Учимся у взрослых: как американцы незалежных индейцев выселяли

Россию принято обвинять за Крым во всех смертных грехах, но вообще-то, с юридической точки зрения, операция была оформлена весьма грамотно. Во-первых, прошел референдум о независимости по всей форме, во-вторых, русские войска имели полное право находиться на полуострове по договору о базах — численность контингента не была превышена. Пришлось нарушить разве что законодательство Украины, по которому референдум должен был быть всеукраинским, но тут Россия опиралась на косовский прецедент: тоже референдум в национальной автономии, который закончился сецессией.

Любопытно посмотреть на другие примеры ненасильственной экспансии. Особенно её в своё время любили американцы: Америка, в конце концов, началась с 13 колоний и распространилась от побережья до побережья почти без войн. Обычно землю просто покупали у владельцев. Но что если хозяева отказывались её продавать? Тогда в ход шёл другой сценарий — уловки и порой даже откровенные фальсификации. Забавно, что чаще всего к юридической казуистике приходилось прибегать с индейцами — самые развитые племена немногим уступали белым колонистам и по американскому законодательству считались суверенными нациями, то есть имели права одного порядка со штатами.

Как они попали в резервации? Об этом и поговорим.

ir-cover

Поп-культура сформировала определённый образ индейца: благородный дикарь, дитя природы, смертельный враг ковбоев и колонистов. Тут сработали не только югославские вестерны с Гойко Митичем, но и вполне аутентичные американские фильмы, в которых индейцы почти всегда играли роль кровожадных дикарей, противостоящих цивилизации. Реальная история, как обычно, была несколько сложнее.

Во-первых, никаких единых «индейцев» не существовало. Многочисленные племена нередко враждовали, и часто одно индейское племя объединялось с белыми колонистами против другого. Пока Америка находилась под властью британской короны, отношения с аборигенами были неплохими — в 1763 году король специальной декларацией запретил жителям 13 колоний двигаться вглубь континента и селиться на индейских землях. В грядущей американской революции этот запрет сыграл не последнюю роль.

В годы Войны за независимость индейцы оказались по разные стороны баррикад. Например, вождь могавков Джозеф Брант в чине полковника командовал отрядом индейцев в королевской армии. Брант вообще был достаточно любопытным персонажем: он принял христианство, бывал в Европе, лично встречался с королем Георгом и даже вступил в масонскую ложу.

ir1

Большая часть индейцев поддержала британцев и лоялистов — королевское правительство особенно не ущемляло аборигенов и не позволяло делать этого колонистам. Американцев поддержали только 5 племён, остальные встали на сторону англичан.

После победы индейскую проблему пришлось решать — тем более что по сравнению с пока ещё немногочисленными колонистами индейцев было не так уж мало. Президенту Вашингтону и военному министру Ноксу пришла в голову мысль цивилизовать индейцев. Идея принесла первые плоды к началу XIX века — индейцы вновь разделились, теперь на «дикарей», нецивилизованные племена, сохранившие свои традиции, и так называемые «пять цивилизованных племен» — эти аборигены приняли культуру поселенцев, христианскую религию, быт американцев и их образ жизни. Пять племен — это крики, семинолы, чокто, чероки и чикасо.

Лучше всех дело шло у чероки. Они перешли к оседлому образу жизни, приняли христианство, создали свой алфавит и даже выпускали свою газету, принимали американские имена, носили европейскую одежду, учились в школах, строили дома вместо вигвамов, занимались бизнесом и даже усвоили от белых соседей-южан рабство. Удивительный факт, ни в каких вестернах не отраженный — у индейцев были черные рабы. Смешанные браки с белыми колонистами тоже никого не удивляли.

Пять цивилизованных племен разместились на индейских территориях, за которыми федеральное правительство признало особый статус. Фактически индейские территории были приравнены к штатам, там существовало местное самоуправление, свои суды, своя власть, свои законы. Они не имели только права на объявление войны и внешнеполитическую деятельность.

Однако между племенами и штатами постоянно случались конфликты. Штат пытался распространить свои законы на индейцев, те отказывались подчиняться. В конце концов после серии тяжб было решено, что законы штатов на индейских территориях не действуют — только федеральные (с некоторыми ограничениями). При этом у индейцев не было американского гражданства (к слову, право выдавать паспорта некоторые резервации сохранили до сих пор).

ir2

Посредниками между индейцами и правительством были так называемые индейские агенты, indian agents, что-то вроде генерал-губернаторов, которых нередко назначали из числа самых образованных, лояльных и цивилизованных индейцев. Они присматривали за территориями и в случае необходимости решали спорные ситуации. Агенты выдавали лицензии на торговлю и бизнес на индейских землях и по мере сил старались предотвращать конфликты между аборигенами и белыми поселенцами.

