Городок под названием Фергюсон (штат Миссури) с населением чуть больше 21 тысячи человек никогда бы не попал в топ новостей американских и мировых СМИ, если бы не масштабные беспорядки, вспыхнувшие там неделю назад и превратившие город в американский ремейк Майдана. Но то, что началось как случай гражданского неповиновения, быстро переросло в скандал общенационального уровня, вытащивший на поверхность колоссальные противоречия между населением и полицейским аппаратом в США.
Багдад? Кабул? Нет, Фергюсон, 13-го августа 2014-го!
Перевёрнутый бунт
9 августа 2014-го года чернокожий подросток Майкл Браун, которому было только 18 лет, напал на офицера полиции и попытался отобрать у него пистолет, за что и был застрелен. Или он не нападал на полицейского и даже стоял с поднятыми вверх руками, когда представитель правоохранительных органов взял и застрелил его безо всякой на то причины. Версии разнятся и, если честно, случаи убийства безоружных чёрных хулиганов в США не редкость: вспомните хотя бы дело Джорджа Циммермана. Но в этот раз народное недовольство на ограничилось кампанией в СМИ и митингами в стиле «мы придём ещё» — очень быстро акции протеста превратились в погромы, сопровождавшиеся обширным мародёрством и грабежами магазинов. Погромщики ограбили и сожгли даже местную автозаправку. Полиция, впрочем, не осталась в стороне и начала активно применять резиновые пули и слезоточивый газ. Основная масса погромщиков, как вы, наверное, догадались, отличается чёрным цветом кожи.
Полицейский снайпер целится в демонстрантов, 12-е августа 2014-го
Справедливости ради отметим тот факт, что полиция допустила немало просчётов после гибели Брауна: его тело пролежало на тротуаре 4 (!) часа, прежде чем его, наконец, забрали; не обнародовали результаты его вскрытия в наикратчайший срок; не опросили ключевых свидетелей произошедшего. Но решающую роль сыграл, конечно, этнический фактор (привет историям о плавильном котле наций).
Афроамериканцы составляют 2/3 населения городка, но в местном отделении полиции служат всего три чёрных офицера (ах, какая ирония!) и отношения между полицией и чёрным большинством Фергюсона всегда были… гм, несколько натянутыми и убийству 9 августа предшествовали другие подобные инциденты. Так что нынешний бунт имеет крепкую основу. Однако разбирать мутные и скучные вопросы американской расовой политики не очень интересно. А вот «военная» сторона нынешнего кризиса может дать пищу для размышлений.
Митинг 11-го августа 2014-го
Когда обстановка в городе накалилась до предела, над ним объявили бесполётную зону (!). Американские силовики для обеспечения порядка в этом городе вводят различные ограничения на свободное собрание граждан (привет конституции) по образцу методик контроля людских масс на оккупированных территориях в зоне военных действий. Периодически у кого-нибудь из полицейских не выдерживают нервы и они пуляют слезоточивым газом в тех, кто спрятался на своём заднем дворе (привет праву на неприкосновенность жилища). Да и вообще, в нынешнем кризисе отчётливо видно, что правоохранительные органы в Фергюсоне вооружаются как на войну: в их распоряжении бронированная техника, боевое автоматическое оружие убойной силы, очки ночного видения, тепловизоры, ослепляющие гранаты и т.д. и т.п. Большую часть этого снаряжения они закупили после событий 11 сентября 2001-го года, но некоторую часть техники и вооружения с началом фергюсонского кризиса им передала армия.
Ну а систематическое избиение и задержание погромщиков в массовом порядке (удар палкой или выстрел резиновой пулей ловили даже журналисты и фотографы, полицейский спецназ также задержал множество журналистов) в Фергюсоне было до недавних пор делом обычным. Буквально на днях полиция объявила в городе комендантский час, и в Фергюсоне до сих пор действует чрезвычайное положение.
«Чих-пых мне в рот, да эти чуваки как будто из Ирака приехали!»
