В поздние советские времена, уже в брежневскую эпоху, Женский день воспринимался как само собой разумеющийся праздник. Почему праздник? Почему восьмого марта? Неважно — дари конфеты, покупай цветы, да и всё. Должен же у женщин быть свой профессиональный праздник.
После распада СССР некоторое время было принято искать повсюду длинную руку спецслужб, и в невинном Международном женском дне начали находить феминизм, коммунизм, а в некоторых кругах — чуть ли не замаскированный еврейский Пурим (не будем показывать пальцем, но об этом писал даже Кураев).
Главное: мировой сионизм тут ни при чём. Но праздник действительно имеет коммунистическую историю — о ней мы и поговорим.
Считается, что отмечать Восьмое марта придумала немецкая социалистка Клара Цеткин, но это не совсем так. Впервые идея праздновать международный день трудящихся женщин появилась в США: в феврале 1909 года с таким предложением выступила Социалистическая партия Америки. Партия тогда переживала свой триумф и находилась на пике популярности (на президентских выборах 1912 года кандидат от социалистов Юджин Дебс набрал целых 6% голосов — побить рекорд с тех пор не удалось ни одному левому политику).
Социалисты предложили праздновать национальный женский день в последнее воскресенье февраля. В качестве предлога выбрали акцию Международного женского союза, прошедшую в Америке в 1908 году — участницы требовали равной оплаты труда для мужчин и женщин и права голоса. Хотя некоторые источники (более поздние) и называют днём забастовки 8 марта 1908 года, подтверждений этому нет. Традиция продержалась всего несколько лет и к началу Первой мировой войны оказалась позабыта.
В 1910 году был еще жив Второй интернационал. Под эгидой этой прекрасной организации с 1907 года проходили международные конференции женщин-социалисток. Первая состоялась в Штутгарте в 1907 году, вторая — в датском Копенгагене в 1910-м.
Именно там Клара Цеткин, отвечавшая в немецкой социал-демократической партии за работу с женщинами, предложила учредить международный день солидарности женщин-трудящихся. Она редактировала «боевой листок» для женщин, газету Die Gleichheit, «Равенство», и возглавляла женское отделение партии, основанное как раз в 1907 году.
Несмотря на фамилию, Цеткин не еврейка. Её отец — немецкий сельский учитель Готфрид Эйснер, на досуге игравший на органе в лютеранской церкви. Мать — француженка по имени Жозефина. В российских СМИ можно встретить утверждения, что Жозефина была дочерью некоего Жана-Доминика Виталя, адъютанта Наполеона, но иностранные источники называют его просто участником революции 1789 года и наполеоновских войн. Мать Цеткин не занималась революцией профессионально, но пылала духом борьбы, и маленькой Кларе вместо колыбельных пели чуть ли не «Марсельезу». Жозефина Эйснер была одним из пионеров женских движений, организовала первый в городе клуб женской гимнастики и лично знала предводительниц немецкого женского движения — Августу Шмидт и Луизу Отто-Петерс.
В начале 70-х годов семья переехала в Лейпциг, и Клара поступила в частное заведение, готовившее учителей. Там она познакомилась с так называемым «русским кружком». Частично в него входили студенты, частично — политические беглецы из России. К последней категории относился будущий муж Клары, давший ей свою фамилию — Осип Цеткин. Он был выходцем из небедной еврейской семьи, но увлекся народническим движением и бежал в Германию, опасаясь последствий. На новом месте Осип работал плотником и состоял в социал-демократическом кружке, где и познакомился с Кларой Эйснер.
Цеткин нельзя назвать выдающимся теоретиком или заметным революционером, но он оброс в Германии связями и даже завёл знакомство с лидерами немецкой социал-демократии — Бебелем и Либкнехтом. Правительство его заметило; Осипа депортировали из Германии как «нежелательного иностранца», и он осел во Франции. Вскоре к изгнаннику присоединилась и жена, уехавшая из Германии после принятия «Исключительного закона против социалистов».
«Закон против вредных и опасных стремлений социал-демократии», опубликованный в немецкой газете. Согласно закону, деятельность всех социалистических организаций была запрещена везде, кроме рейхстага и ландтагов
Осип Цеткин умер во Франции в конце 80-х годов от туберкулеза. Вскоре «Исключительный закон» Бисмарка отменили, и Клара вернулась в Германию. Постепенно она набрала вес в социал-демократическом движении, найдя свою нишу — борьбу за права трудящихся женщин. Что касается личной жизни Цеткин, то со временем она стала напоминать низкобюджетный латиноамериканский сериал. Например, второй муж Клары, художник Георг Фридрих Цундель, был почти на 20 лет младше её (Цеткин исполнилось сорок, мужу едва перевалило за двадцать). Брак смотрелся странно, и вся немецкая социал-демократия укоризненно посматривала на возлюбленных, а Бебель так и вовсе призывал Клару одуматься. К тому же Цундель придерживался прямо противоположных взглядов и с началом Первой мировой назло жене (к тому времени влиятельной пацифистке) записался добровольцем в немецкую армию. Позднее Георг Фридрих развелся и женился на дочери немецкого миллионера Роберта Боша, главного спонсора той самой газеты «Равенство», которую редактировала Цеткин.
