Русский геном с научной точки зрения

genome

Фразу «поскреби русского — найдёшь татарина» приписывают многим авторам начиная от Достоевского и заканчивая Розановым. Конечно же, это не так, поговорка является искажённой цитатой из книги французского маркиза де Кюстина в книге «Россия в 1839 году»:

«Нравы русских, вопреки всем претензиям этого полуварварского племени, еще очень жестоки и надолго останутся жестокими. Ведь немногим больше ста лет тому назад они были настоящими татарами. И под внешним лоском европейской элегантности большинство этих выскочек цивилизации сохранило медвежью шкуру — они лишь надели ее мехом внутрь. Но достаточно их чуть-чуть поскрести — и вы увидите, как шерсть вылезает наружу и топорщится».

В целом произведение Кюстина, как справедливо назвал его Дмитрий Галковский, является «антирусским памфлетом». Автор постоянно пытается доказать отсталость русских, и в лучшем случае придаёт им статус некой переходной фазы между европейцами и азиатами: «глаза их имеют какое-то особенное, своеобразное выражение — взгляд их лукав, как у азиатских народов», «невольно покажется, что ты присутствуешь при погребении какого-нибудь азиатского владыки», «их миндалевидные глаза имеют азиатскую форму» и т. д.

Подвергся критике и строй Российской Империи, особенно Николай Первый, несмотря на такие успехи, как финансовая реформа и огромная работа по кодификации законодательства, проведённая Сперанским. Полное собрание законов Российской Империи и Свод законов Российской Империи заложили основу для одного из наиболее совершенных европейских законодательств XIX-XX вв. Основной же причиной издания памфлета являлось общее недовольство других великих держав успешным подавлением польского восстания 1830 года.

gen01

Николай I объявляет своей гвардии о восстании в Польше. Пушкин в своём письме к Вяземскому написал о происходящем так: «Но все-таки их надобно задушить, и ваша медленность мучительна. Для нас мятеж Польши есть дело семейственное, старинная, наследственная распря…»

gen02

Сражение русских кирасиров с восставшими поляками

Удивительно, но современные «либералы» (безусловно, не имеющие никакого отношения к либерализму) фактически повторяют слова Кюстина. Так, Николай Сванидзе недавно заявил, что «народ у нас в большинстве своём бедный и закомплексованный», а Юлия Латынина сообщила, что «Петр Великий привил на русский дичок европейский культурный сорт». Ничего нового, однако из-за украинского конфликта безумные понятия «генетические рабы», «потомки монголо-татар», вновь всплывают даже в солидных изданиях.

Мы же подойдём к этому явлению не с исторической или культурологической точки зрения (хотя это не значит, что такие методы не подходят), но используя тексты генетических исследований. Биологи и генетики давно ведут тщательный, скучный и занудный анализ близости различных этнических групп. В этом нет никакого расизма (если только не считать лучшие мировые университеты сборищем криптофашистов), а научные статьи являются верифицируемыми источниками и тщательно проверяются в момент публикации. Посмотрим же, насколько был неправ Блок с идеей о скифах.

***

Одним из наиболее полных (и новых) проектов изучения генетических особенностей русских является ряд исследований, проведённых в рамках грантов РФФИ («Комплексное геногеографическое изучение русского генофонда: антропология, дерматоглифика, генетика», «Геногеография народов Восточной Европы: сравнительное исследование по данным генетики и антропологии» и т. п.) и объединённых в книге «Русский генофонд на русской равнине». Авторами книги являются семья исследователей Балановских (мать — антрополог, сын — генетик). Для изучения были выбраны жители деревень и небольших городов русского исторического ареала — территории от 43° до 70° северной широты и от 24° до 60° восточной долготы (центр Восточной Европы и Русский Север). В исследовании принимали участие лишь мужчины (так как у женщин нет Y-хромосомы), являющиеся коренными жителями местности — оба деда и обе бабушки должны были проживать в этой же местности.

Работа Балановских заслуживает большого внимания, так как в ней был проведён анализ не только генетических факторов, но и антропологических признаков (внешний вид и кожные узоры на пальцах). Кроме того, благодаря скрупулёзному труду участников экспедиций рассмотрено распространение русских фамилий.

Генетические маркеры делятся на ДНК-маркеры, получаемые при прямом анализе ДНК, и классические, оцениваемые до начала использования секвенирования. Последние делятся на физиологические (цветовая слепота, тип ушной серы), иммунологические (группы крови, резус-фактор) и биохимические (ферменты). Полученные от участников образцы венозной крови обрабатывались, после чего из них выделялась ДНК. За этим следовало определение вариантов генов (аллелей), по которым одна популяция отличается от другой. Эти гены называются полиморфными. Также существуют квазигенетические маркеры — это факторы, не имеющие биологической природы, но, в отдельных случаях, связаные с генами — например, фамилии, брачная структура.

