Центр столицы — лицо державы. Там фотографируются туристы из-за рубежа и из глубинки. Не сделал селфи на фоне самых известных достопримечательностей — поездка, вроде как, и не засчитывается. Именно центр столицы обычно мелькает на кадрах телеканалов в репортажах о политике того или иного государства. Не все были в Вашингтоне, но все представляют, как выглядит Капитолий и площадь перед ним. Хотя ее правильное название — Национальная аллея — знает уже далеко не каждый.
Центр Москвы — отличное отражение всех страшных и безумных событий нашей страны за последние 100 лет. Если продолжать параллели с лицом, то у российской столицы его изначальная красота носит на себе следы неудачной пластики, систематических жестоких побоев и пыток, а также неуклюжих попыток скрыть шрамы за тоннами косметики.
Безусловно, элиты и простые граждане Русского Национального Государства должны будут заниматься благоустройством всей страны — вплоть до самой далекой глубинки. Однако описать все, что нужно сделать, в формате одной статьи или даже цикла материалов — нереально. Давайте поговорим о центре Москвы, а конкретней — о территории Кремля и сопредельных кварталов (хотя, даже с таким ограничением невозможно перечислить все, что там требуется переделать).
Что ж, попробуем составить здоровую конкуренцию материалам Варламова. Поехали!
Первое и очевидное — из Кремля надо выселить президента и всех остальных чиновников. Крупнейшая полностью сохранившаяся средневековая крепость Европы должна стать музеем. Глава государства и весь обслуживающий персонал пусть работают в специально построенном комфортном современном офисе за пределами исторического центра города. Учитывая радикальное сокращение госаппарата, которое мы непременно проведем в РНГ, размеры здания окажутся достаточно скромными.
Переселение главы государства в менее пафосные интерьеры принесет пользу всем. И народу, в глазах у которого будет происходить постепенная десакрализация власти (предъявлять претензии президенту, сидящему в здании из стекла и бетона — совсем не то, что предъявлять их обитателю замка XV века). С другой стороны, нужны ли президенту для работы новейшие системы связи, вертолетная площадка и все такое прочее? Да. Но в условиях Кремля практически любое новое оборудование изуродует древние памятники. Так, ради строительства вертолетной площадки в 2013 году вырубили 200-летние деревья Тайницкого сада.
Отношение большевиков и их нынешних идейных наследников к Кремлю было и остается подчеркнуто утилитарным. Ради собственного удобства они не жалеют ничего (странно, что при таком подходе они не налепили кондиционеров на окна Сенатского и Большого Кремлевского дворцов). Здесь вспоминается эпизод из «Мертвых душ», в котором Чичиков подъезжает к дому Собакевича:
«Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин — удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана. Фронтон тоже никак не пришелся посреди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, как было назначено, а только три».
Правда, поместье гоголевского персонажа не было одним из главных символов страны и, кроме того, находилось у дворянина в законной собственности. Кремль же — не личное имущество президента, а достояние русского народа и всей мировой культуры. По идее. На деле русскому во время визитов в крепость четко указывают его место в РФ. Повсюду — уродливые ограждения, полицаи (зачеркнуто) полицейские командуют людскими потоками, словно колоннами пленных. Например, когда я последний раз бывал в Кремле, двигаться от Троицких ворот к Соборной площади и обратно позволяли только по правой стороне дороги. Левая оставалась полностью пустой. Почему? Крепостным знать не положено.
Просто выселить чинуш за пределы древних стен — недостаточно. Следует ликвидировать уродливые следы их пребывания. Если совсем коротко — снести все, что в Кремле понастроили после 1917 года, и, по возможности, восстановить утраченное. Например — отводную стрельницу Тайницкой башни, памятник Александру II или собор Спаса на Бору (древнейшее каменное здание Москвы, дожившее до ХХ века).