Молодой сын Клары, Константин, стал любовником её лучшей подруги Розы Люксембург, которая была старше его на полтора десятка лет. Теперь уже Цеткин выступила против этой связи — подруги поссорились, несколько лет не разговаривали и возобновили отношения только после расставания Люксембург с молодым любовником. Такая вот латиноамериканская социал-демократия.
К началу ХХ века Цеткин сделалась одной из самых заметных женщин в мировом социалистическом движении. В отличие от подруги Розы Люксембург, больше увлечённой политикой, Клара в первую очередь работала по женской теме. Действительно, женский вопрос на тот момент был благодатной почвой для пропаганды. Промышленная революция и развитие капитализма сделали труд доступным и для женщин тоже — усложнившаяся техника уже не всегда требовала физической силы и выносливости. Индустриальное общество постепенно сделало большую часть домашних обязанностей женщины бессмысленным: больше не приходилось печь хлеб и шить одежду. Даже воспитание детей можно было при желании передоверить детским садам и школам. Промышленность же беспрестанно требовала новых рабочих рук.
Однако сказывались инерция и социальный консерватизм — женский труд не спешил распространяться. Работали в основном незамужние женщины. Выйдя замуж, они бросали работу, поскольку женатый мужчина получал повышенную зарплату, рассчитанную на содержание всей семьи. Женщинам же платили меньше, а кроме того они повсеместно не имели избирательных прав.
Словом, питательная среда для возникновения различных движений. Тут нужно заметить, что Цеткин нельзя назвать феминисткой: левые и феминистки сотрудничали редко и неохотно. Маркс и Энгельс называли феминисток «полубуржуазными ослицами», а феминизм считали тупиковым ответвлением буржуазии, и эту точку зрения вполне разделяли все остальные социалисты.
В женском движении начала ХХ века наметилось два основных течения: суфражистки (боровшиеся за предоставление избирательных прав) и «марксистский феминизм» (это название возникло значительно позже). Недоверие социалисток к суфражисткам в принципе было до некоторой степени обоснованным — последние обожали провокации и по мере сил изображали женщин общественно опасными существами, которым ни в коем случае нельзя доверить такую ответственность, как право голоса.
Особенно отличились британские суфражистки под предводительством Эммелин Панкхерст. Они переворачивали скамейки, били стекла, бросались под копыта экипажей, резали картины, плевали в лицо полицейским. Суфражистки подожгли особняк Ллойд-Джорджа — твёрдого сторонника избирательных прав женщин. Зачем поджигать дом потенциального союзника? Потому что проклятый яйценосец, вот почему!
Особенно забавно, что лидер британских суфражисток Эммелин Панкхерст с началом Первой мировой войны внезапно превратилась в патриотку: «Дамы, наш долг перед отечеством — встать к станку вместо наших доблестных мужчин, ушедших воевать с проклятыми гуннами. Боже, храни королеву! Правь, Британия!» В конце концов Панкхерст, плевавшая в констеблей, закончила в Консервативной партии, так и не дожив до всеобщих избирательных прав. К слову, американские суфражистки, занимавшиеся вместо погромов и вандализма пропагандой, получили заветное право голоса гораздо раньше англичанок.
Трейлер фильма «Суфражистка» (Великобритания, 2015 год). В роли Эммелин Панкхерст — Мерил Стрип
Суфражисток и феминисток значительно больше политики увлекали отношения полов, а самых радикальных особенно вдохновляла борьба с мужлом, проклятыми патриархальными угнетателями женщин. Феминистки, в том числе и «первой волны», порой скатывались в откровенный гендерный шовинизм и мужененавистничество.
Марксистки, напротив, хорошо относились к мужчинам и призывали женщин быть хорошими женами и соратниками мужчин в классовой борьбе. Они признавали угнетенное положение женщины, обосновывая его порочной капиталистической системой, и утверждали, что капитализм угнетает трудящихся так же, как мужчина угнетает женщину. Решение проблемы они видели в разрушении капиталистической системы и создании бесклассового общества, в котором само собой исчезнет всякое угнетение. Борьба женщин за свои политические права виделась им частью войны с капиталом.
