Ранее: часть первая
«За советскую власть и шариат!»
Уже 2 марта 1917 года в Казанской губернии появился Совет рабочих и солдатских депутатов с преобладанием эсеров и меньшевиков. Должность губернатора, которую тогда занимал статский советник Петр Боярский, упразднили. Полномочия передали губернскому комиссару. Одновременно Казанская городская дума признала перемены в столице Империи. В городе прошли многочисленные демонстрации — революционные солдаты арестовали своих командиров, разоружили полицию и жандармерию, и разгромили окружной штаб.
Вскоре после Февральской революции в Казани создан Мусульманский социалистический комитет (МСК). Организатор, Мулланур Вахитов — отчисленный за неоплату обучения студент Петербургского психоневрологического института, давний член марксистского кружка, участник революции 1905-1907 годов. Печатным органом МСК была газета «Кызыл байрак» («Красное знамя»), источник антивоенной и революционной пропаганды.
А с 1 по 11 мая 1917 года проходил I Всероссийский съезд мусульманских организаций. Больше тысячи делегатов со всей страны, представители немусульманских партий (например, кадеты) и многочисленные журналисты, в том числе иностранные, собрались в Москве. В съезде участвовали и представители МСК. Либеральное крыло представляли Мусульманские комитеты.
Главной темой стал спор об автономии мусульманских народов. Участники встречи разделились на федералистов (право на самостоятельное осуществление государственной власти) и унитаристов (только культурная автономия). Большинство татар и башкир потребовали для себя неограниченной автономии, притом что не составляли большинства в губерниях, где проживали. Это требование объединило либералов и социалистов. По итогам съезда федералисты победили.
Временное правительство вначале приветствовало работу съезда. Но в тот период в России начался «парад суверенитетов», когда самостоятельности в той или иной степени стали требовать самые разные народы, даже вымышленные, вроде украинцев и белорусов. И Петроград отклонил требования мусульманского съезда об автономии.
Летом в Казани всевозможные мусульманские съезды проходили практически непрерывно. В июле 1917 года состоялись Всероссийский мусульманский военный съезд и Съезд мусульманского духовенства, на рубеже июля-августа — II Всероссийский мусульманский съезд. В отличие от майского мероприятия в Москве, он был практически исключительно татарско-башкирским.
Параллельно в городе случилась трагедия, очевидно ставшая следствием разложения армии в 1917 году — пожар на Казанском пороховом заводе. Вот что в своих «Очерках по истории военной промышленности» написал об этом русский генерал Вадим Михайлов, впоследствии расстрелянный большевиками:
«14 августа, около 2 часов 30 мин. дня, от невыясненной пока причины возник пожар на станции Пороховая. Огонь перекинулся на здания Казанского артиллерийского склада и быстро охватил весь район этого склада. Начались взрывы хранящихся там снарядов и боевых припасов. Снаряды целиком и в осколках полетели во все стороны и в большом числе обрушились на территорию порохового завода. Судя по количеству разбросанных по заводу снарядов и особенно по густоте их расположения на местности, заводу пришлось подвергнуться сильной и продолжительной бомбардировке, последствием чего было массовое разрушение жилых и нежилых заводских строений. Около 3 час. 30 мин. произошел первый взрыв пороха на заводе, за которым последовало еще несколько, различной силы. Эти взрывы довершили разрушение завода. Всего пострадало 542 здания, из которых 154 подверглись совершенному разрушению и 193 повреждены».
Казанский пороховой завод. Справа фотография пожара
Жертвами катастрофы стали 21 человек, еще 172 пострадали. Огонь уничтожил 12 тысяч пулеметов, около 1300 тонн снарядов, почти 30 тысяч тонн нефти. Пожар длился 10 дней, остановить его удалось, только затопив промышленный район Казани водой из водохранилища.
Летом и осенью 1917 года в губернии нарастало влияние большевиков. Агитация шла на заводах, среди военнослужащих местного гарнизона. К большевикам примкнули и представители ваисовского движения, долгую и увлекательную историю которого мы начали рассказывать еще в первой части этого материала. Лидер секты, Гайнутдин «Сардар» Ваисов, вернулся в Казань из сибирской ссылки после Февральской революции. Оказавшись дома, он немедленно предложил ленинцам союз, показав себя по-настоящему правоверным большевиком:
«Эта революция совершается по указанию Бога… Соплеменники, осуществляйте социальные реформы, стройте советскую власть. Если вы пойдете против социализма, то вы этим самым пойдете против самого Аллаха».
