Отрывок из текста газеты «Коммерсантъ» о сегодняшней Венесуэле:
«Анна впервые приехала в Венесуэлу в 2009 году как туристка. И по ее словам, это была совершенно другая страна. Супермаркеты источали изобилие. «Каракас довольно-таки разношерстный город,— говорит Анна,— но я сразу влюбилась в него, потом вышла замуж за венесуэльца. Все начало меняться в 2014-м. Первыми, как сейчас помню, исчезли средства женской интимной гигиены. Венесуэла уникальная страна, несмотря на огромное количество природных ресурсов, здесь очень мало чего производится. Даже молоко всегда импортировалось из Колумбии. Когда началась инфляция, правительство ввело регулируемую цену на многие товары. И даже то, что делается в Венесуэле, производителям стало невыгодно продавать».
Сегодня в стране дефицит молока, сахара, яиц, детского питания, масла, риса, макарон, муки, мяса… Нет стирального порошка, мыла, шампуня, дезодорантов, памперсов, туалетной бумаги… Проще сказать, что есть,— это фрукты. Для того чтобы купить молоко ребенку, в Венесуэле теперь нужно не только удостоверение личности: в 2016 году в стране, богатой нефтью, с климатом, в котором можно собирать несколько урожаев в год, при продаже самых простых товаров проверяют отпечатки пальцев. Большинство магазинов снабжено специальными аппаратами. Кроме того, в одни руки не дают больше двух пачек или 2 килограммов товара
Все к ужину купить в одном месте нельзя, для этого необходимо отстоять несколько очередей в разные магазины. Гонка за дефицитом — дело семейное. Один достает сахар, другой рис, третий молоко, четвертый мясо, пятый яйца. «Венесуэльцам повезло, что у них большие семьи,— считает Анна.— В Каракасе все более или менее спокойно,— рассказывает она,— и очереди где-то в среднем на 4-5 часов. Есть даже районы, где очередь всего на час максимум. Однако за пределами столицы ситуация хуже. У меня есть знакомая из города Пуэрто-ла-Крус. Она тоже молодая мама, так вот, она один раз отстояла 10-часовую очередь за сухим молоком и туалетной бумагой, но в результате так ничего и не смогла купить — магазин закрылся. Народ в очереди стал возмущаться: что такое, с утра стоим, начались беспорядки. Полиция подключилась. Был случай в городке Валера. Люди стояли в очереди, подъехали молодчики, и четырем мужчинам сказали, что встанут перед ними. Когда те стали возмущаться, достали оружие и застрелили всех четверых на месте. Ну и скрылись, естественно. В Каракасе такое, конечно, невозможно».