Так продолжалось несколько десятилетий, но в итоге индейцев снова стали теснить. В Америку рекой текли белые колонисты из Европы, индейцы занимали плодородную землю (к тому же пригодную для выращивания хлопка — а в США как раз случился хлопковый бум).

Большая часть территории чероки находилась в штате Джорджия, на юго-восточном побережье США, но распространялась и на часть соседних штатов. Богатые и плодородные территории для переселенцев и плантаторов-южан выглядели лакомым куском. Но настоящей катастрофой для чероки стало не это — от самовольных поселенцев им удавалось избавляться, апеллируя к особому статусу своей территории. Всё изменила золотая лихорадка. Хотя самой первой лихорадкой считается каролинская, начавшаяся в 1799 году, она была слишком незначительной, продлилась недолго и не стала по-настоящему массовой — в начале XIX века информация распространялась слишком медленно, а людей в Америке было слишком мало.

Первой полноценной золотой лихорадкой стала как раз лихорадка в Джорджии. Классика, тоже воспетая поп-культурой: кто-то узнает, что в определенном регионе легко добыть золото примитивными методами. Газетчики бросают клич — найдено золото! А дальше в штат устремляется настоящая живая волна — десятки тысяч ловцов удачи и сопутствующая индустрия: бары, салуны, гостиницы, магазины, целые стихийные города. И вот тут уже индейцы начали мешать по-настоящему: некоторые золотоносные участки оказались на их территории.

Начало золотой лихорадки совпало с началом президентства Эндрю Джексона. Джексон вообще важная фигура в американской истории — он один из основателей демократической партии и первый демократ на президентском посту. Во время войны с англичанами в 1812 году он в чине генерал-майора командовал ополчением Теннесси и отличился в битвах с индейцами (но надо заметить, что на его стороне тоже воевали индейцы). Став президентом, Эндрю Джексон немедленно задумал убрать краснокожих куда-нибудь с глаз долой. С нецивилизованными племенами проблем не возникало — их спокойно выселяли или истребляли. Но как быть с пятью цивилизованными? В 1829 году Джексон выступил перед Конгрессом с предложением выселить индейцев за пределы американской территории на неосвоенные и пустынные земли к западу от реки Миссисипи.

ir3

Демократы тогда имели большинство; они горячо поддержали идею. По тем временам в этом нет ничего удивительного — демократическая партия начиналась как партия южан-рабовладельцев и только к середине XX века превратилась в бастион мультикультурализма. А южанам-рабовладельцам очень хотелось выселить индейцев — население юга росло взрывными темпами, индейцы занимали хорошую землю. Просто так депортировать их не получалось — в конце концов, федеральное правительство само признало индейские племена суверенными нациями, а дело происходило в правовом государстве. Пришлось издавать специальный закон.

Конгресс одобрил предложение президента Джексона; в 1830 году был принят закон о переселении индейцев. Пять цивилизованных племен лишались своих территорий — в обмен на плодородные земли юго-востока им предлагали такое же количество целины к западу от Миссисипи, по соседству с будущим Техасом, тогда частью Мексики. Формально переселение было делом добровольным, за потерянное имущество выплачивали компенсацию, а сам закон объявили величайшим актом гуманизма — на новых необработанных землях, которые передавались индейцам в «вечное» владение, те могли сохранить свою драгоценную традиционную культуру. Традиционная культура была даром не нужна цивилизованным племенам, давно перенявшим быт белых американцев, но федеральное правительство это не очень смущало.

В реальности все получилось даже хуже, чем на бумаге. Начать решили с чокото — с ними подписали договор о депортации. Делегатов от племени просто перекупили на месте. Впрочем, существовало одно послабление: все чокото, желавшие стать гражданами США, могли остаться на своей земле и принять американское гражданство. Первая группа переселенцев отправилась в путь ноябре — через всю страну, с востока на запад. По дороге умерла почти треть первопроходцев. Оставшиеся на юге предпочли принять американское гражданство.

Дальше принялись за семинолов. Это весьма воинственное племя отказалось подписывать договор, начав войну, которая продлилась несколько лет. В конце концов американцам удалось пленить большинство племенных вождей и принудить их к депортации. Однако несколько сотен индейцев подались в бега и скрытно жили во флоридских лесах до XX века — в итоге им позволили остаться в штате и даже выделили резервацию. Это племя теперь владеет сетью весьма популярных в Европе Hard Rock Cafe.

Следующими подписали договор крики. Позднее они пытались его оспорить и даже сопротивляться выселению, но вмешалась американская армия. Примерно таким же способом выселили маленькое племя чикасо.