Но делать это нужно только в том случае, если строения удастся воссоздать предельно близкими к оригиналам. Возможно, стоит даже попытаться построить их с использованием исторических технологий. Лужковские новоделы в духе деревянного дворца Алексея Михайловича в Коломенском — не нужны. Для проведения работ также потребуется согласование с ЮНЕСКО.
На некоторых «усовершенствованиях», оставленных несколькими поколениями русофобов, хочется заострить внимание особо.
Какое государство — такой и «дворец». Огромный зал для партийных корпоративов с живыми мумиями типа Кобзона или Лещенко — идеальное воплощение советского варварства. Как нужно ненавидеть историю и культуру своей страны, чтобы выстроить стеклянное чудовище посреди 500-летнего замка? Идею Хрущев позаимствовал у Китая — в Пекине в тот период построили циклопический Дом народных собраний. СССР подражал стране, где как раз в те годы плавили металл в глиняных печах и миллиардами истребляли воробьёв.
Ради строительства здания снесли Старую Оружейную палату, крыло Патриаршего дворца и еще несколько зданий XV–XIX веков. На замечания экспертов, что новостройка убьет вид на Кремль со стороны Александровского сада, Хрущев ответил в своем фирменном стиле: «С одной стороны закроем, пусть смотрят с других».
Дворец съездов и Старая Оружейная палата
Вердикт однозначный — сровнять гадость с землей. Здания, разрушенные ради возведения «дворца», попытаться восстановить. Если невозможно — на освободившемся месте просто разбить парк.
В углу между кремлевской стеной и Троицким мостом расположился довольно обширный прямоугольный участок земли, обнесенный современным кирпичным забором с декоративными зубцами. За ним находятся несколько построек, имеющих нарочито современный вид. Это машинные залы, тепловая станция, трансформаторы, мастерская, помещения почетного караула и т. д. Они облепили крепостную стену, словно коконы зергов — зараженную терранскую базу. Чиновники могут сколько угодно рассуждать об «уважении к нашему славного прошлому», но ради собственного бытового удобства легко уродуют любые памятники этого самого прошлого. Разумеется, от мерзкого нароста тоже необходимо избавиться.
Сад сейчас и в XIX в.
Вертолетную площадку — ликвидируем. Обязательно нужно снести и стоящий рядом с ней жуткий кирпичный параллелепипед, который, вообще-то, и в спальном районе размещать стыдно. Викимапия говорит, что там находится тир ФСО. Потрясающая метафора беспредела одуревших от безнаказанности гэбэшников и, шире, — коллективного Охранника. В Москве — множество стрелковых комплексов в ведении силовых структур. Но кое-кому лень потратить немного времени на дорогу до одного из них, и двухэтажный кирпичный гроб воткнули прямо посреди Кремля. Вы представляете себе такую мерзость, например, в Сент-Джеймсском парке, окружающем Букингемский дворец? Нет? А вот в РФ она есть. Более того, в Тайницком саду — сразу несколько подобных построек. Они хорошо видны на съемке с коптеров. Убрать нужно все.
На освободившемся месте — посадить деревья. Да, они нескоро достигнут почтенного возраста вырубленных предшественников. Но это хороший символ. В обновленном саду надо установить красивую табличку, рассказывающую его историю, в том числе современную. Суровое назидание потомкам — шрамы, нанесенные во имя сиюминутной выгоды, порой затягиваются веками.
Два стеклянных павильона, словно тиски сжавшие оборонительное сооружение XVI века. Отдаленно напоминают уменьшенные копии Государственного Кремлевского дворца. Снести.
К счастью, уже разобрали. Архитектурно он был наименьшим злом среди коммунистических кремлевских новоделов. Однако для его строительства уничтожили Малый Николаевский дворец, а также Чудов и Вознесенский монастыри. Последний — особенно жалко, это было по-настоящему волшебное строение в стиле неоготики. Все три здания — попытаться восстановить.
