Татарстан: от улуса Монгольской империи до президентской республики внутри РФ

Республика Татарстан — один из самых густонаселенных и экономически развитых субъектов Российской Федерации. И одновременно с этим регион стоит на одном из первых в нашей стране мест по остроте национальных и религиозных противоречий. Давайте разберемся, почему.

Домонгольский период

С Х века нашей эры на территории современного Татарстана существовало крупное государство Волжская Булгария. Его основали тюркские племена болгар, перекочевавшие в эти земли из азовских и причерноморских степей. Это случилось после того, как под ударами хазарского каганата прекратила свое недолгое существование Великая Болгария (другие выходцы из нее направились на запад и основали ту самую Болгарию, которая существует по сей день).

Один из древнейших документов, рассказывающих об этом государстве — записки арабского путешественника и писателя по имени Ахмад ибн-Фадлан ибн-аль-’Аббас ибн-Рашид ибн-Хаммад. Кто-то из читателей, возможно, знает о нем из фильма «13-й воин», основанного на псевдоисторическом романе Майкла Крайтона «Пожиратели мертвых». Сюжет о борьбе викингов с последними неандертальцами — чистый вымысел, но сам ибн-Фадлан существовал в реальности, и в 921–922 годах по поручению багдадского халифа Аль-Муктадира Биллаха он предпринял путешествие в Волжскую Булгарию в составе посольства. Арабов пригласил балтавар (царь) Булгарии Алмуш, который рассчитывал на покровительство халифа в борьбе с владычеством хазар (исповедовавших иудаизм). Взамен он принял ислам в качестве государственной религии и сменил имя на Джафар ибн Абдаллах.

Граница Волжской Булгарии (показана красным) и современный Татарстан (зеленым)
«Царь же (Булгара) послал к ним и сказал: „Воистину Аллах могучий и великий уже облагодетельствовал меня, давши мне ислам и верховную власть повелителя правоверных“, так что я раб его, и это дело возложил… кто будет мне противоречить, то я встречу его с мечом». Другая группа была с царем из некоего племени, которого называли царь Аскал. Он (Аскал) был в повиновении у него (царя Булгара), но только он (Аскал) еще не принял ислама.

После угроз со стороны Алмуша Аскал также принял ислам. Полностью независимой от хазар Булгария стала в 965 году — незадолго до падения Каганата.

Еще одно интереснейшее описание Волжской Булгарии оставил другой арабский путешественник — Ибн Руста. Его «Книга драгоценных сокровищ» была написана в 930-е годы. В Британском музее сохранился седьмой том этого труда — он посвящен астрономии и географии. В частности, там описываются примерные границы Булгарии:

Булгар граничит со страной Буртас. Живут Булгаре на берегах реки, которая впадает в Хазарское море и прозывается Итиль, протекая между странами Хазар и Славян. Царь Булгар, Альмуш по имени, исповедует ислам. Страна их состоит из болотистых местностей и дремучих лесов, среди которых они и живут. Они делятся на три отдела: один отдел зовется Барсула, другой — Асгал, а третий — Булгар. Живут же они все в одной и той же местности. Хазаре ведут торг с Булгарами, равным образом и Русы привозят к ним свои товары. Все из них, которые живут по обоим берегам помянутой реки, везут к ним (Булгарам) товары свои, как-то меха собольи, горностаевы, беличьи и другие.

Булгаре народ земледельческий и возделывают всякого рода зерновой хлеб, как-то: пшеницу, ячмень, просо и другие. — Большая часть исповедует ислам, и есть в их селениях мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами. Те же из них, которые пребывают в язычестве, повергаются ниц пред каждым знакомым, которого встречают. Между Буртасами и этими Булгарами расстояние трех дней пути. Они (Булгаре) производят набеги на них (Буртасов), грабят их и в плен уводят. Они имеют лошадей, кольчуги и полное вооружение. Подать царю своему платят они лошадьми и другим. От всякого из них, кто женится, царь берет себе по верховой лошади. Когда приходят к ним мусульманские купеческие суда, то берут с них десятину. Одежда их похожа на мусульманскую; равным образом и кладбища их как у мусульман. Главное богатство их составляет куний мех. Чеканеной монеты своей нет у них; звонкую монету заменяют им куньи меха. Каждый мех равняется двум диргемам с половиною. Белые, круглые диргемы приходят к ним из стран мусульманских, путем мены за их товары.

