Товарищ Прилепин упрощает

Русский писатель Захар Прилепин, патриот России, но при этом человек левых убеждений, написал хрестоматийно несуразный пост о «русском вопросе» в РФ. На примере данного текста очень хорошо видны все те больные места, в которых советская национальная парадигма (по-прежнему господствующая в нашей стране) плохо стыкуется с реальностью. Рассуждений о «русскости» в российском обществе становится всё больше и больше, и этот процесс — процесс становления национального сознания — уже не остановить. Но корректировать мнения искренне заблуждающихся людей тем более необходимо — в целях содействия благостным переменам и просто из человеколюбия.

prilepin

С самого начала своего поста Прилепин перечисляет разные национальности, воюющие сейчас за донецкий аэропорт — главное яблоко раздора сегодняшней «притихшей» Новороссии. И уже первое предложение оставляет подготовленного читателя в недоумении: «Самые тяжёлые бои у аэропорта вели три подразделения, которые возглавляют Моторола (он родом из Коми), Гиви (он грузин) и Абхаз (он абхаз)».

Во-первых, при чём здесь Коми? Если Арсений Сергеевич Павлов, он же Моторола, родился в Ухте, это не говорит нам о том, что он коми-зырянин. Русских в этой республике проживает почти в три раза больше, чем, собственно, коми, а сам Павлов свой вояж в Новороссию объяснил так: «Сел на поезд и приехал. Не вникал. Русские здесь, вот и приехал. Говорил уже: как только полетели коктейли Молотова на Майдане в сотрудников милиции, мне стало ясно — всё, это война. После того, как нацики заявили, что за каждого своего будут убивать десять русских, — ждать, когда угроза станет реальностью, смысла я не видел». Логично предположить, что Моторола всё же русский. Почему бы так и не написать? Потому что как-то обидно — остальные названы по национальностям, а несчастный Арсений Павлов «из Коми». Принцип-то должен быть один для всех, общий.

Во-вторых, другая звезда ополчения, Гиви, никакой не грузин. В одном из интервью он сказал, что он русский, ни про какие грузинские корни знать не знает, а родился и прожил всю жизнь на Донбассе. Перепутать с грузином его, конечно, легко, но человек сам о себе рассказал довольно недвусмысленно, и стоит отнестись к его словам с уважением.

Таким образом, если уж мы завели речь о национальном вопросе, с самого начала стоило сказать так: «Самые тяжёлые бои у аэропорта вели три подразделения, которые возглавляют Моторола (русский), Гиви (русский) и Абхаз (абхаз)». Чтобы оперировать реальными категориями, а не загонять себя в мир вредных иллюзий.

Дальше Прилепин говорит удивительную вещь: «Что не отрицает, конечно, что процентов 70 ополченцев — дончане, луганчане и русские ребята с Владимирской области, с Питера или из Сибири». Вообще, все очевидцы и участники, которых мне доводилось слышать, в один голос утверждают, что местных в ополчении процентов 90 как минимум. Да и в принципе странно. Получается, что за русских на Донбассе нерусские сражаются куда как более активно, чем сами русские? Абсурд, в который очень сложно поверить.

А дальше идёт совсем удивительная вещь. Прилепин говорит, что он «и сам русский националист», но есть русские националисты с именами («Егор Холмогоров, Константин Крылов, Просвирнин и поэт Игорь Панин»), а есть безликая «улица». И — насколько я понял — «улица», по Прилепину, неправа.

И это занавес.

Видите ли, Захар, дело в том, что улица не может быть неправа. Кучка интеллектуалов — может, а безликая улица — нет. Потому что улица и есть правда. Улица = народ. А русский народ недоволен тем, что на его улицах стало слишком много чужих для него людей. И это — проблема. И с ней надо что-то делать.

Проблемы такие не решаются разъяснениями улице, что она неправа, и ей надо бы угомониться и разойтись. Улица ничего не слышит. Услышать могут Холмогоров или Крылов. А для улицы рецепт перемен существует только один: у неё из-под носа надо убрать то, что ей не нравится. Или она будет бузить дальше.

При этом русские, конечно, могут быть какого угодно этнического происхождения. На очень забавном ролике из Донецка Моторола называет Гиви хачом, и все присутствующие смеются над удачной шуткой. Проблем тут никаких нет, потому что все свои. Да и Абхаза (который, судя по выбору позывного, всё же считает себя абхазом) русские буду считать своим, и за героизм в Новороссии торжественно выдадут какой-нибудь «Русский орден». Однако в России русские чувствуют, что их всё больше и больше начинают окружать чужие. Которые тоже могут быть абхазами или грузинами, но при этом совсем не считают себя русскими. Вот такой парадокс.

