Показательные выступления
Вторая неделя российской операции в Сирии приближается к концу. Бои в самом разгаре, но некоторые выводы о происходящем уже можно сделать.
Cирийская экспедиция производит впечатление не только военной и политической акции, но и демонстрации возможностей. В мире (да и в нашей стране) успел сложиться образ российской армии как многочисленной, но неуклюжей силы, малоспособной к выполнению тонких и сложных задач. События 2014 года ощутимо поколебали этот стереотип, теперь же на наших глазах его явно собираются доломать окончательно.
Прямо сейчас российская армия выглядит в Сирии очень достойно. Само по себе начало такой операции для многих оказалось полной неожиданностью. Конечно, русская армия появилась в Латакии не на пустом месте, но впечатляет скорость, с которой ВС РФ смогли развернуть хорошо оборудованную базу и наладить ее снабжение. Любопытно, что упор сделан на современную и эффективную ПВО — по словам командования НАТО, у русских в Сирии кроме истребителей имеются еще наземные комплексы противовоздушной обороны «Тор» и «Панцирь».
Уже развернуты установки радиоэлектронной борьбы, предназначенные для подавления авиационных радаров и борьбы с беспилотниками. На первый взгляд это странная мера предосторожности: у террористов из ИГ и «умеренной» оппозиции нет авиации. Но будущее Ближневосточной войны туманно, альянсы могут складываться непостижимым образом, поэтому заранее усилить группировку ПВО — хорошая идея. К тому же экстремисты могли бы найти и попытаться применить старые самолеты.
Интересно, кстати, что о защите российских позиций с земли официальные лица помалкивают. Налеты смертников или диверсионных групп — актуальная угроза, и гробовое молчание официальных лиц по поводу наземной обороны базы Хмеймим — как раз хороший знак.
Российский штурмовик стартует с базы Хмеймим
Опорный пункт в Сирии на удивление основательно оборудован с бытовой точки зрения. Если учесть, насколько плохо у российской армии был до сих пор обустроен солдатский быт на передовой и вне ее, аккуратные чистые казармы в Латакии выглядят как параллельная вселенная.
В последние дни русские продолжали наносить удары по военной инфраструктуре исламистов. Главной мишенью оставались не столько силы запрещенного в России Исламского государства, сколько тылы пока еще не запрещенных отрядов «умеренной» оппозиции, в рядах которой, к слову, сражаются боевики с Северного Кавказа. К настоящему моменту авиация окончательно освоилась в роли «исламист не закон, я закон» и проводит образцово-показательную децимацию.
Интенсивность ударов по-прежнему увеличивается. Российские официальные лица даже заявили, что часть боевиков деморализована и пытается покинуть Сирию. Трудно сказать, правда ли это, но «оппозиционеры» действительно попали под серьезное психологическое давление. Судя по видео с русских беспилотников, ракеты и бомбы регулярно накрывают нужные цели. Эффективность работы по земле оказалась настолько высокой, что успех признал даже противник. «Нас ждут свирепые бои. Русские применяют тактику выжженной земли. Их удары очень точны. Это судьбоносная битва», — заявил командир группировки «Джабхат Шам» Абу Ахмед. Трудно найти более убедительную похвалу для летчиков русского экспедиционного корпуса.
К тому же к свободнопадающим и корректируемым авиабомбам русские добавили высокоточные Х-29Л с лазерной головкой самонаведения и боевой частью в полтонны весом. В общем, никто не ждал от ВКС такой эффективности.
Воздушные налеты быстро заставили противника сменить тактику. До сих пор исламисты не воспринимали авиацию как серьезную угрозу. Теперь же попытка вольготно расположиться на открытой местности может закончиться бомбежкой, поэтому террористы спешно изобретают способы спрятаться от штурмовиков — например, укрываются в мечетях. Удары по святыням в планы русских не входят, поэтому минарет может защитить склады боеприпасов и штабы куда эффективнее, чем бетон. Интересен комментарий российских военных по этому поводу: «Мы не исключаем, что в этом и других населенных пунктах террористы сейчас намеренно готовят провокации — подрыв мечетей для последующей демонстрации фейковых фото- и видеоматериалов с обвинениями в адрес российской авиации». Вполне прозрачный намек.
Седьмого числа к авиаторам присоединился флот. Удар джихадистам нанесли с неожиданной стороны: крылатыми ракетами типа 3М14 комплекса «Калибр» по противнику отработала Каспийская флотилия.
Прозябавшее в безвестности соединение, о котором почти никогда и никто не говорил и не писал, неожиданно оказалось в центре всеобщего внимания. Корабли обстреляли позиции террористов двадцатью шестью ракетами. Удар наносили сторожевой корабль «Дагестан» и малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг». Пуск на полторы тысячи километров через территорию двух стран прошел успешно.
Удар Каспийской флотилии
Важный момент: подсчитывая расходы России на ближневосточную экспедицию и конкретно на стрельбы «Калибрами» не следует забывать, что репутация — это тоже товар, а оружие можно полноценно испытать только в боевых условиях. Завод, производящий «Калибры», сейчас находится в не самом блестящем состоянии, и такая зрелищная реклама его продукции никак не повредит; не повредит она и русскому оружию в целом. Никакой военной необходимости бить по исламистам с моря крылатыми ракетами не было. Реальная цель этих «Калибров» — не только бункеры террористов, но и возможные контракты в Юго-Восточной Азии.
