На территории будущих США первые масонские ложи появились в Филадельфии и Бостоне в 1731–1733 годах, а в 1745-м Северную Америку провозгласили отдельной масонской провинцией. Вскоре была основана Великая Провинциальная Ложа в Нью-Йорке, вследствие чего сам штат стал крупнейшим масонским центром страны. К началу 20-х годов XIX века в нём проживало около 20 тыс. «вольных каменщиков», которые были членами 480 лож. Так случилось, что в Америке распространение получил древний шотландский устав. Он состоял из 33 степеней посвящения. Впервые он появился в 1801 году в Южной Каролине и с тех пор завоевал популярность не только в Штатах, но и во многих других странах.
Остальные масонские системы — рыцари-тамплиеры, розенкрейцеры, «Совет императоров Востока и Запада», мемфисско-мизраимский обряд — пользовались меньшей популярностью.
Попав на благодатную почву, масонство стремительно распространялось по всей стране. Почти в каждом штате существовали свои Великая Ложа, Великий Совет или Святилище, Великий Стан Ордена Храма и Великий Капитул. с 1800 по 1826 год численность братства возросла до 200 тыс. человек, количество лож увеличилось с 480 до 8 000, а Великих Лож — с 14 до 26. Появлялись даже специальные ложи для цветного населения, а также промасонские женские организации. Были и те, кто на основе масонства создавали собственные объединения: Оранжисты, «Общество Тройной Связи» (Old Fellows), Друиды и многие другие организации и ордены, которые почуяли модную тенденцию того времени. Конечно же, сами масоны считали их неправильными, но спрос на подобные институты был, — значит, было и предложение.
Несмотря на популярность, только ступив на американский континент, масонство почти сразу же попало и под шквал критики. Источник его — конечно же, христиане. Братство «вольных каменщиков» осуждали в прессе и книгах. На служениях в церквях объясняли, что тем, кто верит в Иисуса, вступать в ряды масонства строго запрещается. Относительно лояльно к масонам относились лишь скандинавские лютеране, англиканская епископальная церковь, а также либеральные протестантские секты унитариев и универсалистов. Больше всего каменщики возмущали протестантов и католиков. Последние даже издавали антимасонские папские буллы и энциклики. В ордене они видели антихристианскую, подрывную и даже революционную организацию. Членов братства обвиняли в кощунстве по отношению к христианству: известно, что масоны приносили клятву на Библии, а также использовали в церемониале крест, алтарь и вино. При этом неприятие у христиан вызывала и вера масонов в Великого Архитектора Вселенной, который им представлялся универсальным божеством всех мировых религий.
В 1821 году в США началось «второе великое пробуждение», которое продолжалось вплоть до экономической стагнации 1837 года. За это время в команду к католикам и протестантам присоединились баптисты, «моравские братья», квакеры, меннониты, немецкие лютеране, амиши, голландские реформаторы-кальвинисты, методисты и прочие общества и общины, над учениями которых хотя бы один раз, но нельзя не посмеяться. Для них, как и для большинства обывателей страны, оставались непонятными цели и задачи мистических братств. В общем-то, с тех пор ничего не изменилось: масонов подозревали в тайных заговорах, сатанинских обрядах, махинациях, кровожадности и вообще во всех грехах. Отдельным пунктом стояло убеждение в том, что члены братств стремятся полностью захватить политическую власть в стране. И если сначала никто это всерьёз не воспринимал, то по мере наступления трудных условий экономической и социальной трансформации (в то время в стране происходила транспортная революция и промышленный переворот) общество стало относиться к масонам всё более настороженно.
Острее всего противоречия наблюдались на севере США и особенно в западных графствах штата Нью-Йорк, в «беспокойном округе» (The Burned-Over District). Эта область ещё задолго до описываемых событий стала зоной действия всевозможных религиозных экспериментаторов и своего рода полигоном для социальных экспериментов. Масонство тут исключением не стало. Подавляющая часть руководства действовавших в области партий, а также бизнесмены, политики, шерифы, издатели, судьи, банкиры и чиновники, включая губернатора штата Нью-Йорк Девитта Клинтона, состояли в рядах масонов. Более того, в орден входили не только богатые и влиятельные, но и часть представителей среднего класса. Как свидетельствуют современники, «масонство проникло во все сферы жизни штата Нью-Йорк».