Позже в среде марксистских феминисток появились более радикальные авторы. Некоторые из них отрицали брак, семью и гендерные роли, что сближало их с радикальными феминистками. Но Клара Цеткин занимала вполне умеренные позиции. Она хорошо относилась к браку — более того, в ее версии идеальной женщине полагалось быть настоящим сверхчеловеком: работать, вести хозяйство, заботиться о муже, делать революцию и одновременно воспитывать подлинных борцов за освобождение пролетариата. По ее собственному утверждению,
«долг матерей — заботиться о том, чтобы пролетарские юноши приходили в казармы пропитанными социалистическим духом и твердо знали, против кого обращать оружие, чтобы капиталисты никогда не могли их использовать в борьбе против „внутреннего врага“».
В конце лета 1910 года в Копенгагене в рамках очередного конгресса Второго интернационала проходила Международная женская социалистическая конференция — участие принимали около ста делегатов из 17 различных стран. Собравшиеся обсуждали проблемы социального законодательства, образования, здравоохранения, изнасилования кровавым русским царизмом финской автономии и прочие дорогие сердцу всякого социалиста вещи. Именно тогда было решено установить Международный день трудящейся женщины — по образцу Международного дня солидарности трудящихся 1 мая, тоже придуманного Интернационалом.
Любопытно, что на конференции много спорили. В частности, английские делегатки выступали за сотрудничество с суфражистками в вопросах борьбы за избирательные права, тогда как социалистки считали, что женское движение должно быть частью общего социалистического движения борьбы трудящихся. В советских источниках это описывалось так:
«На конференции женщин собрались делегатки семнадцати различных стран. Повестка дня предусматривает обсуждение ряда вопросов, в том числе и вопросы охраны материнства и младенчества, борьбы за восьмичасовой рабочий день, избирательного права женщин. По каждому пункту повестки дня возникают разногласия, только в одном царит полное единодушие; все признают, что важнейшая задача женщин — борьба с угрозой войны. Делегатки единогласно решают не жалеть ни усилий, ни жертв, чтобы сохранить в мире мир. Они все без исключения присоединяются к требованию немецких и австрийских делегаток воспитывать из молодежи настоящих социалистов, которые видят врагов только в своих эксплуататорах. На этой конференции Клара Цеткин, секретарь Международного женского секретариата, вносит предложение объявить 8 марта во всех странах Международным женским днем. Это историческое событие смогло произойти в результате долгой и самоотверженной работы „нашей Клары“, которая на протяжении многих лет возглавляет женское движение. В то время, когда „огненные знамения“ все настойчивей и чаще возвещают о приближающейся мировой катастрофе, женщины сплачивают свои ряды, чтобы лицом к лицу встретить опасность. Они единодушно устанавливают Международный женский день, который отныне будут проводить под лозунгом борьбы за права женщины».
Ремарка про 8 марта явно свидетельствует о том, что текст писался задним числом — о марте в тот момент речи не шло. Первые международные женские дни отмечались в разных странах в разное время как правило в честь какого-то конкретного события. Например, в 1911 году немецкие социалистки отмечали этот день 19 марта — в годовщину революции 1848 года. В России митинговали 2 марта, в Германии — 12 марта, в Австро-Венгрии — 9 марта. В США социалистки продолжали отмечать свой Национальный женский день в последнее воскресенье февраля. Даты праздников менялись. Как правило, их выбирали в местных ЦК, ориентируясь на одно из первых воскресений марта.
Стоит отметить, что никаким праздником Международный женский день поначалу не являлся: это было политическое мероприятие, на котором женщины-социалистки митинговали на улицах с плакатами, прославляющими Парижскую коммуну, требуя повышения зарплаты и выдачи политических прав. К тому же решения Интернационала носили рекомендательный характер, а женские митинги обычно собирали не очень много народа.
С началом Первой мировой войны Второй интернационал раскололся. Большая его часть поддержала свои национальные правительства, а меньшинство, в основном большевики, начало агитировать за превращение империалистической войны в гражданскую. Надежды радикальных социалистов на срыв мобилизаций не оправдались. Поначалу левые придавали важное значение женскому движению, которому полагалось «бороться за мир». Однако никаких серьезных акций в связи с начавшейся войной провести не удалось.
В годы войны Цеткин была ближе к Ленину, чем к немецким социал-демократам, но и его радикальные тезисы поддерживала не целиком. Однако после победы большевиков в России она окончательно примкнула к Ильичу и практически переехала жить в РСФСР. Именно в этот момент День борьбы трудящихся женщин становится официальным советским праздником. Произошло это на международной конференции коммунисток в Москве в 1921 году — «по совету болгарских делегатов» Днем борьбы трудящихся женщин выбрали 8 марта.
Клара Цеткин и её соратницы на Международном коммунистическом конгрессе в Москве, 1921 г.