Столицей Волжской Булгарии был основанный в Х веке город Булгар. Сегодня от него осталось городище, расположенное в Спасском районе Татарстана. В 2014 году его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Важными торговыми и религиозными центрами также являлись города Биляр, Сувар, Жукотин, Кашан, Ошель и другие. Была ли Казань основана в булгарские времена — вопрос дискуссионный, причем споры здесь лежат не только в исторической, но и в политической плоскости (подробнее об этом — в последующих частях этого материала). Согласно принятой сейчас официальной версии, город ведет свою историю с 1005 года.

Отношения Волжской Булагрии с древнерусскими княжествами были непростыми — государствам случалось как торговать, так и пускать друг другу кровь, устраивая набеги с разграблением и сожжением городов.

В 1223 году объединенное русско-половецкое войско в битве на Калке потерпело поражение от монгольского войска Джэбэ и Субэдэя, которые были одними из лучших полководцев Чингисхана. После этого победители направились домой для отдыха и пополнения сил. По пути часть армии повернула на северо-восток — и была разбита волжскими булгарами. Для монголов это поражение стало одним из первых.

«Калка», худ. П. Рыженко

В 1227 году умер Чингисхан. При этом он заблаговременно распорядился о разделе своей империи между четырьмя сыновьями от первой жены — Бортэ. Старшему сыну — Джучи — достались в том числе западные территории, которые только предполагалось завоевать. Однако Джучи умер в период между 1225 и 1227 годами, и улус отошел его второму сыну, человеку, с именем которого связана одна из самых мрачных страниц русской истории — Батыю. В 1236 году он выступил в поход, положивший конец Волжской Булгарии, а годом позже обрушился на Русь. Его улус затем стал известен как Золотая Орда. Булгары же постепенно растворились в татарском этносе.

Орда

Вторая половина XIII века. Монгольская империя занимает более четверти земной суши, в ней проживает треть всего тогдашнего человечества. Однако ее дни сочтены. В 1259 году, после смерти Мунгкэ, правнука Чингисхана, внутри империи начались конфликты, продлившиеся несколько десятилетий и в итоге приведшие к ее распаду. Однако Руси от этого легче не становится — она по-прежнему стонет под игом.

Еще в IX веке, когда остальная Европа в основном была «большой деревней», викинги звали Русь «Гардарики» — «страна городов». В этих самых городах активно шло каменное строительство (замок Андрея Боголюбского, стены Киево-Печерской лавры, многочисленные храмы).

Русь первой в Европе освоила непростую технологию изготовления кольчуг. Активно развивались многочисленные художественные промыслы. В Московской Ипатьевской летописи в 1175 году впервые упоминается перегородчатая эмаль. Наши ювелиры использовали такие техники, как зернь и чернение по серебру. В X–XII веках в русских городах уже существовали стеклоделательные мастерские.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (в статье «Грамота») отмечается, что домонгольскую Русь отличало высокое по тем временам распространение грамотности:

Первое появление Г. (грамот — письменных документов — прим. ред.) относится к концу Х и началу XI в. При Владимире Св. и Ярославе отбирали детей у «нарочитых (знатных — прим. ред.) людей» и учили их грамоте и догматам веры. Ярослав «сам книги читал», Владимир же был неграмотен. «Ярослав, — говорит летописец, — насеял книжными словесы сердца верных людей, а мы пожинаем, принимая книжное учение». Он велел и в Новгороде собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их грамоте. В XI в. уже существовала грамота и в разных городах и монастырях. Грамотными были в XI и XII в. не только монахи, но и многие князья. В удельный период Г. сделала большие успехи. Библиотеки, заведенные некоторыми князьями, свидетельствуют, что число «списателей» (переписчиков) тоже было значительно.

Кстати, в XI веке, возможно, самой образованной женщиной Европы была Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, супруга французского короля Генриха I и королева Франции. В целом многочисленные династические браки тесно связывали Русь с другими ведущими европейскими державами того времени.

Татаро-монгольское иго отбросило Русь на века назад. На сто с лишним лет практически прекратилось каменное строительство (так, большинство сохранившихся каменных крепостей в нашей стране — это уже XV век или позже). Образование упало до такого низкого уровня, что в XV веке неграмотными были большинство князей и даже часть священников. Экономика деградировала, многие ремесла пришли в упадок из-за уничтожения городов, угона в плен мастеров, необходимости платить поработителям тяжелую дань.

