Немец и погром: исламский вопрос в Германии

В июне 2007-го года в Кёльне правые круги протестовали против строительства в городе мечети, которая должна была стать самой большой мечетью в Германии. Правая медиа-кампания получила поддержку среди населения, откликнулись даже активисты из Бельгии и Австрии. Против строительства, как вы помните, высказывался и немецкий еврейский писатель Ральф Джордано. Однако мечеть в итоге построили. В османском архитектурном стиле.

Сейчас она вмещает от 2 до 4 тысяч прихожан. 30 миллионов евро, необходимые для строительства, поступили из разных источников, среди них «Турецко-исламский союз по религиозным делам», созданный турецким Министерством религиозных дел в 1984-м году, а также примерно 884 мусульманских ассоциации Германии. Тут бы сказать об угрозе христианской церкви, но официальная позиция духовных лиц по этому вопросу была куда более дружелюбной, чем можно было бы подумать: «донат» для строительства мечети пришёл от местной католической церкви, а проектировал её Пауль Бём, сын известного немецкого архитектора Готфрида Бёма, сделавший себе имя на проектировании христианских церквей.

Казалось бы, Кёльн являет собой образцовый пример национального мира и согласия. Или нет?

nemec

Спортивная злость

26 октября в городе произошёл своеобразный митинг, организованный футбольными фанатами и ультраправыми. Протестующие (всего их было около 4 тысяч человек) очень разумно выбрали формальный повод: собрание было направлено как бы не против мусульман, а против салафитов, то есть мусульманских религиозных экстремистов. Повод на самом деле очень хороший и куда лучше понятного (но не трогающего большинство обывателей) «протеста против мусульман вообще». И вот почему.

Во-первых, этому способствует международная ситуация. Успехи ИГИЛ в деле построения халифата снова актуализировали исламский экстремизм в качестве пугала для бюргеров. Отрезания голов на камеру, преследование религиозных (преимущественно христианских) меньшинств, де-факто узаконенная педофилия и т.д. — всё это вызывает у среднестатистического европейского гражданина ужас, омерзение и гнев. В принципе сейчас очень хорошее время для того, чтобы осуществлять нападки на мусульман. Тайминг практически идеальный: незадолго до событий в Кёльне в Гамбурге имели место столкновения курдов, протестующих против ИГИЛ, с немецкой полицией и исламскими радикалами. У задержанных тогда изъяли огнестрельное оружие (!) и мачете (!!). Подобные столкновения происходили даже в Саксонии, так что проблема понятна и близка самым разным городам и областям.

col01

Во-вторых, для Германии проблема исламского экстремизма на своей территории не является надуманной: примерно 42 550 (по иным сведениям — уже 43 190) человек в стране находятся на учёте в силовых структурах по соответствующим причинам, а примерно 1 тысяча из них может представлять особую угрозу. Только с 2011-го по 2014-й количество салафитов в стране выросло с 3800 до 6300 человек, а количество граждан ФРГ, ездивших за рубеж воевать на стороне исламистов, составляет примерно 450 человек. Опасения по поводу роста экстремистских настроений среди немецких мусульман всего за пару дней до кёльнских событий подтвердил и глава немецкой разведки Ханс-Георг Маассен. Фанаты и правые научились на ошибках прошлого (так-то мусульмане устраивают обывателей как представители самых низших профессий и малый бизнес низшего звена типа торговцев) и решили провести «таргетирование аудитории», вычленив наиболее неприятную и опасную часть мусульманского сообщества. Но вернёмся на улицы Кёльна.

col02x

Демонстрация сначала проходила мирно, но после 45 минут на площади толпа двинулась в сторону главного бульвара, чтобы добраться до другой центральной площади Эберплатц. Тут демонстранты начали вести себя вызывающе по отношению к полиции. До сих пор неизвестно, кто или что спровоцировало фанатов на агрессию, но вскоре в сторону полицейских полетели бутылки и иные «аргументы» (на сленге футбольных хулиганов так называют средства, которые могут пригодиться в уличном столкновении). Полиция потребовала от участников демонстрации немедленно разойтись, но фанаты были категорически не согласны с их доводами и вскоре демонстрация переросла в одну большую драку, в которой пострадали 44 (!) офицера полиции. Полицейские, конечно, терпеть этого не стали и пустили в ход сначала дубинки, а затем и слезоточивый газ с водомётами. Интересно, что протестующие также высказывались резко против немецких медиа и даже побили пару фотокорреспондентов, — похоже, правые не забыли и не простили немецким СМИ негативного освещения своей деятельности.

