Друзья! С нашим сайтом начал сотрудничать легендарный блоггер Андрей Никитин (известный в ЖЖ как Фунт), чьи статьи всегда вызывают живой отклик и волну комментариев. В качестве первого шага мы решили опубликовать с разрешения господина Никитина его классический текст о проблемах русского студенчества, ставший одним из самых обсуждаемых за все время существования его ЖЖ.
Основная беда русской оппозиции и вообще русской общественной жизни — в России нет студенчества.
То, что представляют собой нынешние российские студенты — это позор.
Студенчество вообще — идеальный стройматериал для революций и каких-либо социальных изменений. С одной стороны, студент молод, и, как следствие, нетерпим к жлобству и заскорузлости. Всем вам когда-то было двадцать лет, а кому-то и сейчас столько — это именно тот возраст, когда кажется, что мир нужно непременно переделать под себя. А главное — что это возможно. На самом деле невозможно, но вы меня не слушайте и попробуйте. В процессе кое-что обычно получается.
С другой стороны, у серьёзных университетов существуют традиции разной степени патетичности, их важность студент хорошо понимает. Когда заведению триста лет и за этими вот партами, где сейчас сидите вы, когда-то сидели конструкторы ракет и паровозов или министры иностранных дел Российской Империи — как-то неловко косить под дурачка, которому ничего не надо, лишь бы в армию не ходить. Плюс профессура. Ходит себе старичок, ещё при Хрущёве ракеты строил. Чихать он хотел на всю окружающую тупость. Одного такого человека встретить за всю жизнь — уже большая удача. Их потом называют «Учитель» — не в смысле «препод», а в смысле «человек научил правильному отношению к жизни».
В итоге, студенчество — это оптимальное сочетание здорового консерватизма и здоровой революционности. Лучшего не придумали за несколько тысячелетий. Студенту есть, что терять, кроме своих цепей, он не станет пускаться во все тяжкие. С другой стороны, он еще достаточно храбр, у него чаще всего нет семьи и всего того, что сдерживает от многих дерзновений человека зрелого.
Это враньё, что «революционный класс» — пролетарии. Мужички с верфей, строители, вся эта якобы угнетённая шушера. Ничего им на самом деле не надо, кроме увеличения зарплаты, улучшения условий труда и тому подобной бытовухи. Ну, ещё, может, патриотизм какой-нибудь. Хоккейные победы. Религия сойдёт. Всё это пролетарию можно дать, и легко, и он заткнётся. Заметьте: нынешние власти мудрейшим образом это и делают, опираясь на условный «уралвагонзавод». Уралвагонзаводу нечего сказать и нечего предложить. Есть футбол, пиво по пятницам, Египет — и ладно. Ничего больше ему менять не хочется, а если хочется — то не можется, потому что он бессодержателен.
А студенты — это интеллигенция. Люди варятся в интеллектуальной среде и занимаются умственным трудом. Отличительная черта интеллигенции — наличие высших устремлений. С точки зрения токаря или мелкого клерка (а планктон — это новый пролетариат) никакой Мариинский театр не нужен. Останови его финансирование — и всей страной можно пить месяц, не просыхая. «В здании театра скоро будет новый детский приют. Видишь — у нас в городке опять всё окей», как пел когда-то русский рокер Сергей Чиграков. Дай уралвагонзаводу волю — он все театры переделает под приюты и кабаки.
А студент не будет действовать по принципу «Здесь уже не осталось ничего, Господь, жги!». Студент заточен не разрушать памятники, а ставить напротив свои, совсем другие.
Русское студенчество уродливо. Всё, написанное выше, не про него. В России нет университетской культуры и автономии, нет студенческой солидарности. Студенческого движения тоже нет. Есть умственный пролетариат, которому лень сдавать сессии. Его учат непонятно зачем зазубривать непонятно что, чтобы получать зачёты — этим он и занимается (профессионально) всю оставшуюся жизнь. Российские университеты — это ментальные ПТУ.
Студенчество вообще никак не участвует в социальной жизни. В декабре [2011 года — здесь и далее — прим. редактора] были протесты — никто не говорил о том, что на улицы вышли студенты МГУ или хотя бы какого-то факультета. Была пара акций на журфаке («Кто бил Кашина?» и календарь с вопросами Путину в ответ на эротический календарь к его дню рождения) и всё. Парад студенчества в начале сентября [2011-го] — постыдное уродство, куда сгоняют палкой. Сами студенты — какие-то наивные лучезарные мудаки, ни на что не способные. Девочка-студентка — сладкая конфетка, милый голосок, звонкая монетка. И такие же — мальчики.
Брежневский парад московского студенчества. Единственное, чего не хватает — советского диктора, и чтобы на мавзолее стоял президент и махал рукой, а студенты махали ему в ответ.
Где хотя бы сообщество русских студентов в ЖЖ? Если такое и появится — там будут демотиваторы про «хвосты», «преподов», «лабы», «ТОЭ — это святое» и прочий стыд.
Уезжайте лучше домой.