В середине 20-х годов XIX века пазл из предпосылок создания антимасонского движения в Соединённых Штатах сложился полностью. Катализатором же послужило до конца невыясненное «дело Моргана». Капитан в отставке Уильям Морган в течение нескольких лет перед своим загадочным исчезновением жил в городах всё того же штата Нью-Йорк, занимался торговлей и ремеслом, чем обеспечивал себя, жену и двоих детей. Он входил в братство «вольных каменщиков» и заявлял, что «изучал науку о масонах около 30 лет». Известно, что отставной капитан принадлежал к ложе № 433 шотландского устава в нью-йоркском местечке Батавия. Он являлся «Возвышенным и Совершенным Мастером», а также был посвящён в дополнительные степени Королевской Арки (Royal Arch) и Великой Метки (Grand Mark).
Летом 1826 года Морган вместе с другим масоном по фамилии Миллер готовил к выходу в свет работу «Иллюстрации масонства». В публикации должны были разоблачаться тайные символы, жесты, обряды, ритуалы и пароли братства. Какие цели при этом преследовали бунтари, остаётся неизвестным. Зато доподлинно известно, что, узнав о выходе книги, их ещё вчерашние братья подожгли типографию и попытались сломать печатные прессы, после чего и вовсе добились ареста Моргана и Миллера. Пока те были за решёткой, квартиру Моргана тщательно обыскали, пытаясь найти рукописи неизданной работы. Но вскоре Моргана отпустили. Правда, в сентябре он оказался уже в долговой тюрьме. Его обвиняли в неуплате хозяину забегаловки 2,69 долларов. На следующий же день кто-то заплатил необходимую сумму, и Моргана снова освободили. И сразу же по выходу из каталажки несколько неизвестных нападают на экс-масона и силой увозят его в жёлтой карете, стремительно исчезая в ночи. Больше никто и никогда живым Моргана не видел.
Его исчезновение вылилось в длительный спор между масонами и их противниками. Первые старались закрепить в сознании людей образ Моргана как пьющего и психически нездорового человека, который любил брать деньги в долг и не возвращать их. Члены ложи, в которую входил бывший капитан, утверждали, что он сбежал в Канаду, а оттуда уплыл на корабле в неизвестном направлении. Были пущены слухи, что он примкнул не то к пиратам, не то к мормонам. Оппоненты же масонов считали, что его похитили свои же и совершили ритуальное убийство «отступника». Тем временем Миллер был по-прежнему жив и здоров; опасаясь за свою судьбу, он в спешке принялся заканчивать их общее с Морганом дело. И в 1827 году «Иллюстрации масонства» таки выходят в свет. В работе детально описываются внутреннее убранство ложи, церемонии открытия и таинства посвящения в три основные степени — ученика, подмастерья и мастера.
Реакция
Похищение, последующее убийство Моргана и появление книги всколыхнули общество северных штатов. Люди принялись стихийно создавать антимасонские комитеты, беднейшая часть общества стала выходить на улицы с протестами. Агрессивно настроенные толпы мелких ремесленников, бедных фермеров и рабочих нападали на масонов на улицах и закидывали их камнями. Примерно в то же время и появился термин, описывающий движение противников масонства — антимасоны. Тогда же к ним примкнули сотни издателей и журналистов, благодаря чему возник феномен «свободной прессы» — появилось множество независимых газет, поддерживавшихся государственными структурами, но на которые орден не имел никакого влияния. Антимасонская пропаганда приняла невероятных масштабов размах: в Нью-Йорке издавалось 46, а в Пенсильвании — 55 антимасонских газет и журналов. Возникшее стихийное народное движение в 1826 году возглавил нью-йоркский журналист, впоследствии известный политтехнолог Тюрлоу Уид. Общим лозунгом антимасонов стала фраза Remember Morgan! («Помни Моргана!»).