Вот вы, Захар, пишете: «Но для русского человека исподволь навязываемое ощущение второсортности значит очень многое. Никто не хочет быть приставленным сбоку и кому-то чего-то обязанным на своей собственной земле». И это именно то, как многие русские начинают чувствовать себя в России.

Возьмём, к примеру, Коми. Почему русские в Коми уже как бы и не совсем русские (по вашим же словам)? Почему они обязаны изучать языки всевозможных коми в школах и институтах? Почему они, даже будучи большинством на своей земле, не имеют адекватного представительства в органах власти? Можно, конечно, сказать, что так сложилось исторически, что русские сами согласны на такой вариант общежития и ничем не возмущаются. Это правда, пока они действительно не возмущаются. Однако исподволь-то чувствуют.

Потому что в русском мире есть ещё одна особенность: для русских очень важна тема справедливости. И вопросы о справедливости, будучи однажды заданными, повисают здесь в воздухе до тех пор, пока на них не будет дан ответ. Справедливо ли такое положение дел? Вопрос этот, пока не произносимый вслух, висит в воздухе всех российских Комей и ждёт своего часа. В не меньшей степени, чем вопрос Украин и Белоруссий. Можно даже сказать, что это части одного и того же вопроса.

В конце концов, это начинают обсуждать даже на совершенно безумных патриотических мероприятиях, проводимых нашими властями. Вот недавно в здании Госдумы состоялось заседание, ни много ни мало, патриотической платформы «Единой России». И там, наравне с призывами запретить демократию и обуздать пятую колонну, происходили вот такие инфернальные диалоги:

«После этого речь председателя думского комитета по делам национальностей Гаджимета Сафаралиева казалась просто образцом миролюбия. Он лишь в очередной раз высказался за преподавание русского языка как родного в национальных республиках… Ирина Яровая поддержала коллегу. „У нас сейчас уровень владения языком для выпускников школ ниже, чем требования для мигрантов. Подчас выпускники вообще не могут говорить на русском языке“, — посетовала она».

Это вообще что? Наверное, если даже на ура-патриотических шабашах прорывается такой ад, то в данном вопросе что-то явно сильно не в порядке.

Я, конечно, согласен, что орать «Россия для русских» не стоит. И что надо просто брать и владеть тем, что и так твоё. И что у русских широкая душа, в которой хватит места всем, кто хочет с русскими жить вместе одной большой семьёй. Но я знаю и то, что в русских всё сильнее разливается злость, обида и страх перед лицом чужаков, и что всё чаще всё это выплёскивается наружу. Тот случай в московском автобусе, когда люди стали орать на какого-то корейца, чтобы он не мешал водителю и пересел, попал в прессу и стал известен. А сколько таких случаев в автобусах по всей России? Я и в своём автобусе сталкивался с подобным, когда какой-то азиат пытался расплатиться пятитысячной купюрой, а кондукторша заявила ему, что так нельзя и чтобы он выходил. Я, помню, даже защищал его, говорил, что она неправа, и если у неё нет сдачи, это не проблемы пассажира. И прекрасно помню, как зашикал на меня весь автобус, и какой-то дедок начал объяснять мне, что не надо, мол, их защищать. Что для них свои правила. И в конце концов его всё-таки заставили выйти. И как-то не укладывается этот выплеск ненависти со стороны не фанатов и гопников каких-то, а обычных пожилых людей с советским воспитанием, в картину русской широкой души и доброты.

И я думаю, что не стоит в этой ситуации говорить русским, что им надо бы подумать о своём поведении и «исправиться». И тем более объяснять эту необходимость тем, что иначе у них будут проблемы. В отношении озлобленных людей это не лучшая модель убеждения. Тем более в отношении людей, прекрасно сознающих, что в случае чего проблемы начнутся не у них, а у чужих. Потому что чужих мало, а русских — целые автобусы.

И, думается, если Моторола вдруг вернётся в свою Ухту, а там вдруг случится Кондопога, он будет не на стороне «двухсот народов России», а на стороне своего народа. Так же, как и в Новороссии.

Мне очень не хочется, чтобы русская ненависть взяла в итоге верх, потому что ненависть обычно приводит к плохим последствиям для всех, так уж она устроена. И именно для того, чтобы получилось по-хорошему, надо всё-таки стараться говорить правду, а не вешать людям на уши давно опостылевшую им лапшу. Даже если правда не нравится и не укладывается в идеологические схемы, вроде левацкой «дружбы народов» и примата социального над национальным.

Правда же такова, что русские на своей земле должны чувствовать себя не людьми, обязанными соблюдать какой-то странный режим тишины, чтобы ненароком никого не обидеть, а хозяевами. И только тогда наконец-то появится реальный шанс, что всё здесь устроится по справедливости.

И никто никого больше не будет незаслуженно обижать.