Текст:Беньямин Биддер, совместно с Аннетт Лангер, Spiegel. Перевод: Кирилл Каминец, «Спутник и Погром»
Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич обнаруживает наследие Советского Союза в Восточной Европе и объясняет провал демократии в России и Белоруссии. Портрет женщины, у которой много вопросов.
Полдень принёс сюрпризы. Новостные агентства передали: «Нобелевской премией по литературе в этом году награждается белоруска Светлана Алексиевич».
Простите, кто? Из какой страны?
Алексиевич 67 лет, она живёт в Минске, столице Белоруссии — маленькой страны с населением, едва достигающим 10 млн человек. Но Нобелевскую премию она получила, поскольку в своих книгах обличает свою «большую родину», империю, которая распалась четверть века назад, но продолжает жить в головах множества людей — Советский Союз. Она считает себя «белорусской писательницей». «Одновременно я ощущаю и принадлежность к советской культурной общности», — говорит писательница.
Тема Алексиевич — провал демократизации в Восточной Европе. Из окна кухни своей минской квартиры Алексиевич может наблюдать, как ездит на работу Александром Лукашенко, белорусский президент вот уже 21-й год. Он известен как «последний диктатор Европы». По соседству, в России, Владимир Путин тоже установил полный контроль над телевидением и парламентом. В национальный праздник 9 Мая красные флаги вновь реют над русскими городами.
Укол иголкой в Путина
«Время секонд хэнд» — так Алексиевич назвала свою последнюю книгу. В ней она спрашивает русских об их чувствах после развала Советской империи. «Россия поднялась с колен. Это опасный момент», говорит один из интервьюируемых.
Награждение Алексиевич также является уколом для человека, которого Нобелевский комитет даже не назвал по имени: Владимира Путина. Алексиевич — дочь белоруса и украинки, родившаяся на Западной Украине — поддержала революцию Майдана («Люди хотят новой жизни, и они готовы сражаться за неё»). Аннексию Крыма она осудила, посчитав её «преступной»: «Как можно было нарушить этот хрупкий послевоенный мир?».
Западу тяжело разговаривать с Путиным. Он целиком перешёл к политике силы. Стремление Запада к диалогу хозяин Кремля считает слабостью. «Конечно, это правильно, желать диалога, но надо понимать, с кем ты вообще имеешь дело», — заявила Алексиевич в 2014 году в интервью журналу SPIEGEL. Запад якобы забыл, «что у русских совсем другая ментальность».
«Очень агрессивные люди»
Русские и белорусы, считает Алексиевич, сознательно решились на возвращение к авторитаризму. Их противоречия с Западом и под другим руководством не исчезли бы. Иностранцу это тяжело понять. «Только советские люди понимают советских людей, — говорит писательница. — В каждом русском сидит маленький Путин».
На Востоке сначала «70 лет обманывали народ, а потом 20 лет грабили». Это вывело в России и Белоруссии «очень агрессивную породу людей, представляющую опасность для мира».
Для московских ястребов Алексиевич стала объектом ненависти. Популярный у радикалов интернет-портал «Свободная Пресса» в июне писал, что она призывает «к войне с Россией». Алексиевич, по мысли журналистов, надеялась, что это повысит её шансы на Нобелевскую премию. И вообще она якобы «американский проект».
Холодными оказались и поздравления белорусского Министерства иностранных дел. Ведомство приветствует награждение «соотечественницы» и «первое награждение гражданина нашей суверенной страны». Белорусские чиновники выражают надежду на дальнейшие награды для белорусов. О трудах Алексиевич не было сказано ни слова. На западную марионетку писательница совсем непохожа — конечно, Лукашенко она обозвала «психопатом», но о его прозападных противниках отозвалась не менее жёстко: у оппозиции («культурологи, мечтатели и романтики») нет ни концепции, ни программы.
Когда Алексиевич даёт интервью, то часто отвечает журналистам вопросами. Главный из них: «Почему все наши страдания, страдания наших дедов и прадедов не принесли свободы?»
Оригинал материала на сайте Spiegel
Также читайте: Нобелевская премия Алексиевич: что это значит для русских