Атак с земли на российских летчиков пока не было. Авиация действует на высоте, недосягаемой для ПЗРК и пушечных комплексов. Зенитчики террористов плохо обучены и до сих пор гораздо чаще стреляли по наземным целям, чем по самолетам — к тому же поразить из пушки самолет, идущий на большой высоте, можно разве что случайно.
Более рискованным делом выглядели недавние атаки Ми-24 на позиции террористов со сверхмалых высот. Ударные вертолеты под закадровую трескотню оператора отработали по земле и ушли целыми благодаря мастерству и крепким нервам пилотов — и отсутствию этих качеств у неприятеля. Хочется верить, что эти впечатляющие шоу станут скорее исключением: рано или поздно такое сближение с противником и землей может кончиться скверно.
Ми-24 атакуют террористов
России есть чем гордиться: летчики и моряки блестяще используют возможности своего оружия. Однако сама по себе операция невелика, и главная борьба неизбежно развернется на земле. Наша немногочисленная авиагруппа сама по себе никак не сможет сокрушить противника. Основная работа все равно ляжет на плечи союзников — так, вертолеты пошли в дело именно перед атакой сирийской армии.
Впереди Идлиб
7-8 октября началась чаемая наземная операция правительственных войск. Удар нанесли по самому крупному участку занятой «оппозицией» территории — обширной зоне на северо-западе Сирии. Сирийцы наступают от города Хама в сторону провинции Идлиб — то есть с юга на север.
Удар направлен против основных сил террористов и уже вызвал бешеное сопротивление. Первоначально сирийские источники радостно отрапортовали о продвижении сразу на 50-70 километров за сутки, но оптимистические иллюзии довольно быстро закончились. Сирийцам и персидским «отпускникам» пришлось с трудом продвигаться через отчаянно обороняемые вражеские позиции.
Одновременно войска Асада перешли в наступление против анклава «хороших вестернизированных террористов» между Хамой и Хомсом. Этот анклав торчит в боку у сирийской армии как заноза, и его разгром нужен хотя бы для того, чтобы развязать себе руки и разблокировать дорогу Хама-Хомс. Обе стороны несут тяжелые потери. У исламистов есть противотанковые комплексы американского производства — их применяют широко и с удовольствием. Несмотря на это, сирийская армия все же продвигается вперед. Джихадисты любят показывать ролики с подбитыми танками, но на деле им приходится нелегко — например, в одном из видео сирийский танк на глазах оператора укладывает снаряд точно в позицию СПГ террористов.
Лоялисты одержали одну из первых значительных побед, освободив городок Аль-Бахса. Однако успех пока только тактический. Асаду нужно срезать выступ вокруг городка Аль-Латамина в юго-восточной части фронта — правительственным войскам удалось уменьшить «карман» и начать выходить в тыл противнику, но о котле говорить пока рано.
Cирийский танк попадает в позицию СПГ террористов
В наступление перешли и бойцы Халифата — ударив в спину терпящей поражение оппозиции. Исламисты прорвались к окраинам Алеппо, где тоже идут бои. Для оппозиционеров к северу от города это очень скверная новость: они по сути загнаны в полукольцо между курдами, ИГ и армейскими частями. Наступление ИГИЛ грозит им полным окружением. Бои настолько напряженные, что погиб иранский генерал, находившийся среди лоялистов.
Сейчас сирийская армия вышла к границам провинции Идлиб, главного оплота оппозиции. С противоположной стороны на «Нусру» с соратниками нажимают силы ИГ. Одновременно начались жестокие позиционные бои на северо-западном участке фронта близ турецкой границы и вокруг анклава у Хомса, в тылу правительственных войск. Ни одна из сторон пока не может добиться заметного успеха. Северо-западный театр интересен тем, что там воюют наши многонациональные друзья — боевики с Северного Кавказа.
Горячее всего по-прежнему в секторе Хама и в районе Алеппо. В бой идут десятки тысяч солдат. Предсказать, чем закончится это сражение, пока невозможно, однако повстанцы уже заговорили о проблемах с боеприпасами и ГСМ. Оппозиционеры вынуждены медленно пятиться.
У лоялистов таких проблем нет: на кадрах из Сирии можно видеть солдат Асада в российской экипировке. Кроме того, замечены русские тяжелые РСЗО «Солнцепек».
РСЗО «Солнцепек» в Сирии
Судя по всему, недостатка в оружии сирийская армия не испытывает. С другой стороны, самое совершенное оружие бесполезно без солдат. Внятных данных о потерях сирийской армии и противника пока нет, но, судя по накалу боев, они велики. Если правительственным войскам хватит запаса прочности, чтобы довести операцию до конца, джихадисты из Аль-Нусра потерпят крупнейшее поражение за всю войну — настолько тяжелое, что само выживание оппозиционных джихадистских группировок окажется под вопросом.