22–23 сентября в городе состоялась первая конференция губернской организации РСДРП(б). 5–6 октября в Казани прошла стачка с участием 40 тысяч человек: в частности, работников металлургических заводов и городской электростанции. 15 октября большевики провели солдатские митинги.
Два дня, 24-25 октября, в городе шли бои между революционными частями и отрядами, верными Временному правительству. От артиллерийской перестрелки пострадали здания Казанского университета и Духовной академии. Ранним утром 26 октября в бывшем губернаторском дворце начались переговоры, прерванные известием о победе большевиков в Петрограде. В Казанской губернии провозгласили советскую власть.
А 2 декабря по новому стилю в Уфе открылся съезд народов Поволжья. Было решено создать татарско-башкирский Урало-Волжский штат (Штат Идель-Урал) в составе РСФСР. Это образование охватывало всю Уфимскую губернию и частично — Казанскую, Симбирскую, Самарскую, Оренбургскую, Пермскую и Вятскую. Координировать формирование штата предстояло созданной немногим ранее Национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири. Вскоре появился проект конституции нового образования. При этом части башкирских националистов замысел не понравился — они хотели собственную автономию и делить ее с татарами категорически не желали.
Участники II Всероссийского мусульманского военного съезда, который стартовал в Казани январе 1918 года, приняли резолюцию о создании штата и формировании его законодательных и исполнительных органов (в числе которых, кстати, был и Комитет иностранных дел). Несмотря на раздоры участников, 1 марта Урало-Волжский штат с грехом пополам все-таки провозгласили. Но как и многие другие территориальные образования того бурного периода, просуществовал он недолго. Уже 28 числа органы штата Идель-Урал, заседавшие в татарском районе Казани за рекой Булак («Забулачная республика»), разогнаны. В разгоне участвовали красногвардейцы, ваисовцы и матросы, присланные в Казань по требованию основателя Мусульманского социалистического комитета Мулланура Вахитова.
Члены Центральной мусульманской военной коллегии перед отъездом на Восточный фронт (слева направо: Маликов А., Вахитов М., Вахитов Н.), август 1918 г.
Последний к тому времени успел побывать членом Учредительного собрания, встретиться с Лениным и возглавить Центральный мусульманский комиссариат, сформированный в начале 1918 года в составе Наркомата по делам национальностей. Филиалы этого органа (мускомы) начали активно формироваться в регионах с мусульманским населением весной-летом 1918 года. К началу следующего года в стране действовало уже 69 мусульманских комиссариатов различного уровня, самым активным среди которых был Казанский.
В июне 1918 года члены мускомов провели в Казани I Конференцию мусульманских коммунистов. Его участники решили создать Российскую мусульманскую коммунистическую партию. Эта невероятная организация просуществовала всего полгода, затем влилась в РКП(б). Возглавил РМКП революционер со стажем Мирсаид Султан-Галиев. Его карьера при советской власти оказалось недолгой. С 1923 года за критику Сталина он в опале, пережил три ареста и в итоге — расстрелян в 1940 году. При этом Султан-Галиева считают одним из основателей идеологии исламского социализма, повлиявшей на целый ряд политических режимов ХХ века.
Что до ваисовцев, то они быстро лишились своего «Сардара» — 28 февраля 1918 года во время антикоммунистической демонстрации он был убит. Впоследствии советская пропаганда украсила обстоятельства гибели Ваисова-младшего героическими подробностями:
«Передают, что, когда его окружили озверевшие татарские белогвардейцы, все эти лавочники и мелкие буржуйчики, царству которых с победой рабочего класса наступил конец, и спросили, кто он такой, Ваисов вызывающе ответил: „Я — большевик“, — и тут же был растерзан толпой», — написал об этих событиях Виктор Тихомирнов (1889–1919 годы) — профессиональный революционер, работавший под непосредственным руководством Ленина.
Чтобы понять значение Ваисова для большевиков, достаточно прочесть приказ казанского революционного штаба в связи со смертью «Сардара»:
«Революционный штаб Казанского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в согласии с Комиссариатом по мусульманским делам постановил:
1. Похоронить убитого Сардара Гайнана Ваисова в пятницу 8 марта в 11 часов утра.
