Раис Сулейманов: за что власти Татарстана преследуют эксперта по радикальному исламу

rais1

Поговорим о татарах и татарском сепаратизме. 8 февраля в квартире казанского исламоведа и публициста Раиса Сулейманова прошел обыск: против него открыли уголовное дело по статье 282, часть 2. Как сообщает «Коммерсантъ», получивший копию постановления Следственного Управления СКР по Татарстану:

Сулейманов с 2011 года публиковал в социальных сетях и других интернет-ресурсах материалы, которые свидетельствуют о «якобы наличии в Республике Татарстан бандподполья радикальных исламистов, активных групп национал-сепаратистов и поддержке их большим числом сторонников из числа мусульман и татар, а также со стороны духовенства и представителей власти республики». Кроме того, по данным СУ, он заявлял о «массовом преследовании» русских в Татарстане. Из его публикаций «следует, что в Республике Татарстан имеет место пропаганда национальной исключительности татар».

Но прежде чем мы перейдем к истории преследования Сулейманова властями Татарстана, хотелось бы дать некий бэкграунд «татарской проблемы» в принципе, чтобы уважаемые читатели поняли, с чего вдруг местные власти выбесились на эксперта, которого нельзя заподозрить в призывах к экстремизму даже по самым безумным россиянским меркам. С момента покорения Казани Иваном Грозным русскими властями был взят курс на полную безоговорочную интеграцию татарского населения в российское общество и государство. Можно долго перечислять выдающихся русских интеллектуалов, офицеров и аристократов, имеющих татарское происхождение (вспомню лишь автора «Истории государства Российского» Карамзина, чей род ведет свое начало от Кара-мурзы), но факт в том, что если горнороссиянами с военной нежностью управляли наместники, а временами вообще военная администрация, то Казань была полноправной губернией, ничем не отличавшейся от прочих. Еще стоит отметить, что именно в Казани находился один из главных центров активности русского национализма и Черной сотни, местные русские были не забитыми «тожетатарянами», но активными участниками русского национального движения.

r01

Всё это кончилось с приходом советской власти, которая преобразовала Казанскую губернию, управлявшуюся непосредственно имперским центром, в Татарскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Более того, в советский период регулярно поднимался вопрос о преобразовании ТАССР в полноценную союзную республику наподобие Белоруссии или Украины. Если бы эти предложения были приняты, то либералы бы сейчас писали о древнем татарском демократическом государстве, евроинтеграции которого мешают проклятые ватные русские ирредентисты. К счастью, до такого безумия советские благодетели не дошли, но тем не менее организовали полуавтономное татарское государство, начали растить местные национальные элиты и активно пытаться разрушить результаты 500 лет русских усилий по интеграции татар. «Историческая самобытность», «возрождение национального языка» (к тому времени сильно подзабытого) и прочие усилия по превращению рядовых жителей рядовой российской губернии в «вiльных монголов», которых вот уже 500 лет угнетают «клятi москалi» посредством интеграции в высшую имперскую аристократию. Само собой, что если «клятiх москалей» (составляющих 40% населения Казанской губернии) прогнать, «КАМАЗ» разобрать на металлолом за ненадобностью (как на Украине уже обанкротили «Антонов»), а вместо Пушкина и Достоевского начать изучать священные писания муллы Саудита Ваххабита ибн Залупа, то сразу наступит счастье и зарплата по 10 000 ойро.

Вы будете смеяться, но именно это в 90-е годы задураченные советской властью и попытались сделать. Дальше я чуть-чуть поцитирую «Википедию», потому что любые комментарии тут совершенно излишни:

24 октября 1991 года Верховным Советом ТССР было принято постановление «Об Акте государственной независимости Республики Татарстан». 26 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Татарстан принимает Декларацию о вхождении Республики Татарстан в Содружество Независимых Государств на правах учредителя.; 21 марта 1992 года в Татарстане прошёл Референдум о независимости Республики Татарстан. На вопрос: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» проголосовало положительно более половины граждан республики, принявших участие в голосовании.