  • ir4
  • ir4x
  • ir4xx

Больше всех сопротивлялись чероки — одно из самых крупных, богатых и цивилизованных индейским племен. Чероки имели свое выборное правительство, заменившее вождей (National Council), школы, газеты, письменность, конституцию. Из всех индейцев эти вестернизированные аборигены в европейской одежде были ближе всего к белым американцам.

Чероки руководил Джон Росс. Откровенно говоря, индейцем он был всего на четверть, а на три четверти — чистым шотландцем. Росс начал карьеру индейским агентом, поскольку хорошо знал быт и нравы как индейцев, так и белых американцев. В годы англо-американской войны 1812 года он служил под началом генерала Эндрю Джексона (да-да, того самого, который стал президентом и решил выселить индейцев) — чероки тогда воевали за американцев.

Затем Росс занялся сельским хозяйством, обустроив табачную плантацию, и к началу истории с переселением располагал неплохим капиталом (около полумиллиона долларов в нынешних ценах), что делало его одним из богатейших индейцев. В племени он имел немалое политическое влияние, со многими высокопоставленными федеральными политиками приятельствовал — в частности, дружил с будущим национальным героем Дэви Крокетом, с республиканцами Клэем и Фрелингаузеном, с будущим государственным секретарем США Дэвидом Уэбстером. Все они были противниками переселения индейцев.

ir5

Как самое развитое и цивилизованное из племен, чероки решили защищаться в суде. Они упорно отказывались подписывать договор о переселении, а попытки штата Джорджия распространить свои законы на индейцев оспаривали юридически. В 1830 году Верховный суд США рассмотрел дело «Нация Чероки против штата Джорджия». Индейцы сопротивлялись законам штата, а штат, в свою очередь, пытался доказать, что чероки не являются суверенной нацией, поскольку у них нет общепризнанной конституции, как у других штатов, и они зависимая нация, а не суверенная.

Суд так и не вынес решения по существу, но всё же согласился, что индейцы являются зависимой нацией, а не суверенной. Судьи ссылались на так называемую доктрину открытия: христианские нации, открывшие новые земли, распространяли на них право собственности, потому что аборигены не обладали государственностью и суверенитетом — а следовательно не обладают суверенитетом и теперь, и имеют право жить на своих территориях, но не владеть ими. Зато уже на следующем процессе («Уорчестер против Джорджии») чероки удалось одержать победу.

Дело заключалось в следующем: христианский миссионер Сэмюэл Уорчестер жил среди чероки и в общем никому не мешал, но тут власти штата арестовали его за проповедь на индейской территории без лицензии. В этот раз Верховный суд решил, что чероки — это суверенная нация, потому что взаимоотношения с индейцами находятся исключительно в компетенции федерального правительства.

Победа в суде вселила в чероки надежду на то, что им удастся избежать депортации. Джон Росс оттягивал момент подписания договора, надеясь, что преемник Джексона будет более лоялен к индейцам. Однако белые поселенцы юга в массе своей поддерживали выселение индейцев, и демократ Джексон был только проводником их идей.

И тут на арене появился Джон Ридж.

ir-more

Он тоже входил в National Council племени и вместе с Россом ездил на суды и переговоры. Но если Росс был убежденным противником переселения и отказывался подписывать договор, то Ридж начал понемногу поддаваться. Вокруг него постепенно сложилась так называемая «партия договора», весьма немногочисленная, зато достаточно влиятельная. Отцом Риджа был Мейджор Ридж — некогда один из лидеров чероки. К партии примыкали и другие его родственники. Партия договора считала, что белые поселенцы все равно не оставят индейцев в покое и будут постоянно вторгаться на и территории, поэтому лучше уйти, получив компенсацию. Чероки еще не подписали договор, а правительство Джорджии уже объявило о лотерее по розыгрышу индейской земли между белыми поселенцами.

Росс узнал о намерениях партии договора и отменил новые выборы в правительство. Остальные члены правительства чероки пригрозили Риджам изгнанием из совета. Начался раскол; чероки поделились на две противоборствующие партии: национальную партию, большинство во главе с Россом, и партию договора во главе с Риджем.

ir6

Мало того, Ридж вел тайные переговоры с представителями федерального правительства. Он убеждал их, что если предложить чероки достойную компенсацию, то племя смирится и примет свою участь. Выселение индейцев было правовым актом. Земля принадлежала племени, племя было суверенной нацией, поэтому о цене шли жаркие дебаты. Риджу удалось поднять сумму до 4,5 миллиона долларов (около 85 миллионов по нынешним ценам). Росс же продолжал упорствовать — он соглашался на частичный компромисс и уход индейцев с территорий прилегающих штатов, но не из Джорджии.

В конце концов, партия договора условилась с представителем федерального правительства о встрече в столице индейцев, городе Нью-Очота, в конце декабря 1835 года. На встречу приехали не все сторонники партии договора — половина предпочла не участвовать. Из двадцатитысячного племени прибыли 500 человек. 21 член фракции подписал договор о продаже земли и о компенсации. Правительство взяло на себя обязанность создать на месте переселения специальный образовательный фонд.