2. День похорон объявить днем траура и отпраздновать прекращением обычных занятий во всех учреждениях и предприятиях.
3. В пятницу в 3 часа дня водворить на башне Сююмбике полумесяц (Сююмбике — древняя сторожевая башня на территории Казанского кремля, один из символов города. В 1730–1918 годах на ее шпиле находился двуглавый орел — авт.).»
Еще через год часть Тукаевской улицы, на которой произошло убийство исламобольшевика, переименовали в улицу Сардара Ваисова. Такое название она носит и по сей день.
В годы Гражданской члены движения безуспешно пытались создать т. н. «Зеленую армию» из числа верных красным мусульман. В 1920 году двоих ваисовцев избрали в Казанский губернский совет, но уже спустя три года секту запретили по обвинению в антисоветской деятельности — попытке создания буржуазно-демократической Булгарской республики. В 20–30-х годах многих участников движения репрессировали. В их числе последний глава организации, младший брат Гайнутдина Ваисова — Газизян, расстрелянный в 1937 году.
Однако мы забежали вперед. В 1918 году в России в самом разгаре Гражданская война. В июне–июле небольшой (всего 350 человек) отряд Народной армии Комитета членов Всероссийского учредительного собрания (КОМУЧ) под командованием Владимира Каппеля очищает от красных берега Волги в районе Сызрани и Ставрополя. Затем, покрыв за 4 дня 140 верст, белый полководец внезапным ударом захватил Симбирск (ныне Ульяновск). А 1 августа белые вышли на пароходах в направлении Казани. Их силы насчитывали около 3 тысяч человек. Кроме русских частей в операции участвовали два батальона чешских и один батальон сербских добровольцев.
Слева: каппелевцы в Симбирске. Справа: сам Владимир Каппель
К 4 августа белые разбили речную флотилию красных в устье Камы, а на следующий день — высадились в Казани. Ожесточенные уличные бои шли днем и ночью, в какой-то момент большевики чуть не сбросили каппелевцев в Волгу. В итоге белые победили — весь город перешел под их контроль. Красный 5-й полк латышских стрелков почти уничтожили, 350 солдат взяли в плен. В полдень 7 августа Каппель телеграфировал в штаб КОМУЧа в Самаре:
«После двухдневного боя, 7-го августа частями Самарского отряда Народной армии и чехословаками совместно с нашей боевой флотилией Казань взята. Трофеи не поддаются подсчёту, захвачен золотой запас России 650 миллионов. Потери моего отряда — 25 человек, войска вели себя прекрасно».
В изданной белоэмигрантским издательством «Посев» книге «Каппель и каппелевцы», перечисляются и другие трофеи белых:
«100 миллионов кредитными знаками;
Весь государственный запас платины;
Золотые слитки и другие ценности;
Огромные склады военного снаряжения;
Академия Генерального штаба в полном составе».
Пленные латыши были казнены, как иностранцы, взявшиеся не за свое дело. Смерть по приговору военно-полевого суда ждала и Мулланура Вахитова — главу Комиссариата по делам мусульман Внутренней России.
Золотой запас белые оперативно эвакуировали в Самару. Дальнейшая судьба русских сокровищ — отдельная захватывающая история, которой «Спутник» в свое время посвятил большую статью.
Потеря Симбирска, а затем и Казани вызвала настоящую панику в рядах большевиков. Каппель планировал воспользоваться этим и начать немедленное наступление на Нижний Новгород. Там подняться против большевиков готовы были рабочие гигантского Сормовского завода — как до этого ижевские и воткинские пролетарии. Кроме того, в городе находилась вторая часть золотого запаса Империи. Далее белый командир собирался идти на Москву — по его оценкам, взять столицу в тот момент можно было относительно малыми силами.
Однако КОМУЧ проявил нерешительность, предпочтя блицкригу оборону — не исключено, что именно она стоила Белому движению победы в Гражданской войне.
«Каппеля не поняли, — писал впоследствии его соратник Василий Вырыпаев. — Ему не разрешили дальнейшего движения. Он не мог ослушаться, так как всегда был лояльным. Так как он не был ни Наполеоном, ни авантюристом, то за все восемнадцать месяцев своего мученического подвига спасения России он был только верным воином своего правительства, если даже он этому правительству и не сочувствовал. Он служил верой и правдой сначала Самарскому правительству Комитета Учредительного собрания, потом — Директории и, наконец, правительству адмирала Колчака.