Выходит на Красную площадь, прилепившись сбоку от ворот. Напоминает уродливый прыщ или бородавку на теле древней крепости. Снести без малейшей жалости. Часовни, находившиеся по обе стороны от ворот и разрушенные в 1925 году — восстановить. Аналогичным образом поступить с Никольской башней — ликвидировать современную пристройку, восстановить часовни. А рядом с Боровицкой башней в стене — пробить дополнительный вход, который замуровать и убрать ведущую к нему лестницу.
Все звезды снять, орлов — вернуть. Одну из звезд — сохранить и поместить в музей, честно рассказывающий об истории СССР и РФ (в РНГ он обязательно будет).
Вопрос с покраской Кремля в белый цвет — намного сложнее. Стены побелили в 1680-е годы. До этого Кремль был боевой крепостью, и покраска стен снижала обороноспособность — следы от ядер на оштукатуренных укреплениях хорошо видны, что облегчает наведение орудий. На своей картине «Московский Кремль при Иване III» художник и глава Комиссии по изучению старой Москвы Аполлинарий Васнецов изображает крепость красной. На полотне того же автора «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века» — можно видеть уже побеленные укрепления.
Красить кремлевские стены перестали в начале 1880-х. Достаточно изучить фотографии и киносъемку конца XIX — начала XX веков — на них кирпичные стены уже голые. Т. е. само предложение «побелить, чтобы вернуть, как было до революции» содержит фактическую ошибку — на момент прихода большевиков к власти Кремль уже лет 30 как не был белым. В любом случае подходить к возможной перекраске стен стоит максимально взвешенно — с консультациями экспертов и исследованием общественного мнения. Лично я на вопрос о возможном белении Московского Кремля ответил бы отрицательно.
Напоследок отметим, что до большевистского переворота Кремль был обычным московским кварталом, в который люди заходили свободно. Превращение бывшей крепости в закрытую или полузакрытую территорию — придумка коммунистов, которые боялись русского народа. Проход в Кремль должен стать свободным и бесплатным, открыть нужно все четверо ворот — Боровицкие, Троицкие, Никольские и Спасские. Также необходимо дать людям доступ на кремлевскую стену на всем ее протяжении и убрать с нее многочисленные уродливые металлические конструкции непонятного назначения. Вход в Оружейную палату и прочие музеи можно оставить платным, но кассы лучше расположить за пределами крепости — например, в Манеже. При этом как можно большую долю билетов — продавать через автоматы и Интернет, чтобы уменьшить очереди.
Им за последние 100 лет досталось несколько меньше, чем Кремлю, однако и тут есть над чем поработать — большевики превратили главную площадь европейского города в языческое капище Красных Божков.
Мумию картавого выносим, надпись «Здесь был Вася», в смысле, «Ленин» — с фасада убираем. Внутри Мавзолея создаем мемориал жертвам большевизма. Вне всякого сомнения, он должен включать высеченный в камне лозунг: «Больше никогда!»
Ликвидируем. Погребенных там достойных людей (Гагарин, Королев, Курчатов и т. д.) с почестями хороним, например, на Новодевичьем кладбище. Людоедов (Сталин, Дзержинский, Войков, вынесенный из Мавзолея Ленин и т. д.) — сжигаем. Прах, за небольшое вознаграждение туземцам, развеиваем над территорией Польши, Грузии и прочих малых родин товарищей, — как не заслуживающий права лежать в священной русской земле, которую они щедро полили русской же кровью. Процесс снимаем на видео и показываем по центральным телеканалам.
Построенные в 1973–1974 годах серые гранитные трибуны вдоль кремлевской стены, выглядят уныло и убого. Разобрать. Кроме того, с брусчатки смыть всю дорожную разметку. Полосы для движения военной техники, по-хорошему, стоит рисовать непосредственно перед парадами, а сразу после него — удалять. Да, это расходы, но они не так уж велики, а главная площадь России должна выглядеть хорошо. Кроме того, вокруг собора Василия Блаженного совершенно не к месту стоят стандартные советские фонари. Их, стоило бы заменить на светильники, стилизованные под дореволюционные. Вообще, это касается не только Кремля и окрестностей. В районах с исторической застройкой дизайн фонарей, урн, скамеек, вентиляционных киосков и тому подобных объектов должен гармонировать с окружением.