А должны быть требования, политические заявления, карикатуры, безумные социальные проекты, левацкое творчество, и в ответ — творчество консервативного толка. Стихи, песни, книги, картины, отчёты об акциях, травля скверных преподавателей, постоянные дискуссии, бойкот занятий. Не как самоцель, а как способ самовыражения. И не в ЖЖ, а таких площадок, виртуальных и оффлайновых, должно быть море. В Москве штук двадцать только сверхкрупных университетов — чем они там занимаются? Я не настаиваю, чтобы студенчество было революционным — пусть будет реакционным. Проблема не в этом, а в том, что студенчества нет вообще, есть просто студенты. Биомасса. Зачем все эти люди приехали со всей РФ в Москву и Питер? Чем они отличаются от уралвагонзавода? Ничем. Больше того, они его ещё и ОБСЛУЖИВАЮТ.
Всем же известен основной способ самовыражения российского студента.
Весь уралвагонзавод его знает и любит.
Это КВН.
Суть КВН в одной картинке. «Всем хорошо».
То есть, лучезарные дебилы несмешными шутками развлекают население, пьющее водку перед телевизором. И пытаются понравиться размордевшим толстожопым гусманам. Те им ставят оценки. Журят. Жюри. Плакать хочется. КВН — самое позорное, что есть сегодня на телеэкране. Это дискредитация самого понятия «студенчество», низведение сословия студентов, молодых смелых интеллектуалов, до уровня цирковых обезьян.
— Здравствуй, племя младое, незнакомое!
— Здравствуйте, Александр Васильевич. Мы — нелепые шутники из Поперек-Пиздюнского Аграрного университета. Чпок! Бум! Пук! В Москве из бензина научились добывать водку — МКАД окончательно встал! (жидкие аплодисменты)
Студентам надо начинать с того, что проводить в своих университетах жесточайшую травлю участников команд КВН, граничащую с геноцидом. Унижать, поливать нечистотами, давать обидные прозвища, срать в тубусы, силой заставлять пить медицинский спирт, стягивать в бассейне плавки и играть ими в собачку, запирать в сортирах, обливать пальто керосином и поджигать, связывать и делать неприличные татуировки, пороть ремнём по голой заднице, торжественно дарить радужный флаг на день рождения, при всём потоке ставить на колени и заставлять целовать ноги активисткам НБП. Видео выкладывать в сеть. КВНщик в любом университете должен стать изгоем типа стукача, а не популярной фигурой. Популярными фигурами должны стать художники, поэты, безумцы, творцы, лидеры, новаторы. Люди предприимчивые, творческие, талантливые. Те, кто может предложить что-то интересное, а не жалкие хихи-хаха на потеху домохозяйкам в огуречных масках; мужикам, вросшим задницей в кресло перед ящиком; Маслякову с его гомосексуальной улыбкой и до неприличия раскабаневшим членам жюри.
Причём нельзя сказать, что студенты глупые или безнадежные. Нет. Но они фатально неорганизованны, фатально трусливы в своих начинаниях, фатально разобщены. Не понимают, вокруг и чего, и вообще КАК, и уж тем более ЗАЧЕМ им объединяться. Хотя уверяю вас — один авторитетный профессор плюс один неформальный клуб, собранный по-человечески, без единого вкрапления комсомольской организаторской работы, — и через ГОД любой МВТУ станет заметным фактором русской жизни, при каждом политическом или общественном событии все будут ждать, «что скажет Бауманка». При этом клуб может вообще официально быть посвящён запуску бумажных самолётиков или изучению Таиланда — главное его организовать без комсомольства.
Опять же, преподаватели. Где хоть один значительный русский университетский профессор? Не пьяный антисемит Садовничий, а такой, который напишет одну статейку в газете — и завтра 20000 студентов МГУ после занятий расхерачат все стёкла в Государственной Думе (причём в самой статейке не будет не то, чтобы призывов к чему-либо, а даже слов «Государственная», «Дума» и «стекло», не говоря уж о «расхерачить»). Где Сартр? Нету. Всю подобную движуху заменили всякой росмолодежью, во главе поставили шпану с мутными биографиями, часто из бывших чекистов. На выходе получили мальчиков, которые самое умное что делают — придумывают изощрённые шпаргалки и катаются с горки на унитазах. Девочек, которые самое смелое, что делают — выкладывают свои фотки в стрингах. На Западе это есть, но там есть и другое. А в РФ — только это.
Когда эти люди собираются вместе — они не творят будущее, они начинают КВН.
Именно поэтому планктон — это новый пролетариат. Ведь это вчерашние студенты. Что они могут предложить? Создать? Да ничего. Вместо шуток про злых преподов — шутки про злых начальников. Вместо каникул ждут отпуск. Точно также что-то делают и не понимают зачем — тупо получают зачёты. Это не интеллектуалы, это пролетарии. Их работа ничем не отличается от изготовления втулок или подметания улиц.
А студенчество — это «завтра» любой страны. Это молодые люди, воспитанные мастодонтами науки и культуры, но при этом самостоятельные и свободные. Страна должна смотреть на студенчество с замиранием и надеждой. Что скажет новое поколение? Что оно принесёт в жизнь? Что оно способно создать? И достойно ли оно называться именно новым, а не просто очередным?
Люди ждут ответа на эти вопросы.
И слышат:
— Мы начинаем КВН!
А КВН давно пора заканчивать.