col03

«Потери» протестующих были довольно невелики: всего были задержаны около 20 человек, что довольно удивительно, поскольку в Германии полиция обладает колоссальным авторитетом и нападение на полицейского в глазах общественного мнения иногда равнозначно нападению на канцлера. Впрочем, могут последовать и новые аресты: полиция создала специальный отряд для анализа видеозаписей и расследования произошедшего.

Стоит упомянуть и о том, что выступление правых сопровождалось параллельным выступлением 500 левых и антифашистских активистов — их демонстрация называлась «Плечом к плечу против расизма и религиозного фундаментализма». Правда, участия в уличном противостоянии они не принимали, поскольку по ту сторону баррикад собрались действительно злые и опасные люди. Немецкая полиция сработала, как всегда, профессионально, но если бы акция затянулась, то человеческие жертвы были бы уже неизбежны.

Движение «Хулиганы против салафитов» («Hooligans Against Salafists», сокр. HoGeSa), как и полагается в XXI веке, зародилось в социальных сетях — их странички можно посмотреть, например, здесь и здесь. Отличительной особенностью HoGeSa от других околофутбольных организаций является тот факт, что они объединяют фанатов из враждующих клубов (всего в HoGeSa можно найти представителей примерно 17 враждующих клубов).

col04

Истоки движения лежат ещё в 1980-х: Зигфрид Борхардт, один из организаторов HoGeSa, в те годы создал хулиганскую коалицию «Borussenfront». Эта группа фанатов попадала в поле зрения силовых органов столь часто, что им постепенно запретили появляться на стадионах. Но во второй половине 2000-х они возобновили активную деятельность и, как вы можете видеть, успешно перешли в онлайн. Из курьёзов с их участием: на матче в Донецке (ныне — Новороссия) они помочились на статую Ленина, крича при этом «Sieg Heil!»

В то же время стоит отметить, что в кёльнской акции принимали участие не только правые, пришло немало людей, которых беспокоит проблема мусульманского экстремизма. Так правые радикалы в перспективе могут заручиться поддержкой «молчаливого большинства». Что они и сами понимают.

col05

«Альтернатива для Германии», набирающая популярность партия евроскептиков (на последних выборах в Европарламент она получила 7% голосов избирателей, что для такой страны, как Германия, чудовищно много), одобрила акцию HoGeSa. Точнее, одобрила её Татьяна Фестерлинг, сооснователь партии, — даже дала пару советов по тому, как организовывать такие мероприятия в дальнейшем. Немцы не дураки, но раз экономический рост в стране замедляется (или даже наблюдается стагнация, напоминающая Россию всего год назад), то и «Альтернатива» сможет нарастить своё влияние за счёт популистских лозунгов и существенно повлиять на внутреннюю политику Германии. Из внутренних факторов стоит выделить и решение немецкого правительства поддерживать оружием курдских повстанцев, сражающихся против ИГИЛ: на внешнеполитическом фронте это возможный подкоп против американцев, воздерживающихся от прямой поддержки курдов, агрессивно настроенных по отношению к багдадским союзникам американцев. Но внутри Германии — это усиление противостояния между курдами и радикалами разных национальностей, которым не грех воспользоваться ультраправым. Поэксплуатировать рознь между мусульманами и евреями тоже полезно, ведь мусульманский антисемитизм в Германии (как и во всей Европе) на подъёме.

col02

Тем временем немецкие правые назвали произошедшее в воскресенье «кёльнским чудом» и планируют организовать подобные марши 15 ноября в Гамбурге и Берлине. Организаторы акции в Берлине заявляют, что в новой демонстрации примут участие никак не меньше 3 тысяч человек. Немецкая полиция, безусловно, примет соответствующие меры, но будет ли этого достаточно? Германия не Украина — избивать протестующих так же свирепо не получится. Да и Януковичу, как вы помните, крайние меры не помогли. Впрочем, это всё же не центральный вопрос немецкой политики.

