до конца, изгнав из публичной сферы само упоминание о нем. Все эти парады с флагами КША, статуи героев-южан и фильмы про них были не примирением, но лишь откладыванием конфликта до того, как северяне, окончательно решив вопрос с правами цветного населения, перейдут в наступление на символику поверженных врагов (для сравнения — в 2009 году врач-мусульманин на военной базе Форт Худ в Техасе расстрелял 13 и ранил 32 сослуживца по мотивам религиозной ненависти, однако ни к какой кампании против символов ислама это не привело).
Легенда кантри-музыки Джонни Кэш исполняет песню про «не забудем, не простим северян»
В русском случае американские проблемы крайне познавательны в том смысле, что нынешнее правительство и, в частности, министр Мединский пытаются проводить «примиренческую» политику. Мол, давайте признаем, что достойные люди были с обеих сторон, нам нечего делить, что вы, в самом деле. Однако вопрос о возвращении статуи Дзержинского (не подпадающего под «бравого красного офицера» при всех натяжках, чистый палач), чудовищного и зловещего символа Красной Мясорубки, перемалывавшей русский народ, однозначно показывает, что все «примирение» в России кончится точно так же, как и «примирение» в США. Сейчас, когда постсоветский режим оказался в сложнейшем внешнеполитическом кризисе, ему еще выгодно говорить про «дружбу красных и белых» (и то, даже в кризис додумались достать из небытия Дзержинского), но не приходится сомневаться, что если РФ выживет и отдышится, то со всеми сторонниками Исторической России поступят точно так же, как в США начали поступать со сторонниками КША, размазав и раздавив противоположную сторону, потому что у поклонников Николая II и Феликса Дзержинского не больше общего, чем у южанина-генерала Роберта Ли и Барака Обамы.
Что, кстати, прекрасно продемонстрировала Новороссия, где русские националисты, забыв брезгливость к совку, примирились с красными ради защиты русского народа — после чего получили в итоге неосоветские антифашистские республики с пионерией, запретами на национализм и уроками украинского языка, потому что «мы же не ксенофобы какие-то!», и полным забвением изначальной идеи русского национально-освободительного восстания против проклятой украинской власти. «Мы антифашистские многонациональные донбассяне, под знаменем Ленина-Сталина стремящиеся освободить наших украинских братьев от гнета фашистской киевской хунты, и русский национализм для нас едва ли не опаснее украинского». Политика компромиссов и сглаживание противоречий привели к перерождению Русской Весны в Неосоветскую Осень как по стилю и риторике (красные флаги и антифофызм пополам с сохранением олигархической собственности и уплатой налогов в Киев), так и по содержанию (русских людей расстреливает украинская артиллерия под сдавленное мычание про «многоходовочку» и «так надо»).
На случай, если вы подумали, что про уроки украинского я шучу.
Охуенно мы примирились с советскими товарищами, не спорю. Сейчас еще Дзержинского вернут — и совсем хорошо станет.