Монументы Церетели были просто уродливыми, работы нового придворного скульптора, Салавата Щербакова — безликие и не вызывают эмоций. Они банально необязательные. При этом важно разделять отношение к тому или иному историческому деятелю и отношение к памятнику. Поэтому князя Владимира, Александра I и патриарха Гермогена нужно убрать за пределы исторического центра города и установить в других местах, испытывающих дефицит доминант. Где-нибудь в Новой Москве, например. А возведенный в 1995 году конный памятник маршалу Жукову логичнее всего перенести в Парк Победы. Даже автор монумента, скульптор Вячеслав Клыков, считал нынешнее положение статуи неудачным.
Сохранить. То, что Культ Великой Победы в РФ нередко принимает уродливые формы, не отменяет того факта, что Вторая мировая — ужаснейшая трагедия, постигшая русский народ в долгом и кровавом ХХ веке. Память павших должна быть увековечена. Ликвидировать надо только расположенную рядом с Вечным огнем зеркальную пристройку к кремлевской стене и убогие пластиковые будки для караульных.
Еще одно детище архитектурной ОПГ Лужков-Посохин-Церетели. По легенде построен, чтобы заткнуть пустое место, где 10 марта 1991 года прошел миллионный митинг — Ельцин опасался повторения, но уже под другими лозунгами. Изначально предполагалась реконструкция по проекту Бориса Улькина — специалиста по подземному строительству. И, надо сказать, его замысел выглядел намного более продуманным. В частности, планировалось 7 этажей вместо нынешних трех, подземная транспортная развязка, обширные музейные площади и даже реальное выведение Неглинной на поверхность.
Однако бабло вновь победило. Малосимпатичный ТЦ, верхний этаж которого зачем-то вылез на поверхность. Безвкусные беломраморные балюстрады. «Неглинная», похожая на бассейн в турецком отеле. От всего этого нужно избавиться. Возвращать асфальтовое море, находившееся тут в советские времена — не надо. Но даже простой газон или вымощенная брусчаткой территория от Моховой до Александровского сада смотрелись бы куда лучше.
Еще один «минидворец съездов». Безвкусица. Убрать. Торговлю перенести в Манеж.
Та часть, что тянется от Боровицкого моста до Кремлевской набережной. Сейчас доступ туда для простых смертных закрыт, а добрую половину территории занимает городок гастарбайтеров (символично, не правда ли?). Какие-то работы на территории Кремля идут постоянно, поэтому, чтобы не возить трудолюбивых среднеазиатских братушек автобусами, чиновники поселили их прямо на месте. Так быть не должно. Многонациональные трущобы необходимо демонтировать, как и уродливый полицейский «стакан» у въезда на Боровицкий мост. Доступ в нижний сад — открыть.
Вопреки легенде, асимметрия здания связана не с тем, что Сталин по ошибке подписал сразу два проекта. Разномастные фасадные башни — отголосок конфликта архитекторов: маститого Алексея Щусева и его молодых коллег, авторов изначального, конструктивистского проекта гостиницы — Леонида Савельева и Освальда Стапрана. Противостояние ожесточенное — вплоть до публичных обвинений в газете «Правда». В результате архитекторы возводили одно и то же здание практически автономно, что и сказалось на его экстерьере. Хотя окончательно «Москву» достроили только в 1977 году, уже в 2004 году отель разобрали. Проект восстановления запомнился беспрецедентным воровством и сомнительным результатом. Окна, балконы, колонны и другие элементы местами изменились до неузнаваемости. При этом разнобокий фасад сохранился, а стены окрасили в мерзопакостные желто-оранжевые цвета. Спасибо хоть не стали восстанавливать на фронтоне огромную вывеску с рекламой пива «Балтика».
