Докладная записка руководителя группы агитаторов ГлавПУРККА Ставского заместителю начальника ГлавПУРККА И. В. Шикину о результатах поездки на Закавказский фронт (4 декабря 1942 года):
«Даже среди руководящего командно-политического состава довольно свободно и безнаказанно гуляет „теория“, что якобы кадры нерусской национальности не умеют и не хотят воевать. Пренебрежительно-насмешливые клички по отношению к народностям Кавказа имеют широкое хождение („Сыны Кавказа“, „братья славяне“ (?), „кучерявенькие“, „черненькие“ и т. д.). Даже среди ряда несомненно авторитетных руководящих работников армий неправильные разговоры на данную тему не только не находят должного отпора, но и снисходительно поощряются.
Нам приходилось, к примеру, слушать такую постановку вопроса. Скажем, при неудаче той или иной военной операции — „Эх, если бы не эти сыны Кавказа“, при разборе фактов перехода на сторону врага — „Ну, конечно, это опять кучерявенькие“, при получении нового пополнения — „Ни за что ни возьму никого, кроме русских, украинцев и белорусов“, при общих разговорах на эту тему — „Воевать они не умеют и не хотят, говорят, что русского языка не знают. И есть у них 2 русских слова, которые только от них и слышишь: ‘я — балной’ или ‘Курсак (живот) болит’“.
Сплошное охаивание качеств и преданности Родине целых народов (азербайджанцев, армян, грузин, узбеков и т. д.) проникает и в среду бойцов. Отношение к бойцам нерусской национальности, особенно не знающим русского языка, подчас бывает недопустимо высокомерным, грубым, способным только озлобить и оттолкнуть». Даже имело — среди среднего комсостава — такое определение: «израсходовать в первом же бою (по поводу пополнения с Кавказа и Средней Азии), чтобы прислали пополнение из русских, украинцев и белорусов».
Артиллеристы П.С. Тараканова ведут бой. Закавказский фронт, 1942 год.