Трудный вопрос
Как всем известно, Америка родилась в результате погрома, именуемого «Бостонским чаепитием», поэтому разгон фергюсонского «майдана» в стране восприняли довольно тяжело.
Реакция афроамериканской части США довольно предсказуема и разбирать её не стоит, у людей есть свой интерес, они его блюдут и ждать от них чего-то другого было бы глупо: в голове у них всех сейчас прокручивается сравнение с эпохой 1960-х годов, когда американским чёрным приходилось сражаться за получение гражданских прав. Гораздо интереснее была реакция политического истеблишмента США.
Многие влиятельные республиканцы (среди них Рэнд Пол, Тед Круз и Пол Райан) осуждают действия полиции в Фергюсоне по той простой причине, что «они куда больше похожи на ведение боевых действий, чем на охрану правопорядка». И произошедшее в Фергюсоне лишь подчеркнуло главную проблему – растущую «милитаризацию» полиции.
«Я пошёл в полицию не для того, чтобы прекращать полицейский беспредел, а для того, чтобы принять в нём участие»
Если в 1980-м году SWAT (фактически армейское спецподразделение в составе полиции) провёл 3 тысячи рейдов, то в прошлом году их количество достигло планки в 50 тысяч рейдов за год (!), и ведь это не предел: сегодня отряды спецназа имеют 89% полицейских департаментов в городах с населением больше 50 тысяч человек. И за этот период целых 50 американских мирных жителей погибли в ходе провалившихся спецопераций SWAT. Только за последние три года произошло 818 неприятных инцидентов с участием знаменитого полицейского спецназа – и это только на территории 11 штатов. Американское общество начинает понимать, какого монстра оно вырастило, надеясь на то, что он никогда не осознает свой разрушительный потенциал. Но, как показывают события в Фергюсоне, копам-солдатам творимый ими беспредел очень нравится, совсем как в анекдоте про разгон демонстрации мазохистов ОМОНом.
Только в 2012-м 409 американских граждан были убиты полицией – и большой вопрос, насколько все этим смерти были оправданны и можно ли было бы их избежать, если бы не убеждённость полицейских в допустимости использования насилия для разрешения конфликта.
Говоря о Миссури, где происходят описанные выше события: федеральные и региональные правоохранительные органы в этом штате начиная с 2006-го года получили 435 единиц бронетехники, 533 военных воздушно-транспортных средства и 96 783 единицы автоматического оружия. В Фергюсоне у них наконец-то представился шанс «потренироваться на живых мишенях».
И эта жуткая полицейская машина является куда большей угрозой для политических свобод американцев, чем АНБ, тихо собирающее данные со всего Интернета: как-то раз мэр Пеории (Иллинойс) послал SWAT штурмовать квартиру человека, который шутил над ним в твиттере. Да и в разобранном нами примере из Миссури видно, что полицейских солдат конституционными правами не очень-то и напугаешь.
«Stand tall for the beast of America / Lay down like a naked dead body, / Keep it real for the people workin’ overtime, / They can’t stay living off the government dime»
Окно геополитики
Вокруг Фергюсона сейчас очень много шумихи, которая мешает сесть и сделать правильные выводы. Главный из которых звучит так: в США не забалуешь. Да, общественность и пресса подняли вой до небес, но истинную причину беспокойства американцев мы рассмотрели выше – и, как жители репрессивной петрократии, мы не можем не согласиться с их доводами против военизации правоохранительных органов. Однако нельзя не подивиться безжалостной эффективности американской полиции в Фергюсоне.