То, что Москва 2.0 — новодел, в некотором плане развязывает руки. Наверное, не надо сносить здание и строить заново уже в третий раз — это комедия абсурда. Но вот некоторую реконструкцию провести стоит. Как минимум — перекрасить гостиницу в менее вырвиглазные цвета. Как максимум — реконструировать фасады, приблизив их к оригиналу и, наконец-то, перестроить башни, сделав их симметричными.
Симпатичный район, в котором сохранились как подлинные шедевры (бывшая гостиница Боярский двор), так и просто приятные глазу строения (доходный дом Ново-Чижевского подворья). Но генеральная уборка потребуется и здесь. Например, новые корпуса Администрации президента в закрытом для простых смертных Ипатьевском переулке, построенные в 1966–1974 гг., выглядят просто кошмарно. Их надо снести, а доступ в сам переулок — открыть. Вообще с практикой перегораживания целых улиц ради государевых мужей надо заканчивать. Также нужно снести забор перед старым зданием АП, выходящим на Старую площадь. Сейчас за ним располагается прекрасный символ кастовой системы в РФ — стоянка для роскошных казенных членовозов с мигалками. Ну и, разумеется, все находящиеся здесь исторические здания, которые нуждаются в реставрации — должны ее получить. Это, впрочем, касается не только вышеописанного района.
Куда сложнее дело обстоит с территорией бывшего Зарядья — между Варваркой и Москвой-рекой. Чтобы справедливо решить судьбу парка, который создается на месте снесенной гостиницы «Россия», его для начала нужно хотя бы увидеть. Он откроется через несколько месяцев — к 870-летию столицы. При этом в РНГ вопрос о восстановлении исторической застройки этого района должен быть хотя бы вынесен на обсуждение.
Однако прежде чем что-либо воссоздавать, нужно хотя бы остановить разрушение того, что сохранилось. С этим пока, увы, все плохо. Компания «Киевская площадь», принадлежащая крупнейшим в РФ владельцам недвижимости Году Нисанову и Зараху Илиеву, строит на Варварке огромную и уродливую гостиницу. Ради нее в прошлый День народного единства (ах, какая ирония) начали сносить два последних доходных дома Старого Зарядья, возведенных в 1898 и 1909 годах. Что ж, за товарищами Илиевым и Нисановым Русскому Национальному Государству определенно придется прибраться.
Монументальное основное здание с портиком и барельефами стоит сохранить, убрав лишь надпись «Государственная библиотека СССР имени Ленина». А вот гигантский кирпич книгохранилища, своим видом напоминающий тюремный корпус, со временем надо снести, построив вместо него подземные склады. И да — ближайшую станцию метро нужно переименовать — Константин Крылов уже предложил достойную альтернативу.
Что эта украинская мазанка делает среди классической имперской архитектуры — непонятно (вернее, понятно, но от этого — как-то не легче). Сносим.
Большой художественной ценности не имеет, но желания немедленно схватиться за отбойный молоток также не вызывает (если что — я про здание, а не про государственный орган). Сносить его имеет смысл только если будет придумана некая оченьхорошая альтернатива — что строить вместо. Если же нет — достаточно просто убрать советский герб с фасада и ликвидировать забор со сторожевой будкой перед главными дверьми. А вот новый корпус Госдумы, стоящий прямо за сталинским зданием на Охотном Ряду, выглядит совершенно позорно. Его — сносим. Необходимо отреставрировать палаты Троекуровых во дворе парламентского комплекса. Соседство с рабочими местами Милонова и Яровой не идет на пользу шедевру русской гражданской архитектуры XVII века — скрытое от глаз простых смертных здание постепенно разваливается.
В целом большого издевательства они избежали, стоит убрать разве что безвкусную вывеску ЦУМа и каменного Карла Маркса (учитывая, что сотворили со страной те, кто принял его труды слишком близко к сердцу). На его месте стоит поставить памятник кому-то более достойному. Например, русским героям Первой мировой. Или Первой чеченской. Только без советской гигантомании и дешевого пафоса. Также нужно как-то облагородить глухую желтую стену объединенного наземного вестибюля станций «Театральная» и «Площадь Революции». Ну и провести ряд переименований по советам Крылова.