Избирателей в этой стране волнуют вопросы инфляции. Гастарбайтеры вызывают недостаточно раздражения для полномасштабного бунта, ибо ФРГ даже отдалённо не похожа на РФ в этно-экономическом плане, а занимающие низшие ступени мигранты из мусульманских стран позволяют рядовым немцам подняться на ступеньку выше (условно говоря, самые тупые немцы трудятся в офисах, будучи избавленными от выбора между профессией уборщика и продавца). Однако проблема интеграции мусульман в Германии всё же существует, иначе бы этой демонстрации просто не было.

Полумесяцем по голове

Всего в ФРГ проживают 4 миллиона мусульман. Если бы в этой стране не существовало негласного «бана» на позитивное освещение военного прошлого, то апологеты мультикультурализма могли бы использовать известный нам аргумент про «деды воевали»: достаточно вспомнить мусульманские боевые формирования Фридриха Великого и Третьего рейха. Однако сегодняшние мусульмане Германии являются, в основной своей массе, потомками рабочих мигрантов второй половины XX века.

«Геополитический капитал» Второго и Третьего рейха в этой сфере современной ФРГ не используется вообще никак. Вильгельм II объявил себя другом всех мусульман мира и даже установил де-факто военный контроль над последним легитимным халифатом, Османской империей, Гитлер заигрывал с мусульманами, и скромная мусульманская диаспора Германии удивительно легко пережила все 12 лет правления НСДАП, но политическая история ФРГ начинается в конце 1940-х на оккупированных руинах старой Германии, так что отношения с мусульманами в этой стране строят, можно сказать, с нуля.

Как уже говорилось выше, почти 43 тысячи человек в ФРГ относятся к агрессивным течениям ислама. В стране представлены (пусть и не всегда официально) следующие организации: «Аль-Каеда», «Ансар Аль-Ислам», «Исламское движение Узбекистана», «Исламское сообщество» (Islamische Gemeinschaft Millî Görüş e.V.; IGMG — 31 тысяча человек, «умеренные исламисты» в сравнении с соседями), «Братья-мусульмане» (1300 человек), «Хизболла» (примерно 950 членов) и «Турецкая Хизболла» (350 человек, это курдское отделение), «Джамаат Таблиг» (700 человек), ХАМАС (300 человек), различные северокавказские сепаратистские группы (примерно 250 человек, в два раза меньше, чем в 2012-м году), «Хизбут Тахрир», «Исламская партия Афганистана» (200 человек), «Исламский центр Гамбурга» и ряд мелких организаций, объединяющих 2340 исламистов. Да, радикальный ислам представлен в Германии достаточно хорошо.

col06

Крупных терактов на территории страны пока ещё не было, но это не значит, что угрозы нет: в декабре 2012-го в стране была арестованы группа из четырёх членов «Аль-Каеды», планировавших осуществить теракт в Бонне.

Доподлинно известно, что из 2000 европейских исламистов-добровольцев, воюющих в Сирии, примерно 320 являются гражданами ФРГ, что очень беспокоит немецких силовиков, которые ждут не дождутся, когда же эти замечательные люди вернутся в Германию рассказывать мусульманской молодёжи о своих боевых подвигах. Однако не меньшую, а то и большую угрозу представляет «индивидуальный джихад»: исламисты-одиночки (вроде братьев Царнаевых, устроивших теракт в Бостоне) накручивают себя вполне самостоятельно при помощи интернета, а по причине автономности их поймать сложнее, чем если бы они состояли в переполненных провокаторами и шпионами больших организациях.

По прогнозам немецкой разведки, число салафитов в ФРГ достигнет уже 7 тысяч к концу года. Что интересно, среди них очень хорошо представлены живущие в Германии чеченцы. Наблюдатели отмечают, что последние очень активны и более других этнических групп в этом движении склонны к насильственным действиям.