Достаточно резонансным стал и громкий судебный процесс подозреваемых в похищении и убийстве Моргана. В течение осени 1827 года масоны постарались снизить градус напряжения в обществе, но в итоге не только не добились успеха, но и вынуждены были признаться, что видели Моргана незадолго до исчезновения. Правда, Николас Чесборо и три его сообщника заявили, что не похищали и уж тем более не убивали Моргана, а лишь сопроводили его до границы с Канадой. Но им никто не верил. В итоге судья, который сам был масоном, назначил возмутительно смехотворный приговор в виде лишения свободы на срок от одного до шести месяцев. Конечно же, такое решение суда породило новую волну протестов. Напряжение возросло настолько, что уже губернатор Клинтон, сам будучи масоном, согласился создать специальный «комитет Моргана» для нового следствия по нашумевшему делу. Не в последнюю очередь сделал он это и для того, чтобы не лишиться популярности в штате. Такой вот антикризисный пиар.
Вскоре неподалеку от предполагаемого места убийства в водах озера Онтарио было найдено тело. Масоны поспешили похоронить неопознанного мертвеца, но группа их оппонентов, вопреки воле властей, сама провела эксгумацию и процедуру идентификации. В итоге Люсинда Морган узнала в утопленнике мужа.
При этом масоны продолжали гнуть свою линию и вести себя максимально высокомерно. Так или иначе, споры об этих событиях не утихали ещё долгое время. Интересно, что современные масоны придерживаются версии своих далёких предшественников и верят не в убийство, а лишь в таинственное исчезновение несчастного экс-капитана.
Появление новой политической силы
Антимасонское движение, которое изначально имело сильную религиозную подоплёку, ожидаемо стало политизироваться и довольно быстро переросло в течение социально-политическое. Причём не только в Нью-Йорке, но и во многих других штатах. Всё это вылилось в создание Антимасонской политической партии (1827). Организация отличалась довольно радикальной риторикой и даже некоторой долей экстремизма. Новая партия видела в масонах людей, контролирующих едва ли не все местные администрации в штатах, а также федеральное правительство. Решение проблемы сторонники партии видели в изгнании из госаппарата всех чиновников, которые принадлежали к братству, вплоть до президента США. Они отказывались голосовать за кандидатов из числа масонов на выборах всех уровней, обвиняли последних в создании «нового нобилитета» и учреждении тайной тирании в стране. На первых порах их главной целью провозглашался «полный запрет и уничтожение привилегированного и запятнавшего себя кровавыми преступлениями франкмасонского ордена». Позднее они сосредоточились на требованиях демократизации политического строя, обеспечении равенства прав и противодействии злоупотреблениям элиты.
Наиболее сильные позиции антимасонов приходились на уже не раз упомянутый Нью-Йорк, Огайо, Пенсильванию, Массачусетс и Вермонт. В то же время на юге партия практически не имела никакой поддержки. Причина банальна: аналогичных резонансных случаев там не было и не могло быть. Дело в том, что в рабовладельческом регионе попросту отсутствовали условия возникновения антиэлитарных движений, потому как всё, чем занимался Юг — это сплочение вокруг общей угрозы со стороны Севера.
Особых успехов антимасонская партия добилась, конечно же, в Нью-Йорке, точнее, в его западной части. Сперва кандидаты от новой политической силы на местных выборах составили серьёзную конкуренцию тогдашним фаворитам — демократам; а затем и вовсе добились того, что за них голосовало до половины электората. В нью-йоркский сенат им удалось провести почти 30 своих сторонников. Так совпало, что примерно в это же время республиканская партия США распалась на группировки джексоновских (по фамилии президента Эндрю Джексона) демократов и национальных республиканцев. И антимасоны предпочли не поддерживать нынешнего президента, вступив в союз с национальными республиканцами. Хотя в итоге в штате Нью-Йорк Джексон всё же победил, сделал он это с незначительным перевесом голосов. Что касается выборов рангом ниже, то кандидаты-сторонники Джексона свои выборы проиграли во многих графствах. Антимасоны, напротив, увеличили своё представительство в местных органах власти.