Дату выбрали неслучайно. 23 февраля 1917 года начались первые массовые протесты в Петрограде, женщины тоже митинговали. К ним примкнули путиловцы, потом митингующих становилось больше с каждым днём, и в конце концов началась революция. После перехода на новый календарь 23 февраля автоматически превратилось в 8 марта. Тут есть некоторая натяжка — новый праздник явно пытались приурочить ну хоть к какому-нибудь революционному событию; женщины в февральском перевороте, конечно, участвовали, но далеко не на первых ролях.
В первые годы после революции женское движение в РСФСР по инерции активничало. При новом Коминтерне учредили женскую секцию, секретарем которой после смерти Инессы Арманд стала Цеткин, но уже в 1926 году инициативу свернули. Чуть позже закрыли и женотделы — специальные органы при каждом региональном ЦК, занимавшиеся агитацией и пропагандой среди пролетарок.В СССР Клара Цеткин опубликовала брошюру с говорящим названием «8 марта — шаг к мировой революции», в которой писала:
«Международный коммунистический женский день — международный пролетарский революционный праздник — шаг к мировой революции. Его начали работницы Ленинграда — 8 марта 1917 г. Твердая, непоколебимая рука ленинградских работниц бьет во все колокола революции! 2-я международная конференция коммунисток в Москве в 1921 году оценила громадное историческое значение ленинградского выступления работниц. По предложению болгарских товарищей конференция единогласно постановила под всеобщие неумолкаемые аплодисменты, что международный женский день должен иметь место ежегодно в день 8 марта.
Конференция энергично подчеркнула революционное значение и революционные задачи женского международного дня. 2-я международная конференция коммунисток поставила женский день под историческое знамя русской, пролетарской революции. Требования женского дня должны касаться всякого рода мероприятий, которые поддерживают в пролетариате силу и стремление к борьбе, подрезают когти стабилизирующемуся капитализму, служат к смягчению нищеты трудящихся женщин и эксплуатируемых. К этим требованиям присоединяется клич революционной солидарности: Ворота тюрем — настежь для революционных борцов! Освобождение страдающих и истязуемых!
В воспоминание великих событий 1917 года наш настоящий международный женский день должен быть пролетарским праздником. Праздник этот означает собирание сил, вооружение сил для революции. Этот праздник укрепляет пролетарский единый фронт, который под руководством Коммунистического Интернационала двинется на мировой капитализм. Праздник этот — шаг к мировой революции!»
СССР — первая страна, признавшая этот праздник на государственном уровне. Однако в классическом советском варианте в этот день принято было гневно потрясать рукой в адрес проклятого капитала и славить борьбу за освобождение трудящихся.
Вслед за Советским Союзом 8 марта в качестве женского праздника стали отмечать в других коммунистических странах. Как и многие другие ритуалы и традиции, прочно вошедшие в современную жизнь (пышное празднование 9 Мая, новогодние поздравления генсека по ТВ), Международный женский день стал выходным только в 1966 году, уже при Брежневе. Тогда же появился обычай дарить на 8 Марта цветы и конфеты, и праздник из дня борьбы за мировую революцию превратился в день всех женщин.
С середины 70-х ООН рекомендует отмечать 8 марта Международный день борьбы женщин за свои права. Обычно к этой дате приурочивают разнообразные акции, призванные обратить внимание на женские проблемы. По советскому образцу праздник отмечают в следующих странах: Афганистан, Ангола, Буркина-Фасо, Камбоджа, Куба, Гвинея-Биссау, Эритрея, Монголия, Лаос, Вьетнам, Уганда, Замбия, Македония (выходной только для женщин), Китай (сокращенный рабочий день для женщин), бывшие советские республики, кроме Прибалтики. В остальном мире (особенно в США) гораздо больше внимания уделяют Дню матери.
Карта стран, официально празднующих 8 марта. Красным отмечены страны, где этот день является нерабочим для всех. Синим — нерабочий только для женщин
Хотя современный женский день 8 Марта и имеет коммунистические корни, люди, которые в этот день принимают или дарят подарки, обычно понятия не имеют, что он связан с Февральской революцией и прочей борьбой угнетённого пролетариата с кровавым царизмом. Праздник окончательно растерял своё первоначальное содержание и превратился просто в день всех женщин — как 23 Февраля стал днём всех мужчин. Это ещё одна привычная брежневская традиция, такая же, как «голубой огонёк», салат Оливье и парад 9 Мая.
Здесь есть определённая доля иронии: праздник войны с гендерными стереотипами превратился в главный гендерный стереотип. Что может быть дальше от революции и войны полов, чем цветочки, конфеты и плюшевые игрушки?
Бороться с Восьмым марта бессмысленно, да и незачем. Если на 23 Февраля ещё можно пошутить про героически сбежавшую от кайзеровских частей Красную Армию, то к 8 Марта нет даже таких претензий. Это не праздник освобождения женщины от кухни, но и не праздник возвращения к домострою — это просто день всех женщин.
Нормальность переварила социализм. С праздником.