На газоне перед Донецкой администрации лежит мужчина, вокруг него подпрыгивают человек семь в медицинских масках — бьют. Это внешняя сторона баррикадного периметра вокруг здания администрации, но, очевидно, за ночь территория Донецкой республики увеличилась на несколько квадратных метров. На площадке, выходящей к улице Университетской, теперь разложены мешки с песком и покрышки — это не вполне баррикада, но проехать через эту площадку теперь нельзя. Еще одна новая баррикада из покрышек поставлена на тротуаре Университетской улицы с той стороны, где к зданию администрации был проезд. На этой баррикаде висит транспарант «Беркут герои», и теперь тротуар находится внутри баррикады, и по тротуару ходит патруль — пятеро взрослых, плюс-минус сорок лет, крупных мужчин с бейсбольными битами, на лицах у них тоже медицинские маски.
А те в масках, которые бьют кого-то на газоне — они без бит, и поэтому бьют ногами. Рядом автобусная остановка, на остановке стоит милицейский патруль, который с интересом наблюдает за происходящим на газоне, и только когда к милиционерам подходит наблюдавшая за избиением с другой стороны женщина с георгиевской ленточкой на куртке, милиционеры подходят к газону, расталкивают людей в масках и спрашивают, что происходит. Люди говорят, что этот человек из СБУ, и он что-то здесь высматривал. Мужчина держит в руках два телефона, почему-то говорит: «Я наркоман», но та же женщина с георгиевской ленточкой говорит, что не наркоман, а эсбэушник. Милиционеры уводят мужчину.
За сутки только милиционеры не стали злее. Фотографировать здание снаружи мне сегодня уже не разрешили, поэтому приходится пересказывать — на стене появилась надпись «Фак Америка», на крыше цокольного этажа появился наблюдательный пост, на крыльце ресторана «Диалог» появилось еще два грузовика.
То есть, выглядит все так, будто ночью действительно ждали штурма, но когда я спрашиваю об этом своего знакомого активиста, просидевшего в здании ночь, он честно отвечает, что всю ночь проспал, потому что «до заявления Авакова это у нас была такая внутренняя деза — говорить всем, что будет штурм, чтобы не расслаблялись, а теперь Аваков помог». Имеется в виду объявленный министром МВД ультиматум об освобождении здания до утра пятницы.
«Нет», — говорит активист. — «Штурм возможен, если придет бронетехника, а менты не готовы и не хотят. Они с самого начала сказали, что будут сидеть на жопе ровно и в здание не полезут. И обычные менты, и начальство в УВД, с которым мы тоже разговаривали. Провокаторы — да, наверное, в здании они есть, но в здании есть и менты, которые за нас. В здании вообще есть все».
Кого опасаются сидящие в здании люди — это активистов «самообороны Донбасса», лояльной Киеву структуры, выстроенной примерно по тому же принципу, что и отряды, занявшие здание, и очень похожей на них по социальной структуре — такие же шахтеры, рабочие и безработные. Чтобы было понятно — когда в новостях появилось сообщение о самороспуске Донецкой республики, вот об этом самороспуске объявил «комитет патриотических сил Донбасса», основу которого составляет «самооборона».
Ее координатор, сорокалетний отставной милиционер (милиционер, что интересно, белорусский — в Донецк переехал из Бреста) Николай Якубович говорит, что у его организации по 50-100 человек в каждом райцентре области и 500 готовых воевать мужчин в самом Донецке. Есть ощущение, что он преувеличивает, но у него —удостоверение советника секретаря украинского Совбеза Парубия и опыт сотника на майдане в Киеве — Якубович командовал 28-й сотней. Уточняет, что сотня потеряла двоих человек.
Теперь с мандатом от Парубия «проводит разъяснительную работу», а именно через родственников и знакомых передает людям, сидящим в здании администрации, обещание, если те выйдут из здания, не привлекать участников захвата к уголовной ответственности за сепаратизм — гарантии, по словам Якубовича, дает Киев, и Якубович говорит, что такие же гарантии через него передавали в феврале донецкому «Беркуту», командиру которого он дал слово офицера, что никого не посадят, «и слово сдержал» — но за что было сажать донецких беркутовцев, не объясняет. Еще Якубович обещает, что его люди готовы вести партизанскую войну, если в регион войдут российские войска, но самих людей показать не готов — «сидят по домам, ждут». То ли правду говорит, то ли нет, но мандат у человека есть, подпись Парубия настоящая.
Ну и в порядке анекдота — «Я жил в Москве шесть лет», — говорит советник секретаря Совета национальной безопасности Украины. О, спрашиваю я, чем занимались? — «Ремонты делал», — отвечает силовик. «У меня бригада была, квартиры ремонтировали».
Пока в Донецке ничего не происходит, взаимный блеф лояльных и нелояльных Киеву участников событий становится похож на соревнование. Активист из здания администрации рассказывает мне об оружии, захваченном им и его товарищами в здании управления СБУ в понедельник — о пропавших автоматах и гранатах говорят и украинские официальные лица, но в здании администрации я оружия не видел. «А оно и не в здании», — спокойно отвечает активист. «Автоматы мы вывезли куда надо, и в случае чего сможем прикрыть тыл. В СБУ вообще было весело — некоторые эсбэушники сами помогали нам брать оружейку и дорогу показывали». Вместе с оружием, по словам активиста, хранятся и вывезенные из здания администрации серверы и документы из сейфов — «на всякий случай вывезли, чтобы не пропало ничего».
Где находится это секретное место, активист, конечно, не говорит.