Периодически немецкий суд или полиция запрещают деятельность какой-нибудь радикальной исламской медиа-организации, как это было с «DawaFFM» в феврале 2013-го. Впрочем, рост числа салафитов подсказывает, что экстремисты находят иные способы коммуникации с аудиторией, — например, через интернет. Это, кстати, объединяет их с футбольными хулиганами из HoGaSe.

Но, кроме «плохих» мусульман, есть ещё и мусульмане «хорошие». Поговорим теперь и о них.

От 2,5 до 2,7 миллионов мусульман в Германии являются потомками турецких мигрантов. Причём мигрантов преимущественно анатолийских: турки из европейской части Турции не спешат ехать на заработки в Европу. Чуть больше 600 тысяч — выходцы из стран Юго-Восточной Европы, то есть это албанцы, боснийцы и другие «белые мусульмане». Выходцев с Ближнего Востока совсем немного: от 292 тысяч до 370 тысяч человек. Около 280 тысчс мусульман — выходцы из Северной Африки.

Что же до внутриконфессиональных различий, то картина такая: 74% — это сунниты; 13% алевиты (не путайте с алавитами!); и всего 7% — шииты. Анализируя ислам, необходимо принимать во внимание то, что большая часть активности в этой религии происходит на уровне местных общин, полностью автономных: ислам не имеет чёткой иерархии, в отличие от православия или католицизма. Говорить за отдельные округа или мечети не будем, однако постороннему наблюдателю будет полезно знать о четырёх крупнейших мусульманских организациях Германии:

— «Türkisch-Islamische Union der Anstalt für Religion» («Турецко-исламский союз по религиозным делам») — упомянутая ранее организация, основанная турецким правительством для турецких мигрантов в Германии;

— «Islamische Gemeinschaft Millî Görüş» — крупнейшая негосударственная организация суннитского толка в Германии, имеющая репутацию достаточно радикальной, имеет связи в среде нынешнего руководства Турции;

— «Verband der Islamischen Kulturzentren» («Ассоциация исламских культурных центров») — существует с 1960-х, объединяет достаточно консервативных мусульман;

— «Alevitische Gemeinde Deutschland» («Федерация алевитских сообществ») — всё понятно из названия, представляют интересы алевитского меньшинства, соперничают с суннитами;

Важно упомянуть и о каналах связи немецкого государства с мусульманами: в Германии есть Центральный совет мусульман и Исламский совет ФРГ — туда входят все «мейнстримные» мусульманские лидеры страны, и через них (а точнее, через Координационный совет мусульман в Германии) правительство страны постоянно напоминает правоверным о своём существовании. В целом в поле зрения немецкого правительства и силовых структур находится примерно 90% всех мусульманских общин страны, что очень хороший показатель в сравнении с Россией, где назначенные из Кремля «главные мусульмане» вроде Равиля Гайнутдинова не могут говорить хотя бы за 0,1% российских мусульман.

Конечно, эти организации также занимаются правозащитной деятельностью в отношении мусульман, но, строго говоря, этого от них ожидает их паства. К тому же в ФРГ не происходит никаких громких терактов: Мохаммед Атта не стал задерживаться в Гамбурге, а полетел 11 сентября в Нью-Йорк, а убийство американских солдат косовским албанцем, согласитесь, до взрывов в Волгограде не дотягивает. А значит, спецслужбы и государство работают на «отлично», не требуя в то же время ограничения гражданских и политических свобод. Очень показательно, что «закручивание гаек» и «строительство вертикали», начатые Путиным после бесланских событий, не дают того же результата у нас. А значит, не в репрессиях счастье, а в налаженной работе с сообществом и широкой агентурной сети.

Да и вообще, сравнивать ФРГ с РФ смешно. В РФ для получения гражданства даже необязательно знать русский язык, а в Германии в первой половине 2000-х были приняты законы о гражданстве и иммиграции, обязывающие мигрантов сдавать экзамен на знание немецкого языка, доказывать способность обеспечивать себя и т.д. и т.п. Всё остальное — не более чем частности.