Социалисты-революционеры не доверяли ему, считая его правым. Омск относился к нему с подозрением, как к левому. Но для Каппеля превыше всего была Россия, за которую он положил свою жизнь и ради которой он готов был сотрудничать со всеми, кто шел против большевиков. Он был преданным слугою своей Родины — и в этом его величие».
Уже 14 августа Каппелю с основными силами пришлось покинуть Казань — он отправился бить Тухачевского под Симбирском. В конце месяца белые потерпели неудачу в районе Свияжска, а 5 сентября коммунисты перешли в наступление. В обороне Казани участвовали 6 тысяч бойцов. РККА наступала тремя группами общей численностью 15 тысяч человек при поддержке 9 кораблей и 12 самолетов. Белые сопротивлялись отчаянно, в частности артиллерийским огнем уничтожили два парохода. Особенно жаркие бои шли за железнодорожный узел — он несколько раз переходил из рук в руки. Однако силы были слишком неравными — 10 сентября белым пришлось оставить Казань. Вместе с ними ушли несколько тысяч мирных жителей. В городе повторно провозгласили советскую власть.
Слева: пулеметчики под Казанью в августе 1918 г. Справа: отступление белогвардейцев от Казани, сентябрь 1918 г.
Весной 1919-го произошел знаменитый «Полет к Волге» — наступление Русской армии адмирала Александра Колчака. Белые вышли на подступы к Казани (до нее оставалось 125 верст) и другим стратегически важным городам. К сожалению, закрепить успех не удалось — 28 апреля Восточный фронт РККА перешел в контрнаступление.
Даже не дождавшись окончания Гражданской войны, большевики приступили к своему любимому занятию — конструированию национально-территориальных образований.
Еще 22 марта 1918 года вышел подписанный Сталиным декрет Наркомнаца, предусматривающий создание Татаро-Башкирской советской республики:
«При определении границ, в основу кладется проект, разработанный башкирскими и татарскими революционными организациями (вся Уфимская губ., башкирская часть Оренбургской губ., Казанской губ., за исключением чувашско — черемисской части (как трогательно — авт.), и прилегающие мусульманские части Пермской, Вятской, Симбирской и Самарской губерний). Окончательное установление границ Республики предоставляется Учредительному Съезду Советов этой Республики».
Но башкиры еще в конце 1917 года успели провозгласить собственную автономию — Башкурдистан. Потом из-за наступления Каппеля большевикам временно стало не до рисования границ.
В 1920 году на карте РСФСР появилась Татария, она же АТССР (с 1937 года — ТАССР). От объединения с башкирами отказались — те получили свою автономию годом раньше, кстати, первыми в РСФСР. На протяжении практически всей последующей советской истории периодически звучали призывы повысить статус автономии до ССР, однако случилось это только в 1990 году (подробности — чуть позже).
Советская нацреспублика не была бы советской нацреспубликой без привилегированного положения «титульной народности» по сравнению с русскими. Бывший председатель Казанского губисполкома Иосиф Ходоровский вспоминает соответствующую дискуссию с Лениным:
«Обращаясь к продовольственному вопросу, Владимир Ильич довольно определенно высказался в том смысле, что было бы целесообразно установить ряд льгот при взимании продразверстки для крестьян-татар. На наши указания, что нельзя давать льгот крестьянам-татарам, не давая их и русским крестьянам, Владимир Ильич ответил, что он видит эти затруднения, но надо найти подходящую форму и все-таки эти льготы дать надо, чтобы татарское крестьянство почувствовало реально (пусть и в недостаточной степени) образование Татарской республики».
Сказано — сделано. В 1924–1925 годах татарское крестьянство получило 2 миллиона рублей льгот по сельскохозяйственному налогу. Из почти 2,5 миллиона га республиканской земли, введенной в сельхозоборот к 1927 году после кошмарного голода в начале десятилетия, татарам досталось 55%. Русские получили 36%, остальные национальности — 9%.
Автономная Татарская ССР на карте СССР, 1928 г.
При этом соотношение татар и русских в республике в тот момент было практически равным. По переписи 1926 года, из 2,594 миллиона жителей АТССР «титульный» народ составлял 48,71%, а русские — 43,14%. Аналогичные цифры с небольшими колебаниями, кстати, сохранялись на протяжении всей советской истории.