Известный российский историк, почетный доктор Оксфордского университета Борис Сапунов участвовал в раскопках на месте разрушенного монголами Чернигова, а также на безымянном городище у поселка Райки на территории нынешней Украины. Нашествие Орды он сравнивает с погубившим Помпеи извержением Везувия:

Изучение вещественного материала, хранящегося в ГосЭрмитаже, и письменных отчетов о раскопках позволило восстановить страшную картину. Она напомнила мне сожженные оккупантами белорусские села и города, виденных автором во время нашего наступления во времена Великой Отечественной войны…

Взятие ордынцами  Суздаля (слева) и Владимира (справа). Миниатюры из летописей

Жители старого русского города, видимо, отчаянно сопротивлялись, и все погибли в неравной борьбе. Были раскопаны жилые дома, на порогах которых лежали по два костяка — татарина и русского, убитого с мечом в руке. Или страшная сцена — два скелета, женщина прикрывала своим телом ребенка. В ее позвонках застряла татарская стрела. После разгрома город не ожил, и все осталось в таком виде, как его покинул враг.

Трагическую судьбу Райков и Чернигова разделили сотни русских городов. Татары уничтожили около трети всего населения Древней Руси. Считая, что тогда на Руси проживало около 6–8 миллионов человек, было убито не менее двух — двух с половиной. Иностранцы, проезжавшие через южные районы страны, писали, что практически Русь превращена в мертвую пустыню, и такого государства на карте Европы больше нет.

По мнению Сапунова, иго отбросило нашу страну в развитии на 200 лет назад. С ним солидарен академик РАН Борис Рыбаков. В своем фундаментальном труде «Ремесло Древней Руси» он пишет, что в XII веке одновременно на Западе и Востоке Европы начался активный рост городов и развитие торговли. Однако с началом монгольского нашествия эти процессы на Руси надолго прервались:

Все сложные производства исчезли, возрождение их началось только спустя 150–200 лет. Татарское нашествие прервало развитие русской промышленности в тот момент, когда она находилась в состоянии очень высокого развития, когда каждое новое десятилетие должно было приносить ощутительные результаты дальнейшего роста. Вместо этого, Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя.

По мнению профессора Евгения Шмурло, автора учебника «История России 862–1917», «татары глушили чувство законности и нравственнаго долга и надолго грубую силу поставили выше закона». Кроме того, он отмечает, что роль русских как «часовых Европы», спасших Старый Свет от нашествия восточных орд, серьезно недооценена, причем не только на Западе, но и в самой России. Другим пагубным последствием татаро-монгольского ига ученый называет разобщение с Европой, в том числе культурное:

Въ ХV ст. вся Западная Европа переживала блестящіе годы Возрожденія; тамъ въ эту пору совершался одинъ изъ тѣхъ величайшихъ умственныхъ переворотовъ, которые составляютъ эпоху въ жизни человѣчества, — и хоть бы какой живой отголосокъ его донёсся до Московской Руси!

В 1320 году хан Узбек принимает ислам и утверждает его в качестве государственной религии. При нем, а также при его сыне Джанибеке Золотая Орда достигает пика своего могущества. Параллельно на Руси идет процесс возвышения Москвы. В 1359 году внук Узбека, Бердибек, был убит в результате заговора, что положило начало «Великой замятне» — многолетним междоусобицам в Орде. В 1380 году русское войско Дмитрия Донского разбило хана Мамая в Куликовской битве. Однако два года спустя Русь пережила разорительный набег Тохтамыша и вынуждена была возобновить выплату дани. В 1386–1395 годах на Золотую Орду трижды обрушивался Тамерлан, что окончательно предопределило ее распад.

«Поле Куликово», худ. П. Рыженко

Во второй половине 1390-х (в разных летописях даты различаются) будущий великий князь Московский Юрий Дмитриевич сумел отомстить татарам за нашествие 1382 года. Причем поход не был спланирован заранее — изначально предполагалось просто догнать и захватить в плен бывшего Суздальско-Нижегородского князя Семена Дмитриевича, который вместе с ордынцами устроил грабительский набег на свои бывшие владения. Вот что об этом рассказывает Никоновская летопись XVI века:

«Князь Семен Дмитриевичь Суздальский и Нижнего Новагорода собра воинства своя, а съ нимъ царевичь Ектякъ сь татары, и прииде къ Новугороду Нижнему, и стоя у града долго… потом татарове пограбиша весь Новъград Нижний, и возвратишася въ свою землю, въ Казань…» В ответ на это «князь велики Василий Дмитриевичь Московский… послал брата своего князя Юрья Дмитриевича, съ силою многою, ратью на Казань, они же, шедше, взяша градъ Болгары, и Жукотинь, и Казань, и Кеременчюхъ, и иных много градовъ, и пребыша тамо три месяца, воююще и пленяще землю ихъ…».