Но даже такая окончательная победа над «Фронтом» будет только первым шагом в изнурительной войне с ИГИЛ.
Бой бульдогов под ковром
Российская операция вызвала дипломатическую бурю. Звездой дипломатии стал народный депутат и советник министра внутренних дел Украины Геращенко, который предложил собирать о российских летчиках информацию, чтобы «игиловцы и их собратья в России смогли потом найти их и отомстить по законам Шариата». Итоги Революции Достоинства поражают воображение. Вероятно, осознав трудности вступления в ЕС, украинские официальные лица решились прощупать почву на предмет присоединения к менее привередливым союзам вроде «Аль-Каиды».
Куда серьезнее выглядят дипломатические инциденты между Россией и Турцией. За последние дни турки дважды заявляли о нарушении русской авиацией своего воздушного пространства. Правда, в первой новости почему-то фигурировали самолеты МиГ-29, которых в российской группировке нет. Но вот во втором случае наш самолет действительно оказался в турецком небе — об этом сообщили сами русские. Горячие головы успели покричать, что турки сбили МиГ, но это оказалась утка.
Между тем в Российской Федерации объявились несколько «возвращенцев» из Сирии — ветераны ближневосточного джихада с российскими паспортами затосковали по родному Грозному. Кадыровцы обложили незадачливых джихадистов на конспиративной квартире, где те скрывались, и быстро перебили. У погибших нашли автоматы, несколько гранат и «Стечкин». Интересно, что один из беженцев, этнический чеченец, раньше жил в Германии. Вряд ли такое происходит в последний раз: хотя Исламское государство старательно собирает под свои знамена всех, до кого может дотянуться, часть боевиков все же возвращается.
***
Сирия пока вызывает осторожный оптимизм. Армия правительства идет вперед, освобождая города, и медленно, с большими потерями, но все же теснит джихадистов. Посмотрим, надолго ли у войск Асада хватит запала.
Бой за каждую деревню. Сирийские войска освобождают города к Северу от Хамы и выходят на границу с Идлибом. Съемка: А. Коц и Д. Стешин
Удары русской авиации пришлись вовремя: сирийская армия как раз оправилась от предыдущих поражений, а Иран к помощи оружием прибавил помощь людьми. Смогут ли лоялисты наступать дальше? Пока неясно — сейчас об их боеспособности ничего неизвестно, но до сих пор война складывалась неудачно для Асада.
Вот самый оптимистичный вариант: сирийцы постепенно двигаются вперед, разбивают «оппозицию» и стабилизируют обстановку на уже контролируемых территориях. Будущее страны по-прежнему туманно — отбить восточные районы Асаду будет нелегко, а успешное наступление выведет правительственные части к курдским районам. Сейчас лоялисты никак не соприкасаются с курдскими ополчениями, но как только это произойдет, начнутся неизбежные политические осложнения.
Что касается русских в Сирии, то здесь есть важный момент: совсем недавно к нашей армии относились с откровенной насмешкой. Восемь лет назад вокруг вполне серьезно обсуждали, способна ли русская армия одолеть грузинскую. В слабость своих вооруженных сил поверило даже российское общество — после хождений по мукам в 90-х это было легко.
Крым показал миру совершенно новый образ русского солдата. Наши бойцы в Чечне и Осетии напоминали викингов — облаченные в разномастный камуфляж, привыкшие воевать полуголодными, при хронической слабости связи, тыла и взаимодействия, покупая снаряжение на свои деньги или отбирая его у противника, это были дети эпохи распада и развала. В Крыму и Донбассе мы увидели не викингов, но имперских штурмовиков: единообразное и качественное снаряжение, дисциплина, выучка, способность неожиданно провести короткую и действенную операцию.
Русская армия начала походить на современные вооруженные силы воюющей страны. Ближневосточная экспедиция — следующий шаг. Дело пока идет успешно — успешнее, чем можно было ожидать. За тысячу километров от своих границ войска ведут сложную операцию с применением всех родов вооружения, причем на сцене оказались совершенно неожиданные исполнители вроде Каспийской флотилии.
За сирийским экспедиционным корпусом пристально наблюдает множество наших недоброжелателей: отрадно, что у них до сих пор нет ни малейшего повода для ликования. Все сообщения о потерях российских вооруженных сил оказались ложными. Боевики и боевые блогеры некоторых восточноевропейских стран не в состоянии предъявить обломки самолетов и тела убитых. На весь Левант не удалось сыскать ни одного мертвого русского — надеемся, что не удастся и дальше.
Было бы странно питать сильные чувства к Башару Асаду и вообще к Сирии. Беды сирийцев — не беды России. У нас много задач, в том числе и военных, но все они гораздо ближе к дому, чем Ближний Восток. Но в Леванте воюют наши люди — с врагом, который со всех сторон отвратителен. Война началась, это факт, и нам остаётся только пожелать русским солдатам и офицерам удачи.
Сирийская война, конечно, не попадет в национальный пантеон тех сражений, в которых русские спиной к стене обороняли свой дом от смертельного врага. Но победа в ней принесёт пользу армии, стране и миру — то есть всем нам.