Как «Спутник» уже писал, примерно до 1927 года ислам в СССР переживал самый настоящий расцвет. В 1924–1926 годах в Казани построили новую мечеть — Закабанную, к 1000-летию принятия ислама булгарским царем Алмушем, упомянутым в первой части этого материала.
Пропаганда большевиков того времени нередко утверждала, что коммунизм и шариат не противоречат, а взаимодополняют друг друга. В начале 20-х эти идеи открыто поддерживали глава Наркомнаца Сталин, а также Сергей Киров (в то время первый секретарь ЦК КП(б) Азербайджана). Последний, в частности, выступал в декабре 1923 г. на совещании мулл под названием «Советская власть не противоречит исламу». В своей речи Киров отметил, что большевики не имеют ничего против шариата, если его придерживаются трудящиеся, а не помещики и эксплуататоры.
Кроме того, Татария в числе первых в Советском Союзе испытала на себе коренизацию. Еще 25 июня 1921 года ЦИК и СНК АТССР издали декрет о введении татарского языка в делопроизводство. Документ предусматривал создание татарам приоритетных условий для повышения их доли в административных органах и других учреждениях, а также на производстве.
В советских документах отмечается, что по состоянию на октябрь 1924 года татарами возглавлялись наркоматы внутренних дел, юстиции, социального обеспечения, земледелия, здравоохранения, просвещения, торговли, труда, а также Татгосстрах. Представители других национальностей руководили Народным Комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции, Наркомфином, Совнархозом, Управлением коммунального хозяйства, Округом связи и ГПУ. Стоит добавить, что за всю историю советской Татарии во главе ТатЦИКа (в 1938 году замененного на Верховный совет), а также во главе Правительства вообще не побывало ни одного человека с русским именем.
Доля татар в органах судебной власти в 1922–1927 гг. выросла с 2,8 до 38,5%. В центральном аппарате процент работников-татар в 1926–1936 годах увеличился с 18,7 — также до 38,5, причем среди руководителей — с 23,4 до 47,4%. За тот же период уровень коренизации среди ответственных исполнителей и специалистов вырос с 14,9 до 36,1%.
При этом процесс татаризации не все время был поступательным. В 1925–1926 годах отмечалось снижение доли коренного населения в волостных исполкомах, горсоветах и ТатЦИКе. Это вызвало инспекцию ВЦИКа.
Такие проверки устраивались неоднократно по самым разным поводам. Например, в республиканском Госторге и казанском коммунальном тресте «Эльводтрам» недостаточно коренизированное руководство отказывало татарам–соискателям вакансий, выдвигая «невыполнимые требования» в виде опыта работы и знания иностранных языков. Отмечались случаи драк и оскорблений на межнациональной почве на Силикатном заводе в Казани и швейной фабрике в Набережных челнах. А в Чистопольском районе и вовсе происходили массовые стычки русских с чувашами.
Также 20-е–30-е годы активно росла сеть татарских школ. А сама татарская письменность за этот период пережила целых три реформы. В 1920 году был заметно упрощен алфавит на основе арабской графики, использовавшийся с Х века. В 1927 году на смену пришел так называемый Яналиф — на основе латиницы. И только в 1939 году состоялся переход на кириллицу, которая используется до сих пор.
Казань 1930-х годов
Борьбу с «великодержавным русским шовинизмом» в Татарии полностью не остановил даже Большой террор. Еще в 1937–1938 годах в республике продолжали собирать данные о доле татар в штате различных предприятий. Соответствующие отчеты заслушивали на заседаниях ТатЦИКа.
С конца 20-х годов в Татарии, как и во всем СССР, нарастает антирелигиозная кампания. Так, в 1930-е годы со шпиля башни Сююмбике убрали полумесяц, установленный в память о «Сардаре» Ваисове.
Правда с «Союзом воинствующих безбожников Татарии» случилась типичная для сталинской эпохи неприятность — в 1928–1940 годах руководство этой организации почти поголовно репрессировали за «буржуазный национализм». При этом формально союз просуществовал до 1947 года — как и «вышестоящий» СВБ. Несмотря на антирелигиозную пропаганду, в 1933–34 годах власти АССР отмечали, что во многих деревнях татары по-прежнему практически поголовно соблюдают Уразу — мусульманский пост.