Другие русские летописи, посвященные тем событиям, также отмечают, что князь Юрий вернулся из своего похода с «великою победою» и «многою корыстью». Во всех документах в числе взятых русскими городов упоминается Казань. Судя по всему, в тот период она была одним из важнейших центров Золотой Орды, чему в немалой степени способствовало местоположение города — неподалеку от слияния Волги и Камы.

В 1408 году состоялся последний крупный ордынский поход на Русь. Татарский полководец Едигей разграбил и сжег много деревень и городов, но не решился штурмовать белокаменные укрепления Московского Кремля, возведенные при Дмитрии Донском.

К тому моменту бывший улус Джучи уже явственно трещал по швам. В 1420 году правитель Казани Гияс ад-Дин начал чеканить собственную монету. В 1438 году Казанское ханство окончательно обрело независимость. На протяжении последующих ста с лишним лет новое государство и Русь воевали практически постоянно. Историю их противостояния, завершившуюся эпическим взятием Казани, мы осветили в отдельном большом материале. Войдя в город, наши войска освободили 8 тысяч русских рабов.

В Русском государстве

Еще 4 года ушло на то, чтобы подавить восстания на покоренных территориях. Татары убивали русских сборщиков налогов, купцов и служилых людей и даже смогли уничтожить отряд из 900 стрельцов и казаков вместе с воеводой Борисом Салтыковым. Бунтовщики даже выбрали себе хана — Али Акрама. Своей столицей они объявили город Чалым. Русские ответили жестко — массовыми казнями мятежников и тактикой выжженной земли. Параллельно строились новые крепости, служившие опорными пунктами для нашего войска. Сломить сопротивление удалось не сразу, но в итоге русский воевода Иван Мстиславский все-таки взял Чалым. Али Акрам был убит, большинство его соратников закончили жизнь в боях или на плахах.

Сразу после завоевания Казани началось активное развитие города. Татары были выселены из него, а их место заняли 7 тысяч русских. Во второй половине XVI века были построены мощные стены Казанского Кремля протяженностью 1,8 километра с 13 башнями и двумя воротами. Еще более обширную территорию охватила деревянная посадская стена, имевшая 10 ворот. Мечети снесли, началось строительство православных храмов, находившихся в ведении созданной в 1555 году Казанской епархии. В XVII веке экономика города растет — появляются ремесленные слободы и мануфактуры. При этом первые полтора столетия русского владычества Казань была в первую очередь военным форпостом. Вот так население города описывает русский историк, краевед и этнограф Михаил Пинегин в своей книге «Казань в ее прошлом и настоящем», вышедшей в 1890 году:

Казань въ XVI в. была прежде всего главнымъ военнымъ пунктомъ на восточной окраинѣ государства; она лежала среди враждебнаго инородческаго населенія, кото­рое часто приходилось или усмирять, или отражать. По­ этому преобладающимъ элементомъ городского населенія было военное сословіе: дѣти боярскіе, стрѣльцы, пушкари, затинники, дряби (категории служилых людей — прим. ред.) и татары новокрещенные. Стрѣльцы со­ставляли регулярную пѣхоту; пушкари, затинники и дряби служили при нарядѣ или артиллеріи, дѣти боярскія составляли регулярную, а татары иррегулярную конницу.

Взятие  Казани

Любопытно, что завоеванное ханство долгое время формально оставалось независимым Казанским царством, которое находилось в унии с Государством Российским и возглавлялось русским царем. Административными, судебными и финансовыми делами новой провинции ведал специальной созданный Приказ Казанского дворца. Такое положение сохранялось вплоть до областной реформы Петра Великого в 1708 году. Будущий император учредил в стране восемь губерний, в том числе Казанскую. Ее первым главой стал сподвижник царя Петр Апраксин.

Империя

В имперские времена Казанская губерния активно развивается. При Петре I в столице региона появляются верфи, суконный и кожевенный заводы, цифирная школа, семинария. В губернии основывается много новых населенных пунктов, таких как Альметьево — будущий Альметьевск (1720), Бугульма (1736), Новая Письмянка (1795) — сейчас населённый пункт называется Лениногорск. К концу XVIII века в регионе насчитывается уже 13 городов. Михаил Пинегин отмечает, что в Казанской земле энергично, пусть и не без сложностей, идет миссионерская деятельность:

Преосвященный Тихонъ, назначенный на казанскую митрополію въ мартѣ 1699 г., занималъ ее въ продолженіе всей первой четверти XVIII в. (f 24 марта 1724 г.); онъ принадлежалъ къ числу сторонниковъ реформы; задачей своего служенія поставилъ обращеніе и просвѣщеніе инородцевъ своей эпархіи. Тихонъ встрѣтилъ много затрудненій въ своей дѣятельности; изъ 30 тысячъ татаръ, крещеныхъ еще въ XVI ст., многіе отпали отъ христіанства; о нихъ преосвященный Тихонъ доносилъ Синоду въ январѣ 1722 г., что «непокорливы, по прежнему своему обыкновенно въ мерзостяхъ закоснѣли; иные изъ нихъ въ церковь не ходятъ, къ домовымъ требамъ священниковъ не призываютъ и не исповѣдываются, и умершихъ своихъ безъ священниковъ погребаютъ въ лѣсахъ и на поляхъ». Такое состояніе паствы возбудило энергію въ преосвященномъ Тихонѣ и онъ въ первое же время своего святительства съ 1701 по 1705 г., съ помощію ключаря Ѳеодора, крестилъ 3,683 иновѣрца.

Активные попытки обратить российских мусульман в христианство завершились при Екатерине II. Тогда же были сняты ограничения на строительство мечетей. К эпохе правления императрицы относятся две старейших мечети Казани, сохранившиеся до наших дней — аль-Марджани (построена в 1766–1770 гг.) и Апанаевская (1768–1771 гг.) Подробнее о взаимоотношениях имперской, а позже и советской власти с мусульманами можно прочитать вот в этой статье Евгения Политдруга. Кроме того, при Екатерине Казанью начала управлять избираемая городская дума.

Также стоит отметить, что татарское дворянство было очень хорошо интегрировано в элиты Российской Империи. Один только список татарских княжеских родов насчитывает почти три сотни фамилий.

В 1759 году в столице Казанской губернии создается гимназия, в 1804-м — университет. После восстания Пугачева, в ходе которого город серьезно пострадал, его начинают застраивать по регулярному плану. В XIX веке Казань в числе первых в России приобщается к благам цивилизации, дарованным промышленной революцией — появляются водопровод, электричество, трамвай и телефон.

Еще в начале столетия профессор Иван Браун, в будущем — первый избранный ректор Казанского университета, описывал город в не слишком лестных выражениях:

Большая часть города вообще расположена въ болотѣ. Весною, вслѣдствіе разлива Волги до самаго города, это болото становится озеромъ, такъ что лодки съ товарами по Булаку входятъ въ самый городъ <…> При здѣшнихъ сильныхъ жарахъ вода загниваетъ и дѣлаетъ очень нездоровыми прилежащія части города. Дома по большей части выстроены изъ дерева, безъ этажей, притомъ весьма некрасивы и неудобны. Очень часто делаются они добычею пламени. <…> Внутреннія стѣны домовъ покрыты только известью; двери не притворяются плотно, замки весьма дурны, а печи никуда не годятся; погреба встрѣчаются весьма рѣдко. <…> Каменныхъ домовъ немного, да они и непрочны.

Только въ крѣпости есть небольшой клочокъ мостовой, всѣ же остальныя улицы не вымощены. При сухой погодѣ можно еще ходить пѣшкомъ, но въ дождь и осенью нельзя обойтись безъ экипажа, особенно въ низкихъ частяхъ города, куда стекаетъ сверху вся вода и гдѣ грязь подымается до самыхъ осей дрожекъ; размягченная глина такъ пристаетъ къ колесамъ, что пара лошадей съ большимъ трудомъ вытаскиваетъ экипажъ. Въ Казани до 17,000 жителей, но число это нѣсколько уменьшается лѣтомъ, когда помещики разъѣзжаются по деревнямъ; зимою они возвращаются, чтобъ повеселиться.

Затем картина постепенно начинает меняться. В 1857–1883 годах производство на заводах и фабриках Казанской губернии возрастает почти вчетверо — с 5,2 до 18,9 миллиона рублей. На 1913 год в регионе работают 423 промышленных предприятия. В 1890 году уже треть строений в Казани возведены из камня, большинство «поганых прудов» — источников зловония и инфекций — засыпаны. В 1896 году открывается прямое железнодорожное сообщение с Москвой, еще раньше — в середине XIX века — начинается регулярное пароходное движение по Волге и Каме, что в немалой степени способствует развитию товарообмена (например, Чистополь был важнейшим центром зерновой торговли). В 1913 году в Казани работают уже четыре высших учебных заведения: Университет, Духовная академия, Ветеринарный институт, Высшие женские курсы. Кроме того, основанное в 1890 году Соединенное промышленное училище даже превосходило вузы по качеству современного лабораторного оборудования. Оно получило статус института вскоре после революции — в 1919 году. Общее число учебных заведений в губернии (не считая мусульманских) составило 1238, из них 101 находилось в Казани. Население города к 1917 году достигло 207 тысяч человек, абсолютное большинство из них составляли русские. Население всей губернии на тот момент составляет порядка 2,8 млн. 39% из них — русские, 31% — татары, 23% — чуваши, 5% марийцы и 2% — прочие народности.