Здание страхового общества «Россия» и Лубянские ворота на Лубянской площади
Ей не повезло просто катастрофически. До сталинской градостроительной мясорубки это было волшебное место, достойное лучших европейских столиц: Владимирские ворота Китайгородской стены, Часовня Пантелеймона Целителя, великолепное здание Страхового общества «Россия», на момент сноса бывшее почти новым — вот лишь часть утраченного. Работы предстоит много.
Исчадие ада. Страшно, как большевистская нацполитика. Торчащие во все стороны кривые железяки, непонятные стеклянные валики, мешанина цветов, плитка, окна безумной формы, каменные шары, хаотичные антенны… Оживший ночной кошмар с завидной регулярностью попадает в различные рейтинги самых уродливых зданий Москвы. Снести. Без пощады.
В основе этого сооружения — вполне достойные здания Калязинского подворья (1905 год) и доходного дома Орлова-Давыдова (1879 год). Но в 2010–2012 годах их подвергли реконструкции, оставив в живых только фасады. Сверху выросла омерзительного вида мансарда. Ее необходимо демонтировать.
Центральный и самый знаменитый корпус, построенный в 1932–1983 годах — еще можно как-то потерпеть. Сносить его стоит только если эксперты подтвердят возможность восстановления «России» в первозданном виде. Либо, как и в случае с Госдумой, появится действительно достойный проект какого-то нового здания. А вот строения справа и слева — терпеть нельзя. Вообще. Вычислительный центр (1987 год) напоминает жуткого монстра, чьи гигантские щербатые зубы-окна нависли над сохраненным фасадом дореволюционного дома. Т.н. новое здание ФСБ (1982 год) — гигантский серый сарай, унылый и мрачный, как тоталитарная антиутопия. В столице Русского Национального Государства весь этот ужас не имеет ни малейшего права на существование.
Как «Спутник» писал уже неоднократно, большевики после 1991 года никуда не делись, поэтому полноценной десоветизации в стране так и не произошло. После свержения памятника Дзержинскому место на Лубянской площади упорно держали пустым, словно приучая граждан к осознанию, что металлоломный Феликс и его методы работы могут в любой момент вернуться. Такое «Больше никогда!» наоборот. «Когда-нибудь». Идеи вернуть памятник маньяку-русорезу в последнее время высказываются все настойчивей. В январе этого года провентилировать вопрос пообещали в Мосгордуме.
Чтобы раз и навсегда пресечь дикарские коммунистические пляски, нужно сделать ровно две вещи. Первое — восстановить фонтан, существовавший на Лубянской площади с 1835 года. В 2015-м, согласно социологическим исследованиям, эту идею поддерживали 80% москвичей (к вопросу о подавляющем большинстве коммунистов-сталинистов среди русских). Второе — забрать советского истукана из парка «Музеон», где он сейчас, и расплавить в доменной печи. Процесс в прямом эфире транслировать по телевидению и на сайтах центральных СМИ.
Кварталы, отделенные от Кремля лишь Москвой-рекой, находятся в настолько непотребном состоянии, что временами вообще сложно поверить, что это центр города (хотя бы в силу престижности и дороговизны местной земли). Многие исторические здания — снесены или медленно разваливаются, завешенные пленкой со всех сторон. Кругом — какие-то пустыри на месте заброшенных стройплощадок (самый большой из них находится между Болотной площадью и Софийской набережной). Над окружающей застройкой возвышаются дорогие и безвкусные бизнес-центры, построенные в «лучших традициях» лужковского стиля (наиболее отвратительно смотрятся «Балчуг плаза» и здание Московского управления Центробанка).
Программа минимум здесь — отреставрировать старинную застройку, пока она не рассыпалась окончательно, и снести хотя бы наиболее уродливые новоделы.