30 ноября 1992 года вводится новая Конституция Республики Татарстан, объявляющая его суверенным государством.

r02

15 февраля 1994 года в Москве Президент РФ Б. Ельцин и Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин от имени РФ и Президент Республики Татарстан М. Шаймиев и Премьер-министр Республики Татарстан М. Сабиров подписали договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». В заключённом договоре Татарстан объявлялся государством, объединённым с Россией. Согласно договору, Республика Татарстан получала право иметь свою Конституцию и законодательство, устанавливать и взимать республиканские налоги, вводить республиканское гражданство, устанавливать и поддерживать отношения с субъектами РФ и иностранными государствами, создать Национальный банк, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

13 ноября 1997 года Государственный совет Татарстана принял постановление о приостановлении выдачи паспорта гражданина Российской Федерации нового образца (Паспорт гражданина Российской Федерации образца 1997 года). В республике продолжили выдачу населению паспортов образца 1974 года (Паспорт гражданина СССР).

То есть, если совсем вкратце, граждане провозгласили себя независимым государством и долго отказывались соблюдать общероссийские законы, вплоть до отказа выдавать российские паспорта и учреждения собственных автомобильных номеров. Причем российский флаг на татарских номерах не печатали аж до 2005 года, когда путинская администрация (скажем ей за это спасибо) заставила Госсовет Татарстана утвердить новый договор о разграничении полномочий с федеральным центром, окончательно покончивший со статусом Татарстана как государства в государстве. Вместо этого государство в государстве начали строить в Чечне.

Но старые привычки умирают с трудом. Или, в случае Казанской губернии, не умирают вообще — чистку рядов татарской элиты никто не проводил, «герои 90-х» не только не получили никакого наказания, но и сохранили свои должности (покидая их лишь по старости и в результате борьбы с другими татарскими кланами, также разделявшими фантазии о независимости). С 2005 года татарские сепаратисты копили деньги, власть и влияние, мечтая о реванше.

r03

Какое отношение к этому всему имеет дело Раиса Сулейманова? Очень простое: татарские элиты дошли до нехитрой мысли, что светский татарский национализм, татарский национализм европейского порядка слишком слаб и беспомощен, чтобы выступать в качестве обоснования их права на власть. 500 лет совместной жизни с русскими всё-таки не прошли даром, и развернуть кампанию про «угнетение москалями» ОЧЕНЬ сложно — у татар даже своей УПА не было, не из чего строить национальный культ. Но если реальных национальных претензий нет, а незалежности хочется, то это не значит, что надо отказываться от мечтаний о Великой Татарии. Это значит, что претензии надо перевести из национальных в религиозные. Тут, впрочем, заковыка: татары хоть и мусульмане, но их ислам также крайне ассимилирован, для раскачивания обстановки он никак не подойдет.

Поэтому умные как утки татарские этнократические элиты решили заменить татарский ислам ближневосточным, а потом уже, от имени «обиженных правоверных», вновь потребовать возвращения старых порядков. В отличие от элит РФ, думающих в парадигме «хапнуть и сбежать», татарские элитарии всерьез обдумали постпутинское будущее и начали к нему готовиться. Татарские мечети наполняются арабскими и северокавказскими проповедниками, вокруг медленно расползается «Хизб ут-Тахрир» (уже начались парады с характерными черными флагами на улицах Казани), среди татарской молодежи входит в моду джихадизм. Прорусское духовенство выдавливают, а до сих пор аполитичные общины захватывают фанатики. Поджоги церквей, обстрелы НПЗ из гранатометов, убийства лояльных Москве духовных лидеров, бунты целых сел против присланных к ним радикальных имамов — все это в федеральной прессе замалчивается, заметается под ковер. «Ну да, столетия мирное Поволжье исламизируется и радикализируется, ну и что, дело-то житейское…»

r04

Тем более что чтобы отвечать на идеологические атаки радикалов, надо иметь перед глазами противоположный пример: пример процветающего, справедливого, сильного европейского национального государства. «Татарин, не ходи к исламистам, у них нищета и теракты, ходи к русским — у нас роботы и экспедиционный корпус на Аляске!» — этого же нельзя сказать. Да и, как известно, нет никаких русских, а есть «Рамзан Кадыров — патриот России», днем и ночью работающий на исламизацию Чечни. Чем можно увлечь татарскую молодежь в стране, где ролевая модель — диктатор-исламист, наглядно показывающий, что с помощью Корана и верных мюридов можно творить что угодно и ничего за это не будет?

