УКРАИНСКАЯ ПРЯЖКА
Просвѣтлѣніе въ умахъ русской интеллигенціи въ отношеніи украинцевъ совершается. Однако этому препятствуетъ необычная лживость мазепинцевъ, которые вполнѣ усвоили тактику австрійскаго іезуитизма. Эти господа ловко вертятся на всѣ стороны. Напримѣръ, по вопросу о землѣ. Соціалистамъ украинцы говорятъ, что они тоже соціалисты, ибо всѣ украинскія партіи внесли въ свои программы соціалистическіе лозунги.
Но буржуямъ они изъ подъ полы шепчутъ, что потому-то они и хотятъ автономіи, чтобы избѣжать земельнаго кабака, который происходитъ въ Великороссіи. Украинцы, молъ, защитники собственности и автономіей хотятъ отгородиться отъ кацапской земельной общины. Ловко играя на томъ, что въ малороссійскихъ губерніяхъ въ деревняхъ сравнительно спокойно, они вѣковой характеръ южно-русскаго племени, его сравнительную мягкость и инкстинктъ собственности съ чисто хлестаковской наглостью приписываютъ вліянію украинской рады. На самомъ дѣлѣ въ малороссійскихъ деревняхъ спокойно, но не благодаря Раде, а вопреки ей. Ибо хохолъ такъ же подозрительно относится къ завываніямъ украинцевъ, какъ и къ посуламъ большевиковъ. Тѣ же крестьяне, которые, какъ они говорятъ, “пристали до Украины”, запуганы мазепинскими росказнями, что, если не будетъ автономіи, то великороссы захватятъ богатыя украинскія земли. Чтобы усилить эффектъ, заявляется, что при дѣлежѣ помѣщичьихъ земель въ автономной Украинѣ, кто назоветъ себя русскимъ, получитъ землю подъ Москвой, потому что Россія – это Москва, а кто назоветъ себя украинцемъ, тотъ получитъ помещечью землю у себя подъ бокомъ.
Но это не мѣшаетъ этимъ же людямъ шептать буржуямъ соблазнительныя рѣчи и выставлять себя въ роли защитниковъ собственности. Впечатлѣніе усиливается еще присѣданіями по адресу именитыхъ малороссійскихъ фамилій и прозрачными намеками, что украинцы, какъ націоналисты, не могутъ не цѣнить культурнаго класса края, конечно, если онъ согласится украинизироваться, но одновременно, по адресу “демократіи”, украинцы заявляютъ, что они продолжая историческую традицію, являются защитниками казацкой “голоты” противъ казацкой “старшины”.
Такъ вырабатывается эта іезуитская пряжа на украинскомъ коловерте – тонкая пряжа. Но гдѣ тонко, тамъ можетъ и порваться.
Кіевлянинъ. – 1917. – 14 іюля.