Chimpout: самое страшное и смешное американское шоу

chimpout

Это не спортивный чемпионат, не концертное турне и не странствующий цирк. Никакого календаря нет, и никто не знает, где или когда произойдёт следующий эпизод. Но каждый раз, когда это шоу всё-таки начинается, Америка замирает и прилипает к экранам телевизоров. Оторваться невозможно. Зрелище весёлое и страшное одновременно, круче, чем Nascar, родео, рестлинг и даже Super Bowl. Шокирующее, дикое, смешное. Действительно, вряд ли для белого американского обывателя что-либо может быть более завораживающим, чем толпа злых беснующихся негров. А если её при этом ещё разгоняют вооруженные до зубов полицейские!..

В этих ваших интернетах это называется «chimpout». Грубо говоря, «обезьяна вылезает наружу», «негры бесятся», «ведут себя как животные». Термин, конечно, предельно грубый и неполиткорректный, придумали его инфантильные тролли, но попробуем поговорить о нём серьёзно, разобраться. Возник он, понятное дело, не просто так. Если пробежаться по комментариям к любому видео о «чёрном беспределе», то вы удивитесь, как часто там фигурирует слово «chimpout», причем используют его не только тролли, но и «обычные американцы». Не говоря уже о том, что есть специальные (шуточные) сайты и блоги, посвященные этому явлению, и отдельная статья в Encyclopedia Dramatica.

Очередной chimpout происходит сейчас в городке Фергюсон в штате Миссури. Это пригород Сент-Луиса, где большинство населения — чёрные. Там в конце прошлой недели полицейский застрелил безоружного подростка, чернокожего (который до этого совершил ограбление, но кого это волнует). Сразу начались беспорядки. Полиция их жестко подавляла: слезоточивый газ, дубинки, задержания, все дела. По-американски так, без комплексов. Фишка в том, что для Америки это картина в общем-то не новая: такое уже видели, такое уже было. И не раз.

cmini1

Пожалуй, самые известные «расовые погромы» были в 1992 году в Лос-Анджелесе. Началось тогда всё из-за показанной по ТВ видеозаписи того, как пятеро белых полицейских жестоко избивают негра по имени Родни Кинг. В прессе эти беспорядки потом так и называли «Погромы Родни Кинга». Так вот, полицейских пытались судить, но Фемида встала на их сторону. И чёрный Лос-Анджелес восстал. Белых — в отместку за Родни и несправедливость судебной системы — ловили на улицах, вытаскивали из машин, избивали, насиловали. Были и разбитые витрины, и разграбленные магазины, и прочие радости, которые появляются, когда мегаполис или отдельные его районы фактически погружаются в анархию. Навести порядок властям тогда удалось не сразу.

Или случай, который в своё время породил множество интернет-мемов и был высмеян в «Южном парке». Флоридский дружинник-латиноамериканец по фамилии Циммерман в 2012 году застрелил 17-летнего негра, который показался ему подозрительным. Суд Циммермана поддержал, а вот афроамериканское сообщество — нет. Тоже были chimpout’ы по всей Америке. И в сети, и в реале.

Но это массовые мероприятия, командные виды спорта. Бывают и индивидуальные программы. 150-килограммовой негритянке не продали чизбургер? Получите! — Моноспектакль прямо в забегаловке, с криками, матом, переворачиванием столов и швырянием подносов. Красота! Зрелище! Сразу две такие негритянки не поделили что-то в метро или городском автобусе? Ещё круче! Начинается боксёрский поединок без правил и смысла. Пассажиры в роли зрителей поневоле. Хотя все достают телефоны и начинают снимать, радостно улюлюкая и подбадривая. Или вот такой персонаж:

Как говорится, just another day

А как не вспомнить замечательную игру в нокаут? Придумали её как раз чёрные подростки. Смысл прост: «вырубить» с одного удара любого встреченного на улице белого и запечатлеть всё это на камеру. Потом можно выложить на Youtube и собирать лайки. Или минусы. Но, в общем, это не так важно, главное — сам факт. Плюс внимание и резонанс. Fuck whitey!

Весёлая игра

Это всё Америка, детка. Chimpout — настоящий, по-своему уникальный социокультурный феномен. И американцы смотрят, комментируют, боятся и… смеются. Смеются над этими своими реалиями. Смеются, конечно, сидя дома в интернете. Там тихо и безопасно. Тучных бешеных негритянок нет, буйных подростков, орущих что-то несвязное на ebonics, тоже. Они где-то далеко. На улицах больших городов. Ржать над этим, не волнуясь о последствиях, позволяет как раз то самое чувство домашней защищенности, безопасности — и отдалённости, отстранённости от происходящего. Издеваться над запретным и страшным (неграми!!!) «в открытую», отпускать расистские шуточки на публике и вслух возмущаться дикостью «этих людей из гетто», конечно, мало кто отважится. И страх того, что засудят и посадят, оказывается сильнее, чем страх того, что побьют или застрелят. Хорошо, что есть Интернет.

У этих клипов сотни тысяч, миллионы просмотров. Многие из них, конечно, можно называть прикольными и смешными, но «подноготная» серьёзная и достаточно грустная: расовая проблема в США до сих пор жива. Более того, в XXI веке она приобретает новые, еще более извращенные формы, а вот как её решить, несмотря на все разговоры и дискуссии, никто не знает. Да, в Америке чёрный президент. Да, есть гражданское общество, affirmative action, объявленная победа над неравенством, межрасовая любовь, дружба и секс, баскетболисты и рэперы-миллионеры, а прав и привилегий как таковых у негров, может быть, даже и побольше, чем у белых.

Но большинство афроамериканцев по-прежнему живут бедно и безнадёжно. Гетто-районы, где не ступит нога белого человека, есть в любом большом городе. Детройт из сильной и процветающей «автомобильной столицы США» в угрюмый город-призрак начал превращаться как раз примерно, когда чёрные стали там абсолютным большинством. Уровень убийств, увечий, количество наркоманов, заключенных, больных СПИДом и другими заразами среди чёрных намного выше, чем у любой другой этнической группы. Многодетные матери-одиночки, проституция, банды, наркоторговля, разборки — всех прелестей не перечислить. Мы толком не можем понять, почему так сложилось, да и не нам (слава Богу!) ломать над этим головы.

cmini2

На эту тему написаны сотни книг и научных исследований, сняты тысячи телерепортажей, фильмов и т.д., и их авторы, наверное, ответили бы точнее. Белым, естественно, тоже достаётся. Уличная преступность, пассивно-агрессивная «тактика жертвы» негритянского лобби в политике и навязанный англосаксам коллективный комплекс вины (за рабство, ущемление в правах, Ку-клукс-клан и т.п.) — это лишь некоторые примеры.

Но важнее другое. Когда действовать начинает коллективное бессознательное, например, в виде обезумевшей толпы, просто так избивающей прохожих на улицах Нью-Йорка или отчаянно вымещающей свой праведный гнев на полицейском спецназе, обнажаются настоящие эмоции, настоящее отношение «чёрной массы» к «белой»: ненависть, зависть и презрение. Ненависть за 400 лет рабства и унижений: не простили. Зависть, потому что по-настоящему равными они в глазах белых так и не стали: не позволили. А презрение, потому что слабых презирают везде и всегда.