В 1828–1829 годах партия получила немало мест в законодательных ассамблеях сразу нескольких штатов американского Севера. Например, в Пенсильвании 32 из 100 депутатов принадлежали к антимасонам. В 1830-м при их поддержке в сенат Соединённых Штатов избрался лидер национальных республиканцев Джон Адамс, который незадолго до этого оставил пост президента США. А ещё через три года он был избран губернатором штата Массачусетс. Вряд ли антимасонская партия смогла бы самостоятельно добиться подобных успехов, однако в связке с национальными республиканцами они действовали слаженно и наделали немало шума в молодой стране.
Уже тогда люди знали, что без собственных средств массовой информации в политике делать нечего. Антимасоны продолжали придерживаться этого правила и издавали около 150 периодических изданий в 15 штатах. На страницах их СМИ постоянно освещалась борьба с «властью ордена», содержалась информация о многочисленных заговорах, подкупах и влиянии на политику государственных органов. Газеты и журналы сообщали о засилье масонов в судебной системе. Как писалось в пенсильванской «Антимасонской звезде», «великое множество» масонов было среди сотрудников судов, присяжных заседателей и свидетелей, что давало им «огромное преимущество» и наносило «серьёзный ущерб стороне обвинения в процессе разбирательств».
Несмотря на то что Антимасонская партия сотрудничала с национальными республиканцами, в некоторых регионах противники ордена порой теснили своих союзников и становились главными конкурентами демократов. Обе дружественные партии придерживались принципов демократии и республиканизма. Зато опирались на разные слои населения: антимасоны — на простой люд, а национальные республиканцы выражали интересы элиты. Таким образом, антимасоны стали своеобразным стабилизатором в формировавшейся двухпартийной системе (1830-е). Они были идеальным вариантом в вопросе обеспечения баланса и равновесия сил.
В движение противников «вольных каменщиков» в разное время входили многие великие представители американского народа. Свою политическую карьеру там начинали деятели, которые сыграли выдающуюся роль в истории Соединённых Штатов. Среди них были: Уильям Генри Сьюард (24-й госсекретарь США), Миллард Филлмор (30-й президент США), Таддеус Стивенс (противник рабства и один из лидеров Республиканской партии).
Президентская кампания 1832 года
Антимасоны 26 сентября 1831 года первыми в истории страны провели национальный конвент для выдвижения кандидата в президенты. В Балтимор съехались 116 делегатов из 13 штатов. Конвент решили провести отдельно от союзников по причине того, что национальные республиканцы уже выдвинули своего кандидата — Генри Клея, который был… масоном! Поэтому президента на выборах 1832 года население США выбирало из числа трёх кандидатов.
От антимасонов выдвинулся уроженец Вирджинии Уильям Вирт. Он был известным в определённых кругах юристом и даже занимал пост генерального прокурора США. Современники писали о нём как о человеке, который отличался моральной безупречностью, приверженностью республиканским ценностям и прогрессивными демократическими взглядами.
Однако Вирт не только не смог побороться за президентское кресло, но и не сумел навязать хоть какую-то борьбу. Президентом во второй раз в итоге стал демократ Джексон, вторым финишировал лидер национальных республиканцев Клей. Поразительно, но за последнего (несмотря на его принадлежность к ордену) голосовали в традиционных оплотах партии антимасонов — штатах Нью-Йорк, Огайо, Массачусетсе, Пенсильвании и Вермонте. Турнирная таблица выглядела так:
Золото — Джексон, 687 тыс. голосов
Серебро — Клей, 530 тыс.
Бронза — Вирт, 40 тыс.
Противники братства победили лишь в Вермонте, где получили семь голосов выборщиков. Так, на повестку дня встал вопрос о дальнейшей дееспособности партии.