Они колотят черепушки чумазых бунтовщиков резиновыми дубинками с энтузиазмом барабанщика «DeepPurple» Иэна Пэйса (а кое-кого уже подстрелили) – и ничто и никто не в силах их остановить: генпрокурор и Обама уже много раз призывали «стороны проявить умеренность», в город поставили чёрного полицейского, но толку от этого немного, столкновения продолжаются. Более того, даже если по итогам произошедших событий в полиции произведут масштабные кадровые перестановки, приведут туда больше чёрных сотрудников, начнут теснее сотрудничать с гражданским обществом, в итоге не изменится практически ничего. Протестующие начали с грабежей и уничтожения частной и государственной собственности, а в США за такое, несмотря на все лицемерные заверения «в обеспокоенности и желании начать деэскалацию конфликта», обработают по полной. Раскол между низами общества (а движущей силой всех беспорядков в городке являются именно низы) и полицией уже велик и продолжит расширяться в ближайшие годы; тут глубоко симптоматичным является случай убившего Брауна полицейского: за все 6 лет работы в полиции у него не просто не было нарушений, он был образцовым сотрудником с прекрасным послужным списком. Начальство может что угодно говорить перед прессой и гражданскими активистами, но внутри полиции отношение к произошедшему останется прежним: «грохнули нигру — да и фиг с ним, ещё больше убьём, если надо будет».
Всё правильно понимаете, девчата: в США вы не дождётесь ни правосудия, ни мира
Несмотря на глубинные социальные причины конфликта, не будем игнорировать расовый аспект ситуации. Точнее, лучше поговорим о том, как его можно использовать в своих интересах.
Неудача одного – возможность для другого. Проблема негров в США практически нерешаема, и лучшее, что американские элиты могут сделать, — так это удерживать недовольство этого сегмента населения в каких-то разумных пределах, стараясь избегать ситуаций, подобной той, что случилась в Фергюсоне (то же самое было в Лос-Анджелесе 1965-го). Но избежать их практически невозможно: афроамериканцы (в основной массе своей) были, есть и, судя по всему, останутся одной из самых бедных и уязвимых частей американского общества: среди них больше всего тюремных заключённых, они реже умирают естественной смертью, они меньше зарабатывают и т.д. Политкорректность позволяет лишь несколько сгладить самые острые углы их безрадостного и печального существования, но основные проблемы (нищета, болезни, бесперспективность, криминал) никак не решает. Пара чёрных политиков в Белом доме ничего не меняют для большинства чёрного населения. А это всё значит, что человек коварный и дальновидный может извлечь пользу из внутренних неприятностей Америки, просто поддерживая взбесившихся афроамериканцев.
Майкл Браун смотрит на WASPов как Ленин на кулаков
Заводятся они с пол-оборота, по-детски доверчивы, ненавидят американский истеблишмент и американский белый средний класс (становой хребет США как государства). Внимательный анализ информационного фона вокруг последних событий позволяет увидеть, что ни к какому диалогу американские негры идти не желают: своим чувством неблагодарности и помесью сельской бытовой хитрости с мелочной подлостью обитателя городских низов они очень напоминают…распропагандированных украинцев! Можно задать вопрос «А если бы Брауна пристрелил коп-латинос или коп-еврей, то бушевали бы афроамериканцы так же?» и сразу же получить положительный ответ: герой похожей истории Джордж Циммерман не был белым, но это не помешало чёрным американцам устроить громкий расистский скандал.
Они требуют того, требуют этого, всё им мало, а если дали много, то ещё и в лицо плюнут, скажут, что раньше и больше надо было дать. Недавно черные хакеры взломали муниципальную базу данных Фергюсона и выложили фото, биографии и контактные данные (включая домашний адрес и телефон) человека, который ведёт следствие по делу Брауна, и сделали то же самое с данными его жены, дочери и сына. Феерическая подлость, потрясающее скотство – настоящая находка для шпиона.
И конечно, чудесный народ с точки зрения любого, кто уже стал тяготиться американской гегемонией. Только представьте, какие перспективы открываются для любого, кто займётся обработкой всех этих замечательных людей. «Сегодня Фергюсон – завтра Нью-Йорк!» Они безо всякой шпионской помощи сделали некогда великий Детройт обанкротившейся помойкой, но чего они смогут добиться, если их направить…
С этой точки зрения даже неважно, чем закончится противостояние в Фергюсоне – важно то, что десять, двадцать, тридцать таких фергюсонов могут случиться в любой момент.