Разумеется, этот договор не имел никакой силы, поскольку легитимным главой чероки оставался Джон Росс, и он не подписывал никаких документов. С первым встречным любые соглашения: о продаже Луны или о колонизации Марса, но без соответствующих полномочий они останутся юридически ничтожными. Это всё равно что передать России Крым не по референдуму, а указом какого-нибудь украинского олигарха времен Януковича.

Итоговый договор предусматривал покупку земли за 5 миллионов долларов (около ста миллионов в нынешних ценах) и компенсацию за потерю имущества. С первого взгляда стоимость продажи выглядит существенной — чероки продались не за бусы. Однако если учесть, что эти сто миллионов приходились на 20 тысяч чероки, то получается, что каждый получил примерно по пять тысяч долларов в нынешнем эквиваленте. Уже не столь существенная сумма — тем более что чероки были самым богатым племенем хорошо зарабатывали (тот же Росс имел на полмиллиона долларов плантаций).

Чероки пришлось бросить свои поля и дома, пересечь половину страны и осесть на совершенно необработанных землях. Территория нынешней Оклахомы, куда свозили всех индейцев, отличалась весьма специфическим климатом: резкие перепады температур, засушливость отдельных районов, постоянные торнадо. Более того, индейцы помнили о примере других племен, сократившихся по дороге чуть ли не наполовину (в среднем умирала пятая часть племени).

ir7

Первоначально в договоре был пункт о том, что чероки могут принять гражданство США и остаться на своих землях (с ограничением 160 акров на человека). Похожие условия имелись в некоторых предыдущих договорах с цивилизованными племенами. Однако в этот раз президент Джексон вычеркнул этот пункт, справедливо опасаясь, что зажиточные и оседлые чероки просто примут гражданство всем племенем, и тогда их невозможно будет выселить ни под каким предлогом.

Собственно, депортации избежали как раз те индейцы, которые догадались приобрести землю в частную собственность (обычно земля принадлежала племени). Так спаслись несколько сотен чероки из Северной Каролины — вождь этого племени дружил с одним молодым белым юристом, и тот, собрав деньги, приобрел индейские земли в собственность. Позднее он стал единственным белым вождем индейского племени, а местных чероки так и не депортировали.

Правительство чероки заявило, что не признает договор. Собрали подписи членов племени — примерно 70% — и Росс повез их в Конгресс. Парламент остался равнодушен.

По договору чероки должны были добровольно покинуть свою территорию за два года. Однако они упорно отказывались уезжать. По истечении двух лет за дело взялась армия. Индейцы до последнего не верили, что их депортируют насильно. Несколько сотен сторонников партии договора покинули Джорджию по своей воле, но подавляющее большинство осталось. В начале июня 1838 года 7 тысяч американских солдат вошли на индейские территории. Стоит отметить, что солдатам строго запрещалось применять к индейцам немотивированное насилие.

Аборигенов согнали в лагеря, откуда собирались отправить на запад под конвоем. Однако из-за погоды депортация задержалась на несколько месяцев. Видя, что игра проиграна, Росс вынужден был сдаться и возглавить переселение, чтобы спасти как можно больше людей.

Чероки отправились в путь, который вошел в историю как Дорога слез. Депортация унесла жизни от двух до шести тысяч человек (несколько сотен умерли еще в лагерях). Обычно называют усредненную цифру — четыре тысячи. Погибла пятая часть племени. При этом в список потерь не включены умершие от эпидемий уже после прибытия индейцев в Оклахому.

ir8

На новом месте индейцы первым делом убили почти всех лидеров партии договора. В живых остался только Стэнд Уэйти. Он прославится — как единственный бригадный генерал-индеец и как генерал Конфедерации, сложивший оружие последним.

Впереди индейцев ожидала гражданская война, которая не только расставила разные племена на противоположные стороны баррикад, но и привела к внутриплеменным стычкам. Хотя земли в Оклахоме были обещаны индейцам в вечное владение, после гражданской войны там разрешили селиться белым колонистам, а позднее вообще упразднили индейские территории, и Оклахома стала обычным штатом.

В ХХ веке индейские племена попали в небольшие резервации, рассеянные по западным штатам. Формально резервации располагают всеми правами штата и самоуправляются на основании собственных законов. Резервации считаются неблагополучными территориями (проще говоря, жуткой дырой) — там сидят без работы, чудовищно много пьют и очень рано умирают. Зато Конгресс спустя 160 лет покаялся перед аборигенами — маршрут «Дороги слез» теперь обозначен специальными табличками, подробно рассказывающими о том, какая несправедливость случилась с индейцами полтора века назад.