Казань в начале XX в.

Коренные изменения общественной мысли, происходившие в Империи в второй половине XIX — начале XX веков, разумеется, затронули и татар. Одной из новых идеологий стал булгаризм. Последователи этого учения вели свое происхождение от древних булгар и призывали к возрождению булгарской идентичности и государственности. Идеология получила распространение среди татар и чувашей, так как территория нынешней Чувашии в то время принадлежала Казанской и Симбирской губерниям. Одним из основоположников булгаризма стал Багаутдин Ваисов, персонаж весьма любопытный.

Он родился в Свияжском уезде Казанской губернии в 1804 году (позднее в качестве даты своего рождения указывал 1810 год). Его отцом был деревенский мулла. Начальное образование наш герой получил в своей родной деревне деревня Мулла Иле, затем обучался в медресе в Казани. После этого Ваисов стал торговцем, ездил в Туркестан и Бухару и заработал около 60 тысяч рублей капитала. В архивах ДДДИИ — Департамента духовных дел иностранных исповеданий, — отдела Министерства внутренних дел Российской Империи, ведавшего неправославными конфессиями, есть записи о том, что в 1841–1861 годах Ваисов обучался у дервишей — суфийских проповедников-аскетов. В отличие от коммерческой деятельности, это не пошло ему на пользу — он возомнил себя дервишем, сардаром (полководцем), а самое главное — потомком правителей Волжской Булгарии, которые, по мнению Ваисова, происходили от пророка Мухаммеда. Впоследствии он даже выправил себе якобы подтверждающие это документы, которые затем очень удачно потерялись.

В 1862 году Ваисов основал в Казани молитвенный дом, в котором учил своих последователей «истинной вере» (идеи очищения изначального ислама от более поздних наслоений роднят ваисовцев с салафитами). Свое движение он назвал «Фирка-и-наджийя» («Спасшаяся группа»). Термин восходит вот к этому хадису пророка Мухаммеда:

«И разделится моя община на семьдесят три группы: все они окажутся в Огне, кроме одной». Люди спросили: «Кто же они, о, посланник Аллаха?» На что он ответил: «Следующие тому же, чему следую я и мои сподвижники».

Как, наверное, уже догадался проницательный читатель, Ваисов объявил свое движение той самой праведной 73-й группой, которой суждено было попасть в рай с гуриями. Помимо этого, Ваисов считал, что мусульман развращает разворачивающаяся индустриализация и связанные с ней социальные перемены. Образцом правильного исламского государства самозваный потомок Мухаммеда представлял Волжскую Булгарию и ставил своей целью ее возрождение.

Багаутдин Ваисов и последователи его движения

Все накопленные торговлей капиталы Ваисов направил на развитие своего движения. По его замыслу, молельный дом в Казани должен был стать духовным центром мусульман всего мира. Проповедник призывал своих сподвижников не платить налоги и не подчиняться официальным муллам. Из всех представителей власти сектанты признавали только императора и военных, а вот местную администрацию и суды считали противоречащими Корану.

В 60-70-е годы ваисовцы активно участвовали в крестьянских восстаниях, и многие из них в результате отправились в ссылку в Сибирь. В этот момент на секту обратили внимание власти. Из архивов ДДДИИ:

По полученным в Министерстве внутренних дел сведениям в 70-е годы минувшего столетия возникла в среде магометанства секта так называемых «ваисовцев», именующих себя также «обществом ваисовского божьяго полка». Глава этой секты <…> Ваисов учит, что повиноваться властям не следует, не следует признавать и мулл, определяемых властями, не нужно исполнять никаких требований, исходящих от властей, не следует посещать мечетей и вести метрические книги.

В 1883 году Багаутдин Ваисов попал под следствие за «истязание татарских мальчиков». В итоге его признали сумасшедшим и поместили в психиатрическую клинику Казани, где он скончался в 1893 году в возрасте 89 лет. Многие его сподвижники попали в тюрьмы, однако секта продолжила свое существование.

