Текст: Дэниел П. Вайдич, Fоrеign Роliсу. Перевод: Александр Заворотний
Политика Трампа в отношении России лучше, чем у Обамы: после окончания холодной войны Соединённые Штаты никогда не действовали в отношении России столь жёстко
Приглашение Дональда Трампа российскому президенту Владимиру Путину посетить Белый дом вызвало к жизни оживлённую дискуссию о сущности политики США в отношении России. И вполне обоснованно: весьма неприятно вспоминать, что в ходе президентской кампании 2016 года кандидат Трамп заявлял, что Путин — «сильный лидер». Кажется, у Трампа довольно странное определение лидерства; то, что Путин вторгается в соседние страны, бросает в тюрьму или изгоняет из страны политических оппонентов, уничтожает свободные СМИ в России, кажется, никак не влияет на оценку американским президентом хозяина Кремля.
Пока Трамп нахваливал Путина, из программы Республиканской партии мистическим образом исчез пункт об оказании военной помощи Украине. Ещё более возмутительным следует считать трамповские сравнения США с Россией. «Не думаете ли вы, что наша страна безгрешна?» — поинтересовался он у ведущего Fox News Билла O’Рейли, проведя немыслимую параллель между действиями правительств двух стран.
Однако прошло более года с тех пор, как Трамп стал президентом, и страхи, вызванные его ранними заявлениями о России, не сбылись. Если отбросить в сторону деланно приятельские личные отношения с Путиным, политика Трампа по отношению к России оказалась явно более жёсткой, чем у Обамы. В течение 14 месяцев администрация Трампа сделала следующее:
— Санкционировала поставку летального вооружения Украине. Если Барак Обама последовательно отвергал возможность поставок такого оружия Украине после российского вторжения в 2014 году, то Трамп, по слухам, лично одобрил такую меру. Если он и посоветовал подчинённым приуменьшить значение этого решения, то это совершенно неважно. Трамп пошёл даже дальше и согласился продать Украине противотанковые ракетные комплексы «Джавелин». Это означает серьёзное изменение в балансе сухопутных сил. Разумеется, у Москвы сохраняется общее военное преимущество, но американские «Джавелины» в украинских руках поумерят пыл Кремля, если речь зайдёт о полномасштабных боевых действиях.
— Закрыла два российских консульства, не считая второстепенных дипломатических зданий, и выслала 60 дипломатов. Хотя Обама закрывал российские правительственные объекты в Мэриленде и Нью-Йорке, действия Трампа по отношению к консульствам в Сиэтле и Сан-Франциско, а также высылка десятков дипломатов следует считать беспрецедентными и жёсткими мерами.
— Ввела санкции в отношении российских олигархов и чиновников. В апреле Трамп утвердил санкции против почти 40 олигархов, контролируемых ими компаний, а также против множества российских государственных деятелей. Очень важно, что оправдание этих мер было сделано в самых общих выражениях, что даёт основания предполагать, что новые санкции могут быть введены вообще вне какой-либо связи с теми или иными действиями России.
— Расширила список Магницкого. Трамп мог с лёгкостью отказаться добавлять новые имена коррумпированных российских чиновников и лиц, уличенных в нарушении прав человека, в список Магнитского. Однако теперь в нём появились чеченский диктатор и соратник Путина Рамзан Кадыров и сын российского генпрокурора Юрия Чайки.
— Заставила зарегистрироваться американские филиалы российских пропагандистских СМИ RT и Sputnik в качестве иностранных агентов. Несмотря на все жалобы Кремля, министерство юстиции США потребовало у RT America, RIA Global, Reston Translator и T&R Prod зарегистрироваться согласно закону «О регистрации иностранных агентов». Все они теперь обязаны сообщать информацию о своём финансовом состоянии и действиях на территории США.
— Ввела дополнительные антироссийские санкции за КНДР, Иран и Украину. Белый дом принял меры против российских компаний и отдельных лиц в связи с продолжающейся оккупацией Крыма и Восточной Украины. Эти санкции коснулись даже наиболее высокопоставленных людей вроде замминистра энергетики РФ Андрея Черезова. Кроме этого, администрация Трампа обратила внимания на предприятия, оказывающие помощь в ракетных и ядерных программах КНДР и Ирана.
— Более чем втрое увеличила число оборонительных инициатив, направленных на предотвращение российской агрессии в Европе. На 2018 год Дональд Трамп утвердил бюджет Европейской инициативы перестраховки (ERI) в размере почти 4,8 млрд долларов. Это на 1,4 млрд долларов больше, чем выделила администрация Обамы на 2017 год.
— Трамп официально возложил вину на Россию за кибератаки «НеПетя» в прошлом году. Этот вирус, предназначенный для дезорганизации украинской финансовой системы, быстро распространился по всему миру, включая Данию, Индию и США. Администрация Трампа твёрдо заявила о своей уверенности, что эта кибератака «стала частью усилий Кремля по дестабилизации Украины; она ещё более явно доказывает российское вмешательство в текущий конфликт».
— Соединённые Штаты убили или ранили сотни российских наёмников и десятки российских солдат в Сирии. При администрации Обамы США были заинтересованы в организации взаимодействия с российской стороной в Сирии во избежание возможных инцидентов. Теперь американская армия обращает меньше внимания на действия России. Напротив, Путину следует проявлять максимальную осторожность. Реакция американских вооружённых сил на действия россиян в Сирии это доказала со всей убедительностью.
Видео, выпущенное Пентагоном вскоре после серии авиаударов по позициям Сирийской армии 7 февраля. В ходе ударов погибло около 100 человек, включая наемников из ЧВК Вагнера
Спустя год после вступления Трампа в должность президента оказалось, что его политика по отношению к России куда более жёсткая, чем у его предшественника. Она содержательна, она противоречит российским целям и совершенно не по нраву Кремлю. Этот факт оказался скрыт дипломатическими, имиджевыми увёртками и поведением самого президента. Кто-то в российском правительстве продолжает цепляться за идею, что Трамп на их стороне. Недавно глава российского МИДа Сергей Лавров озвучил собственную теорию. Как он заявил в интервью российской газете «Коммерсантъ», если Трамп «будет отказываться делать то, чего хочет подавляющее большинство членов Конгресса, а там такое большинство существует, ещё раз говорю, его вето будет преодолено».
Лавров прав в том, что конгресс поддержал и принял множество новых антироссийских санкций, и за это следует отдать ему должное. Но это никак не опровергает целей политики американского президента. У Трампа никто не требовал поставлять летальное вооружение Украине. Он был не обязан расширять список Магнитского и мог сослаться на соображения национальной безопасности, чтобы не добавлять туда новые фамилии. Министерство юстиции могло и не требовать у RT либо зарегистрироваться в качестве иностранного агента, либо прекратить свою деятельность на территории США. Трамп мог бы промолчать по вопросу отравления бывшего разведчика Сергея Скрипаля в Британии, а не принимать жёсткие меры против российских дипломатов.
Если после всего этого Лавров всё ещё верит, что американский лидер настроен на разрядку напряжённости, то его отрицание реальности граничит с наваждением. Политику Трампа в отношении России определяет он сам. Подыгрывает ли Лавров российским слушателям, отказываясь признавать, что вера Кремля в Трампа была ошибочной, или обманывается искренне — не так принципиально.
Меры, которые американский президент принимает против Кремля, вполне красноречивы. Если сделать скидку на понятные политические интриги и сомнительную манеру поведения Трампа, то следует признать, что он проводит в отношении России наиболее эффективную политику со времён окончания холодной войны.