Территория бывшего Белого Города — слишком обширна, чтобы детально описывать ее судьбу в рамках одной статьи, однако вкратце по ней пробежаться стоит. Самое очевидное — внутри Бульварного кольца нужно избавиться от уродливых образцов «постсталинской» советской архитектуры. Например, здания Фельдъегерской службы на Солянке. Должны пойти под снос театр Et Cetera, соседний с ним офисный центр «Чистые пруды» и Новый Военторг, который не ругал только ленивый (чиновники московского стройкомплекса на возмущение реагировали жлобскими репликами в духе: «ну а чо, норм магаз построили»). Ritz-Carlton на Тверской вполне можно сохранить — он неплохо вписался в окружающую застройку. Но вот неуместный стеклянный аквариум с его крыши — хорошо бы убрать. Башенку здания Минобороны на Знаменке (похожую на желтую заводскую трубу с советской символикой) нужно либо срезать, либо хотя бы очистить от неопрятно торчащих антенн и других железок.
Здание Фельдъегерской службы и театр Et Cetera
Помимо сноса, строительства и реставрации зданий потребуется и работа с другими элементами городской среды (причем не только в центре и не только в Москве). Провода, кроме троллейбусных и трамвайных, нужно постепенно убирать под землю. Бесконечные заборчики вокруг каждого газона — отправлять на переплавку.
Или вот переносные полицейские ограждения. В центре Москвы эти мерзкие конструкции — просто повсюду. Или они «защищают» непонятно что непонятно от кого (нахрена, спрашивается, они стоят на стыке Васильевского спуска и Красной площади, сужая проход для людей до нескольких метров?), или же они штабелями громоздятся на самых заметных местах, готовые к немедленному развертыванию. Зачем? В Москве каждый день — миллионные митинги оппозиции и только железные решетки с надписью «УВД ЦАО» спасают страну от неизбежного майдана? Или просто полицейскороссияне в РФ — ленивые господа, считающие, что город — для них, а не они — для города и горожан? Эти заграждения чудовищно портят вид, настойчиво лезут в кадр фото- и видеокамеры и в целом создают ощущение жизни под оккупацией. По уму они должны извлекаться из закромов толькона время массовых мероприятий, когда нужно, например, разделить интенсивные встречные потоки людей. После них ограждения нужно немедленноубирать с глаз долой (даже если в городе реально каждый день митинги). Кроме того, для исторического центра нашей столицы имеет смысл изготовить секции поэстетичней (например, из прозрачного ударопрочного пластика).
К сожалению, собянинские проекты по благоустройству Москвы с велодорожками и плиткой — пример крайне поверхностного заимствования западных практик, которые только с виду кажутся легко воспроизводимыми. Это как с американскими комиксами. С виду — простые истории про борьбу героев и злодеев с приставкой «супер». «Да такое любой дурак придумать может». Но на деле под этой «простотой» — множество слоев мифологического, психологического, исторического и тому подобного бэкграунда.
Так же и с городской средой. Может показаться — положи плитку «как в Европах», и будет тебе счастье. Ан нет — без тех самых скрытых от глаз слоев и технологий новые пешеходные зоны, которые регулярно открывают с громадной помпой, превращаются в каток зимой и в реки — во время ливней. А уже через несколько месяцев им требуется капитальный ремонт. То есть внедряя любые западные практики в России нужно максимально глубоко их изучать и качественно адаптировать их к местным условиям. Причем местные условия — это не какой-то мифический особый русский менталитет, а такие объективные факторы, как климат или огромное, по сравнению со средней европейской столицей, население Москвы.
Жестко ограничив себя Кремлем и окрестностями, я все же не могу уйти от разговора о судьбе трех сооружений, расположившихся не столь близко к центру, но имеющих огромную значимость для Москвы (пусть и не всегда со знаком «плюс»).