В 1897 году ее представители отказывались участвовать в переписи населения. В 1906 году движение возглавил сын Ваисова Гайнутдин, родившийся в 1878 году. К тому времени он успел провести год в ашхабадской тюрьме за насильственное сопротивление властям. Он восстановил молитвенный дом своего отца, который был разгромлен в 1884 году в результате штурма полицией и противниками Ваисова из числа казанских татар. Кроме того, как и отец, он присвоил себе титул «сардар», фактически заменивший ему имя. Во время первой революции, одним из центров которой была Казанская губерния, взгляды «наследника пророка» изменились — помимо исламизма и булгарского национализма к ним примешался еще и марксизм.

В 1909 году Гайнутдин Ваисов даже встречался со Львом Толстым. Друг и последователь писателя Павел Бирюков в своей книге «Биография Л.Н. Толстого» приводит запись Льва Николаевича о планируемой встрече:

В Казани есть такой «Божий полк», это татарская магометанская секта. Во главе ее стоит некто Ваисов. Вчера я получил от него письмо, что его взгляды имеют много общего с теми, которые я высказываю, следовательно, с христианством, как я его понимаю, и он желает ко мне приехать. Меня это в высшей степени интересует. У них одно из основных положений то, что вера должна быть одна и та же у всех людей.

В тот же период члены секты писали императору письма с требованиями отделить свою общину от остальной России, выселить из новоявленного государства всех неверных и выделить ваисовцам 100 тысяч рублей на обустройство. (Кстати, в истории движения это были далеко не первые челобитные царю — ранее Ваисов-старший просил правящий дом из казны профинансировать перевод своих трудов на русский язык).

В 1910 году над сектантами прошел еще один судебный процесс. Что характерно, именитый адвокат Сеид-Гирей Алкин, бывший депутат Государственной думы I созыва, татарин по национальности и мусульманин по вероисповеданию, отказался защищать бравых строителей «Исламского государства Волги и Булгарии». В итоге Ваисов-младший получил 4 года тюрьмы с последующим поселением, еще 12 сектантов отправились в ссылку. При этом, по оценкам самих ваисовцев, движение в те годы насчитывало 60 тысяч человек, в том числе 10 тысяч вооруженных бойцов.

Большевистский переворот «Сардар» Ваисов сотоварищи восприняли примерно как хармсовский «Рыцарь» Алексей Алексеевич Алексеев — с восторгом. Правда, судьба их оказалась не менее печальна, чем у незадачливого литературного героя. Впрочем, об этом — в следующей части материала.

Однако сторонники булгаризма черпали вдохновение и в работах менее карнавальных персонажей. Одним из них стал Шигабутдин Марджани (1818-1889) — татарский богослов, ученый, философ и преподаватель. Он известен как трудами об этногенезе татарского народа, так и работами, в которых излагал весьма прогрессивные идеи. В частности, он выступал за получение татарами светского образования, приобщение их к классической и современной русской и западноевропейской культуре, а также к передовым достижениям цивилизации.

Шигабутдин Марджани

Идеи Марджани во многом использовали последователи джадидизма (от арабского‎ джадид — «новый») — движения за обновление и европеизацию ислама, использование достижений науки, демократические реформы и равноправие женщин, которое развернулось в Российской Империи на рубеже XIX–XX веков среди татар, башкир, казахов и других суннитов Ханафитского мазхаба. Их главной идеей была реформа мектебов (начальных школ) и медресе — помимо религиозных предметов в учебную программу вводились светские, на смену устаревшему буквослагательному методу обучения грамоте приходил намного более эффективный — звуковой. В целом мусульманские учебные заведения становились более похожими на привычные для всех нас общеобразовательные школы — вводилось деление на классы, годовые экзамены, расписание уроков. В учебных аудиториях появлялись парты, классные доски и журналы успеваемости. Медресе, работающие по такой методике, стали появляться в разных городах Империи. При этом власти страны относились к таким школам с подозрением, не без оснований предполагая, что они могут стать кузницами светского национализма тюркских народов.

Джадидизм оказал влияние на программу первой в нашей стране исламской партии — «Иттифак аль-Муслимин» или «Согласие мусульман», существовавшей в 1905-1907 годах. Она выступала, в том числе, за конституционную монархию и различные либеральные преобразования. Основу партии составляли предприниматели, интеллигенция и духовенство. Сергей Ольденбург в своем «Царствовании Николая II» отмечает, что в Думе «съ кадетами обычно голосовала и мусульманская группа».