Большая часть генов, полученных человеком от его родителей, являются аутосомными — они достаются нам в двойном комплекте. Однако часть передаётся лишь от одного предка и называются они однородительскими. Сочетание аллелей при передаче детям аутосомных генов меняется. Но этого не происходит при наследовании однородительских — генетическая информация из участков Y-хромосомы (передаваемая от отца к сыну) или митохондриальной ДНК (сокр. мтДНК), которая передается от матери к дочери. Тем не менее при передаче этого генетического текста, называемого гаплотипом мтДНК и Y-хромосомы, периодически происходят ошибки (мутации). Схожие гаплотипы образуют гаплогруппы. Важно отметить, что не существует какой-то одной гаплогруппы, присущей лишь русским. Однако некоторые группы чаще встречаются именно у русских — например, часто упоминаемая гаплогруппа R1a, встречаемая у каждого второго.

gen03

Проанализировав антропологические признаки, генетические факторы и распространение фамилий, исследователи опровергли антинаучные доводы об азиатском происхождении русских.

Восточноазиатские гаплогруппы встречаются лишь в 2% случаев (в Европе в среднем — 3,6%). В Восточной Азии, у китайцев, монголов и эскимосов этот уровень составляет 85–100%.

gen04

Карта распространения гаплогруппы С мтДНК в коренном населении Евразии.
gen05
Карта распространения гаплогруппы Z мтДНК в коренном населении Евразии

Чем западнее, тем реже встречаются эти группы — в Китае они наиболее распространены, в Южной Сибири их меньше, а исторического ареала они практически не затрагивают.

Аналогичная ситуация наблюдается и с гаплогруппами Y-хромосомы: в восьми преобладающих (R1a, IIa, IIb, R1b, J2, E3b, N2, N3) нет тех, что часто встречаются в Азии. Единственным потенциальным кандидатом является N3, которая в Сибири встречается чаще, чем у русских в целом. Впрочем, её можно обнаружить лишь в северной русской популяции. К тому же она распространена по всей Восточной Европе, а у финнов, эстонцев и латышей — даже чаще, чем у нас.

Также следует отметить, что антропологические исследования тоже свидетельствуют о том, что никакого «азиатского» или «татарского» влияния на русских оказано не было. Так, градиент европеоидно-монголоидных признаков (например, кожных узоров) русского населения теоретически должен был бы меняться по направлению «запад-восток». Однако это не так, и учёные не выделяют какого-то «монголоидного влияния».

gen06

Основываясь на данных по митохондриальной ДНК, Y-хромосоме и антропологических данных, Балановские делают однозначный вывод: «Русский генофонд не является промежуточным между типичным европейским и типичным азиатским генофондом. Русский генофонд является типичным европейским генофондом». Спустя год после публикации исследователи повторят свой вывод в статье Two sources of the Russian patrilineal heritage in their Eurasian context серьёзного журнала The American Journal of Human Genetics.

Другим важным фактором, противоречащим общепринятому мнению, является незначительная разница между русскими, украинцами и белорусами. Одной из причин этого являются немалые различия между региональными русскими популяциями в пределах русского народа, обусловленные большой площадью исторического ареала. Так, например, жители Вятки отличаются от остальных русских сильнее, чем украинцы.

gen07

Как сказал об этом сам Балановский, «Что же до сходства генофондов трёх восточнославянских народов, то первоначальные исследования показали, что они похожи настолько, что иной раз и различить-то не удаётся».

***

Неудивительно, что «либералы» называют любого человека, всего лишь упомянувшего чью-то национальность, расистом (само понятие нации, даже политической, по неясным причинам задевает их). Однако русские — это огромный европейский народ, который даже за время расширения России на Урал, Сибирь и Дальний Восток не утратил себя. Конечно, даже генетики выделяют южных и северных русских, но это ни в коем случае не означает, что есть национальность «северорус» или «южнорос», каждой из которых нужно проживать в отдельном государстве.

Важно другое: несмотря на крайнее генетическое сходство, белорусы и украинцы воспринимают себя как отдельную нацию. Общий язык и генетика не мешают конфликту на Донбассе каждый день забирать десятки жизней. И когда в Белоруссии начнут строить своё национальное государство, тот факт, что белоруса крайне сложно отличить от русского, не повлияет на то, что он будет считать себя потомком литовских князей и будет сражаться за «дзяржаву». Русификация Украины, Белоруссии и Южной Сибири облегчит проведение геополитических задач.

Другой, уже внутренней опасностью является национализм малых народов. Русских националистов часто обвиняют в том, что они хотят: а) развалить Россию, б) убить всех нерусских. Однако Татарстан, Башкирия, Бурятия, Карелия обрастают плотью национального мифа и постепенно превращаются в независимые государства с жёстко прописанными квотами и нормами на изучение русского языка. Хуже того, многонациональная политика удивительным образом приводит к тому, что буряту удобнее жить на территории РФ, чем русскому. Своё государство, своя конституция, железное право изучать свой язык, дотации, родные люди на всех постах, праздники, а самое главное — хозяйское чувство.

Владимир Путин в 2012 году на форуме народов Юга России заявил, что «Русские как магнит: они притягивают к себе другие народы сегодняшней Российской Федерации. Я к чему это: если Россию раскачают, будут страдать и малые народы, и русский народ будет страдать. России просто не будет. Мы не должны, не имеем права допустить это и не допустим».

gen08

Посмотрите на карту России. Это не просто границы республик. Это трещины, которые могут скоро окраситься кровью.