Одно только появление в столице этого мутанта — достаточный повод, чтобы навеки проклясть эпоху 90-х. Стометровое детище Зураба Церетели напоминает поднявшееся из неведомых глубин исполинское чудовище-кайдзю. Порой кажется — сейчас оно сдвинется с места и пойдет, стремясь разрушить все красивое, да и просто нормальное, что осталось в истерзанной Москве. Никаких оправданий существованию этого истукана нет и быть не может. Как Карфаген должен быть разрушен, так и гигантское инопланетное насекомое, неумело маскирующееся под памятник русскому императору, должно быть уничтожено.
Правда, учитывая, что Церетели таки смог впарить своего Колумба пуэрториканцам, перед началом сноса стоит бросить клич по самым бедным и глупым латиноамериканским странам. «Эй, ребята, мы тут построили еще одного Колумба, но немного ошиблись с адресом — просто запамятовали, что он открыл Америку, а не Россию. Желающие могут забрать бесплатно — при условиях самовывоза. Мы даже подарочной ленточкой перевяжем. С бантиком». Если в течение пары недель не найдется ни одного диктатора с раздутым эго, желающего приютить у себя «московскую Годзиллу» — что ж, засучиваем рукава и сносим сами. Как и все остальное «творчество» Церетели в нашей стране.
Народная примета 2010-х годов — под любой размещенной в интернете фоткой этого делового центра кто-нибудь неизбежно напишет «Мордор». Я прекрасно осознаю, что моя позиция не найдет понимания у немалой части столичных жителей. Тем не менее я считаю, что Москву-Сити нужно сохранить. Разве что башню «Меркурий» подправить — добавив шпиль и наружные балки-фермы, которые были в изначальном проекте, а также сменив остекление, чтобы оно не выбивалось из общей цветовой гаммы квартала.
Все дело в том, что наш мир стремительно движется в киберпанк. Причем РФ, несмотря на все заплачки про духовные скрепы, — в наиболее мрачный его поджанр. С тотальной слежкой, виртуальными квестами, провоцирующими десятки реальных самоубийств, таинственными хакерами, взламывающими переписку своих и чужих политиков первого эшелона… И для таких сюжетов у нас уже есть готовая декорация на зависть всей Европе (в Москве находятся 7 из 10 высочайших небоскребов Старого Света). Так что Сити — это наше с вами достояние, которое нужно уважать и беречь.
Чистое, беспримесное зло. Врата ада посреди некогда прекрасной площади. Цитадель многонационалии и символ оккупации, вопреки своему названию — прямо противоположный великой европейской культуре.
В РНГ этот ужас мало просто сровнять с землей. Из сноса нужно сотворить грандиозное шоу — благо, современные технологии позволяют быстро и эффектно «складывать» здания, как это сделали, например, с гостиницей «Спорт» в 2004 году. Снести «Европейский» нужно летом, в выходной день. Предварительно разогнать над Москвой облака. На безопасном расстоянии возвести трибуны для зрителей, установить вокруг побольше камер для трансляции процесса в прямом эфире по всем возможным каналам. Найти забойного комментатора — как для футбольного матча или боксерского поединка. Подобрать подходящий саундтрек — для торжественного выхода доблестной команды саперов подойдет «Do You Hear the People Sing?» из мюзикла «Отверженные», во время кульминации пусть играет «O Fortuna» Карла Орфа, Confutatis из моцартовского «Реквиема» или «Two Steps From Hell — Strength of a Thousand Men».
И в тот самый момент, когда со звуком, напоминающий тяжелый, протяжный вздох, стены «Европейского» начнут в тучах пыли медленно оседать и валиться внутрь, миллионы русских по всему миру поймут: боль, угнетение и позор — закончились. РФ — закончилась. И на ее обломках, из пепла векового забвения восстала Россия.
Если вам понравился материал выше, пожалуйста, поблагодарите редакцию и автора покупкой или подарком подписки. 14 февраля она продается с 50% скидкой: год доступа всего 1450 рублей вместо 2900! Оплатить можно любым удобным вам способом.
Спасибо, что читаете и поддерживаете «Спутник и Погром». У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров, кроме наших читателей.