«Развитой социализм»
В годы Второй мировой войны татарская автономия была важной частью советского тыла. В 1943 году здесь произошло событие, предопределившее развитие местной экономики на многие десятилетия вперед — нашли нефть. Пять лет спустя геологи открыли первое в СССР супергигантское (с запасами свыше 5 миллиардов тонн) месторождение. В 1950-м основано производственное объединение «Татнефть». Вскоре объемы добычи в регионе обогнали знаменитые Бакинские нефтепромыслы, осваивать которые Российская Империя начала еще в 1846 году.
В 1970 году в Татарской АССР за год впервые добыли свыше 100 миллионов тонн черного золота. Это был рекорд среди регионов СССР, позже побитый сибирскими месторождениями. В 1971 году в республике добыли первый миллиард тонн нефти, в 1981-м — пробили двухмиллиардную планку. Позже темпы добычи упали — третий миллиард тонн топлива из недр республики выкачали лишь к 2007 году. В период развитого социализма — в 1969 году — появилось предприятие, чья продукция по сей день является одним из символов Татарстана (и отчасти даже всей РФ) — КамАЗ.
На рубеже 60–70-х годов после десятилетий забвения высокую оценку в советской историографии получает ваисовское движение. В полувековую годовщину большевистского переворота выходит книга «Октябрь в Казани», в которой говорится, что планы секты — возродить Булгарию во главе с народным правителем — близки идеям коммунизма. В 1972 году выходит монография историка Рамзи Валеева «Революционное движение в Среднем Поволжье», где идет речь в том числе и о ваисовцах:
«Являясь, в сущности, движением за возврат к временам булгарского царства и за восстановление „чистого Корана“, ваисовское движение имело и демократическое содержание в национально-освободительной борьбе татарского народа».
В 70-е годы разгорелись историко-политические споры вокруг Казани. Татарское руководство АССР стремилось в очередной раз посрамить «великорусских шовинистов», доказав, что возраст города не уступает московскому. В научном сообществе главным идеологом такой позиции был историк и археолог Альфред Халиков, известный попытками доказать булгаро-татарское происхождение большинства русских дворянских фамилий.
Строительство завода КамАЗ
О том, как происходили попытки накрутить Казани дополнительные века, впоследствии рассказал доктор исторических наук, замдиректора Исторического музея по научной работе Вадим Егоров. Его интервью в журнале «Огонек» вышло в октябре 2004 года:
«Еще в середине 70-х, когда я работал в Институте истории СССР Академии наук, ко мне обратились коллеги из Татарии: „Помогите нам обосновать 800-летний юбилей Казани“. Возраст городов устанавливается, как известно, либо по археологическим раскопкам, либо по упоминаниям в летописях. Я с горячностью взялся за дело, стал изучать летописные источники. Юбилей должен был состояться в 1977 году. Дата основывалась на данных из „Казанского летописца“, письменного памятника XVI века. Его автором был русский человек. Освобожденный из татарского плена, он написал эту историю Казани — художественно, красиво… Но в разных списках упоминались две даты основания города: 1172-й и 1177-й. Причем исследователи подозревали, что обе были вписаны в первоначальный текст позже, что потом и подтвердилось. К тому же русские ушкуйники (то есть разбойники), совершившие в XIV веке четыре похода на территорию Золотой Орды, в частности, в бывшую Волжскую Булгарию, где находится современная Казань, ни в одном из описаний тех походов не упомянули о существовании такого города».
Проведя ряд изысканий, ученый установил, что Казань основали в районе 1370 года. В первую очередь вывод связан с тем, что самые ранние культурные слои на территории города относились к XIV веку. Аргументы татарской стороны, например о том, что в Казани нашли чешскую монету, отчеканенную в 930 году, Егоров счел недостаточными для заключений о дате основания города.
Статью с результатами своих исследований историк опубликовал в журнале «Советская археология». Она вызвала большое возмущение у руководства ТАССР. Но за Егорова неожиданно заступился главный идеолог СССР — могущественный Михаил Суслов. В результате запланированное 800-летие Казани отменили, а Егорову вежливо посоветовали не появляться в Татарской автономии.
Перестройка
В восьмидесятые начинается постепенный подъем ислама. Что символично, на башню Сююмбике вновь установили полумесяц, который мы можем видеть и сегодня. В 1989 году в Казани, Уфе, Ленинграде и Москве прошли торжества в честь сразу двух юбилеев — 1100-летия принятия ислама жителями Поволжья и Приуралья и 200-летие Духовного управления мусульман Европейской части России и Сибири. В честь этого в СССР многотысячными тиражами выпустили Коран и другую исламскую литературу. В 1990 году в Казани основывают Закабанное медресе.