Известная книга Тило Саррацина «Германия самоликвидируется» содержит множество интересных цифр и фактов, но многие не понимают, что в развитых странах особого рода труды пишутся не потому, что что-то страшное происходит здесь и сейчас, а для того, чтобы это страшное не произошло. В 1960-е западные интеллектуалы писали страшные прогнозы о том, что произойдёт с планетой, когда численность населения Земли превысит 6 миллиардов человек, но смотрите, сегодня большинство людей живут лучше, чем когда бы то ни было. Сложности есть в любой стране, а цивилизация хрупка — это факт. Я могу написать книгу «Англия самоликвидируется» и привести множество аргументов в пользу своей точки зрения (например, чудовищные по западным меркам показатели детской бедности: каждый седьмой ребёнок в Британии не имеет возможности завтракать), но Англия останется живее всех живых, пережив все трудности или оперативно решив их.

Внимательный читатель может придраться: «Но если немцы решили свои проблемы с мусульманами, то откуда такие проблемы с салафитами и радикалами?» Так тут достаточно посмотреть на РФ: антирусское государство, дающее тюремные сроки русским активистам, пропагандирующее советскую дружбу народов, занимающееся сдачей или дискредитаций завоеваний Новороссии, — и, тем не менее, огромное количество русских организаций, центры интеллектуального национализма, многомиллионные пожертвования для восставшего Донбасса. Есть бурные реки — национализм и религия. Повернуть их течение вспять невозможно. Но можно, в соответствии с заветами Макиавелли, построить на их пути преграды. Немцы не так хитры, как англичане, но всё же хорошие строители — и преграды у них простые, но крепкие.

Кёльнские бунтовщики, однако, «имеют право»: это их страна и они могут себе позволить покричать и напомнить чужакам, кому страна действительно принадлежит, а кто тут «проездом». Да, полиция их разогнала, но «чужаки» про себя всё поняли и урок усвоили, им и их детям здесь ещё жить и жить, а полиция не будет защищать их в режиме 24/7.

col07

Другое дело, что все правые в Европе, несмотря на кажущийся «ренессанс», давно уже играют на поле субкультуры. Это хорошо видно на примере немецких наци-хипстеров. Да и в большой политике их успехи краткосрочны: беглый просмотр последних 30 лет европейской политической истории позволяет увидеть, что правые проходят в правительство в годину экономических неурядиц, чтобы поддержать ряд непопулярных и необходимых экономических решений, после чего их очень быстро отодвигают на задний план, «до следующего раза». Идеология в Европе нынче не необходимость, а дело вкуса.

В то же время вкус — это неотъемлемая составляющая интеллектуального образа любого человека, поэтому респектабельные люди сегодня придерживаются правых взглядов. И это тоже важно в каком-то смысле: чтобы цивилизация не пала, нужно, чтобы процент людей, читающих классическую литературу, не опускался сильно ниже процента тех, кто предпочитает бульварное чтиво. Да и в новом XXI веке принадлежность к определённому клубу и субкультуре даёт свои ощутимые практические бонусы. В HoGeSe и исламистские ячейки люди идут по одним и тем же причинам: чувство локтя, единая цель, друзья на всю жизнь, ощущение исключительности. По понятным причинам нам, конечно, ближе и понятнее первые.

А вообще настоящие правые ценности («свобода, культура и рациональное мышление» или «греческая философия, христианская этика и римское право») в Европе давно уже победили и всё, что требуется от порядочных людей, — это напоминать обществу об опасности гипотетического отхода от них. Как на днях напомнили протестующие в Кёльне.

***

Начали мы с упоминания об одном здании — будет логично закончить материал упоминанием о здании совсем другом.

В Кёльне располагается не только самая большая мечеть в Германии, но и самый большой бордель во всей Европе. От него, простите за каламбур, тоже несёт оттоманским духом: он называется «Паша» (тур. paşa, «господин»). Мне кажется, что соседство в одном городе большой мечети и большого борделя скажет нам об истинном положении мусульман в ФРГ гораздо больше предвыборной программы любой правой немецкой партии.

Что ещё почитать по теме:

— 2013 Annual Report on the Protection of the Constitution: Facts and Trends (часть про исламистов очень познавательна)
— Lobbying for Civil and Religious Rights of Immigrants and Muslims: Desecuritization Strategies of Islamic Umbrella Organizations in Germany