В противовес джадидизму в Российской Империи существовал кадимизм (от арабского «кадим» — старый) — консервативное мусульманское движение, распространенное, в том числе, среди татар. Последователи этого учения выступали против любых буржуазных реформ, стремились к воспроизведению средневековых исламских институтов, сохранению образования в неизменном виде, строгому соблюдению законов шариата. Последователи кадимизма были сторонниками максимально обособленных от остального населения России патриархальных общин. Джадидов исламские консерваторы объявляли вероотступниками или кафирами.

В 1913–1914 годах кадимисты попытались создать аналог Союза Русского Народа — Всероссийский мусульманский народный союз «Сират аль-Мустаким» («Прямой путь»). Однако правительственное Особое совещание по мусульманским делам, куда были поданы документы на регистрацию движения, увидело явную угрозу в создававшемся союзе. Вот что говорится об этом в журнале Особого совещания от 16 мая 1914 г.:

При крайней широте его задач, обнимающих жизнь мусульман чуть ли не во всех ее проявлениях (цели религиозные, просветительные, благотворительные), проектируемый союз явится могучим орудием объединения мусульман, притом без различия их национальности, и в конечном результате может повести к укреплению сепаратизма.

Также стоит отметить, что в Казанской губернии достаточно заметным было участие татар в демонстрациях черносотенных организаций. 22 октября 1905 года в столице региона прошла крупная мусульманская монархическая демонстрация, возглавляемая татарским духовенством. Однако правоконсервативные лозунги манифестантов не означали, что участники акции были последователями кадимизма. Один из лидеров демонстрации — муфтий Галимзян Баруди — был создателем первого и самого крупного татарского джадидского медресе «Мухаммадия». Другой — богатый предприниматель Ахметзян Сайдашев — являлся ведущим финансистом джадидского образования в Казанской губернии. Позже они оба вступили в центральный комитет «Союза мусульман».

Мусульманская монархическая демонстрация в Казани 22 октября 1905 г.

Кроме того, в 1908–1909 годах в Чистопольском уезде Казанской губернии действовало правоконсервативное «Царско-народное мусульманское общество». Изначально организация насчитывала 240 членов и имела отделения в 18 населенных пунктах. Правда, за монархизмом, судя по всему, скрывался самый что ни на есть махровый татарский национализм. В частности, устав общества гласил, что вступить в него могут только «природные татары обоего пола, всех сословий и состояний» (при этом женщины не могли быть членами-учредителями). Кроме того, все должности в союзе могли занимать исключительно мусульмане. Разумеется, при таком подходе любые попытки найти точки соприкосновения с русскими националистами были обречены. В итоги власти закрыли организацию за сочувствие идеям панисламизма. Входившие в руководство ЦНМО братья Юзеевы распоряжением министра внутренних дел были высланы в Олонецкую губернию под трехлетний надзор полиции. В обвинении говорилось, что они «поставили себе задачей объединение всех молодых мусульман и стремление к созданию единого мусульманского государства».

Еще одним явлением в татарском обществе Российской Империи в начале ХХ века был пантатаризм — движение за объединение всех мусульманских народов России под главенством казанских татар. Влияние на эти идеи оказывала Османская империя, что, разумеется, не могло не вызывать опасений у российских властей. В 1914 году проблема обсуждалась на заседании Особого совещания по делам мусульман, и там пантатаризм назвали угрозой для представителей всех российских конфессий. Ольденбург в своей книге отмечает, что в годы Первой мировой войны Стамбул всерьез рассчитывал на восстания российских мусульман — правда, не в Поволжье, а на Кавказе.

Кроме того, стоит отметить, что Казанская губерния была и одним из ключевых центров русского национализма в Империи. В начале прошлого века там действовали: «Боголюбский отдел Союза русского народа», «Казанский отдел Русского собрания», «Общество церковных старост и приходских попечителей города Казани», Второй отдел «Союза Русского Народа» в Пятницком приходе Казани, «Казанский русский национальный клуб», «Казанское Общество Трезвости», «Казанское Царско-Народное Русское Общество», «Арский отдел Союза русского народа» и другие организации. В них входила как элита общества, так и представители самых широких слоев населения. Деятельность этих организаций также была крайне разнообразной — от выпуска печатных СМИ, благотворительности и просвещения до силовых акций против революционеров. Наибольший расцвет русское национальное движение в Казанской губернии приобрело на рубеже нулевых — десятых годов ХХ века. Некоторые из вышеперечисленных организаций оказались не слишком устойчивыми, другие активно вели свою деятельность на протяжении многих лет. Но рокового для страны 1917 года ни одна из них не пережила.

Часть вторая