В 80-е новую жизнь получила и идеология булгаризма. В 1981 году в Казани появился кружок татарских интеллигентов, изучавших историю ваисовского движения и установивших связь с внуком его основателя — Мидхатом Ваисовым. В 1988 году они основали клуб «Булгар аль-Джадид» («Новый Булгар»). Впоследствии члены движения создавали Болгарский национальный конгресс и, подобно ваисовцам в 1897-м, бойкотировали перепись населения 2002 года. Также они боролись со сказкой «Конек-горбунок» и требовали исключения информации о Куликовской битве из школьного курса истории. Кроме того, продвигали труд под названием «Джагфар Тарихы» («История Джагфара») — якобы свод булгарских летописей XVII века, по мнению ученых реально написанный примерно во времена Перестройки на русском языке (причем грамотность автора временами хромает). В целом идеи необулагризма большого отклика в сердцах людей не нашли.
А 30 августа 1990 года высший властный орган ТАССР — Верховный Совет, возглавил 53-летний Минтимер Шаймиев — человек с эталонной советской биографией. Учеба в сельскохозяйственном институте, работа инженером на ремонтно-технической станции, вступление в КПСС (Шаймиев был членом партии с 1963 года до самого ее запрета), последующее продвижение по партийной и административной лестнице, орден Ленина, полученный в 29 лет и другие необходимые для советского управленца жизненные вехи… Республику Шаймиев знал более чем хорошо, с 1969 года непрерывно занимая различные должности в высшем руководстве Татарии.
Минтимер Шаймиев
В тот же день ВС региона прислушался к знаменитому высказыванию Ельцина, прозвучавшему несколькими неделями ранее: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». В результате принята Декларация о государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики.
Вот наиболее любопытные моменты этого документа. Вначале дважды упоминается «многонациональный народ республики», но далее говорится о «праве татарской нации на самоопределение». В пункте о недрах и других богатствах Татарстана их хозяином называется просто «народ» — уже не «многонациональный». Статус республики повышается с АССР до ССР, при этом нигде не говорится, что она является частью Советского Союза или РСФСР. При этом упоминаются «Союзный договор, договор с РСФСР и другими республиками», а также «отношения с Союзом ССР, РСФСР и другими республиками». Государственными языками ТССР провозглашаются татарский и русский, устанавливается их равноправие. Также в Декларации говорится о предстоящей разработке новых законов, включая Конституцию Татарстана, которые будут обладать верховенством на ее территории. До их принятия в республике действуют прежние законы — если они не противоречат Декларации о суверенитете. Документ был подписан Шаймиевым.
Уже 12 июня 1991 года политик получил должность, более соответствующую амбициям молодой республики — и своим собственным. На безальтернативной основе Шаймиева избрали президентом Татарстана. При явке 73,4% он получил 70,6% голосов.
В регионе уже давно проходили массовые митинги за независимость. Организаторами выступали такие националистические организации, как Народный фронт Татарстана, Татарский общественный центр (несмотря на скучное название, группировка была вполне себе боевая), движение «Азатлык» («Свобода») и партия «Иттифак» («Согласие»). Создательницей последней была татарская писательница Фаузия Байрамова, которую называют «бабушкой татарского национализма». Участники акций припоминали русским и взятие Казани в 1552 году, и последующие «века угнетений» («русские варвары врывались в кишлаки и аулы, оставляя после себя города, университеты и театры»).
Осенью того же года, уже после августовского путча, республика планировала войти в Союз Суверенных Государств на правах учредителя. Однако случились Беловежские соглашения; 26 декабря 1991 года СССР окончательно прекратил свое существование. В тот же день подписана Декларация о вхождении Республики Татарстан в СНГ:
«Исходя из необходимости поиска выхода из политического и экономического кризиса, вызванного распадом Союза ССР;
разделяя стремление независимых и суверенных республик к объединению в равноправное содружество государств;
выражая волю многонационального народа Республики Татарстан к сохранению единой семьи народов, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности;
реализуя Декларацию о государственном суверенитете Республики Татарстан,
Верховный Совет Республики Татарстан заявляет о вхождении Республики Татарстан в Содружество независимых государств на правах учредителя».
Впереди были весьма интересные времена.
Далее: финал