Раис Сулейманов — это человек, первым нарушивший коллективное молчание татарских экспертов и начавший открыто писать, что:

1. В Поволжье распространяется ваххабизм, пророссийских имамов выживают и убивают, место умеренных мусульман занимают проповедники-ваххабиты.

2. Власти Татарстана практически не препятствуют радикалам, хотя расползание ваххабизма и салафизма происходит при свете дня, никто особо не таится. В Сирию на «джихад» уезжают и из Татарстана.

3. Более того, власти Татарстана аккуратно качают еще и национальную тему, вдобавок к исламистскому дискурсу готовя дискурс про «угнетенных москалямi вiльных монголов».

Сулейманова неоднократно предупреждали, что не стоит поднимать эту тему — вплоть до вызова к прокурору Татарстана еще в 2013 году. Предупреждали, одергивали, а теперь развернули прямую кампанию травли (вплоть до заказных постов в блоге известной треш-фитнесс-бабы Лены Миро, которая внезапно озаботилась качеством религиоведческой экспертизы по радикальному исламу), нарисовав 282 статью, проведя обыск и открыв «расследование».

Дополнительную пикантность «расследованию» придает тот факт, что господин Сулейманов много писал о росте турецкого влияния в Татарстане, о том, как аффилированные с правительством Турции движения и организации проникают во власть и систему образования. Теперь мы на грани войны с Турцией (войска Юга России приведены в полную боевую готовность, на минуточку), но сажают не проповедников пантюркизма, а вскрывшего их деятельность Сулейманова.

Преследование Сулейманова можно описать лишь двумя словам:

Государственная.

Измена.

r05

Небольшая часть публикаций Раиса Сулейманова:

Публичная политическая активность исламских фундаменталистов в городах Поволжья: формы, состав участников, реакция общества и государства // X Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. Москва, 2-5 июля 2013 г. / редкол.: М. Ю. Мартынова и др. — М.: ИЭА РАН, 2013. — С. 288

Исламский терроризм в современном Татарстане: ваххабизм на практике // Публикация на портале apn.ru

Исламский терроризм в Поволжье на современном этапе: масштаб, потенциал угрозы, меры противодействия // Этнокультурный и межконфессиональный диалог в Урало-Поволжском полиэтничном пространстве: исторический опыт и современность. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции

Этнолингвистический конфликт в современном Татарстане: борьба за русский язык в школах национальной республики // Языковая политика и языковые конфликты в современном мире: Международная конференция (Москва, 16–19 сентября 2014): Доклады и сообщения

Мигранты и их роль в распространении радикальных течений ислама в России: причины, проявления и последствия // Идеологическое противодействие этнорелигиозному терроризму в современной России: сборник статей по вопросам возникающих угроз в этнокультурной и религиозной среде и методикам противодействия радикализации этнорелигиозного фактора и профилактики конфликтов на этнорелигиозной почве

Мусульмане Поволжья в рядах Талибана и ИГИЛ: масштаб проблемы, механизм вербовки, последствия // Всероссийский съезд российских востоковедов с международным участием «Россия и восток: взаимодействие стран и народов»

Арабские благотворительные фонды в Татарстане и их влияние на мусульманскую общину региона в 1990-е годы // Евразийские исследования. — 2010. — № 4 (12). — С.93-98

Организованные преступные группировки (ОПГ) и салафизм: сращивание религиозного фундаментализма и криминала в Татарстане // Вторые Саматовские чтения: материалы научно-практической конференции / сост. Якупов В. М. — Казань: Иман, 2011. — С.44-52

Ваххабизм в российских тюрьмах: распространение и последствия // Ислам и государство в России: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 225-летию Центрального духовного управления мусульман России — Оренбургского магометанского духовного собрания. Уфа, 22 октября 2013 г. / составители: Р. М. Мухаметзянова-Дуггал, А. Т. Ахатов, И. В. Фролова, В. С. Хазиев / под общей ред. А. Б. Юнусовой. — Уфа: ГУП РБ Уфимский полиграфкомбинат, 2013. — С.258-264