Кризис
Для большинства исследователей этого вопроса сокрушительное поражение Антимасонской партии было закономерным. В отличие от своих политических оппонентов они так и не смогли предложить обществу чёткую политическую платформу и, что ещё более важно, программу социально-экономическую. Разговоры о засилье масонов в стране населению довольно быстро надоели, это была лишь модная тенденция, которая в результате быстро улетучилась. Людям больше хотелось видеть решение конкретных проблем, а не борьбу с мистическим братством. Да и сам Вирт был малоизвестен в масштабах всей страны.
Сразу после неудачи на выборах 1832 года движение антимасонов ожидаемо пошло на спад. Их газеты уже не столь часто и рьяно клеймили «вольных каменщиков», первичные организации постепенно распадались, вчерашние сторонники стали больше прислушиваться к национальным республиканцам, которые на тот момент поменяли доктрину и стали стремительно набирать политический вес. Ещё через четыре года антимасоны вообще перестали играть серьёзную роль в обществе.
После Гражданской войны попытки возродить Антимасонскую партию наблюдались на Севере, Среднем Западе и даже в соседней Канаде. Вплоть до 1888 года идейной преемницей антимасонов стала «Христианская партия», которая была уже не столь многочисленной и значительно менее влиятельной организацией. Как и их предшественники, партия неоднократно выдвигала своих кандидатов на выборы разных уровней, однако те набирали ничтожно малое число голосов и на политический процесс никак не влияли. Зато в 1882 году руководство нового антимасонского движения, наконец, воздвигло памятник Моргану, который безуспешно создавался ещё с 1828 года. На этом деятельность антимасонов канула в Лету.
Историк Ричард Хофстедтер по случаю кончины партии высказался как нельзя лучше. Он писал, что Антимасонская партия представляла собой спонтанное и по большей части иррациональное народное движение против необоснованных привилегий. В движении отразилось не только борьба бедных и обиженных (большинство из которых, без сомнения, сами хотели бы оказаться на месте влиятельных масонов) против богатых и влиятельных, но и традиционное во всех обществах противостояние села и города. Ну и, конечно, нельзя не учитывать религиозную составляющую, ведь антимасоны считаются первой в истории США политической силой, которая ориентировалась на принципы религиозной морали.
Значение
И всё же США — удивительная страна. Некоторые вещи, имевшие место в её истории, без сомнений, не наблюдалось и, возможно, никогда не будут наблюдаться больше ни в одном из государств планеты. Невзирая на локальный характер и кратковременность своего существования, партия антимасонов сыграла значительную роль в истории страны. За несколько десятилетий упорной борьбы масонскому движению был нанесён существенный урон, а также серьёзно подорвана их репутация. Братство на какое-то время превратилось в дезорганизованную структуру со сломленным «командным духом». Масоны потеряли контроль над многими средствами массовой информации, членство в ордене в одном только штате Нью-Йорк сократилось с 20 до трёх тысяч человек, а лож к 1835 году осталось лишь 49 (10% от численности в 1825 году). В штатах Мэн и Вермонт вообще закрыли все ложи, в Массачусетсе и Коннектикуте их урезали наполовину. Даже на Юге и Западе потери масонов оказались существенными: в Мичигане и Коннектикуте также осталась только половина от всех масонских лож, в Мэриленде — одна. Всего же по всей стране закрылись две тысячи лож, а орден покинули 45 тыс. человек — четверть от общего числа.
Конечно, в дальнейшем численность людей, которые примкнули к масонам, снова начала расти. Но это уже никого не волновало. Факт был зафиксирован: антимасоны были первой в истории США сильной третьей партией. Более того, на некоторое время в формирующийся (второй по времени существования) двухпартийной системе они даже претендовали на статус второй партии. А в некоторых штатах противники ордена вообще были главной политической силой. К несчастью для них, сказка закончилась довольно быстро. Волна успеха прошла и в дальнейшем партия противников «вольных каменщиков» растеряла былое влияние и слилась в гораздо более организованную, многочисленную и, главное, популярную партию вигов.