В сегодняшнем выпуске: иракский кризис, испанская монархия, совместные интересы России и Индии, венгерские СМИ и русские деньги, преступления против детей в Японии
Война в Ираке: что-то меняется, что-то остаётся прежним
После ошеломительных успехов на прошлой неделе войска вооружённой оппозиции (объединяющей как исламистов из ИГИШ, так и кадровых офицеров из светской социалистической партии «Баас») большого наступления на Багдад пока не начинали. Вероятнее всего, причиной этому стали разногласия между многочисленными группировками, сконцентрировавшимися вокруг ИГИШ: Мосул взят, и многим из джихадистов может показаться, что на этом активную фазу войны стоит завершить. «Нефть есть, второй город есть, не будем наглеть».
В Багдаде всё спокойно, спокойно, спокойно,
В Багдаде всё спокойно, спокойно, спокойно!
Другой причиной может быть нежелание получить удар с тыла: в Иракском Курдистане сейчас находятся 100 тысяч курдских «пешмерга», без особого энтузиазма относящихся к религиозными проповедям. Возможное участие курдов в войне на стороне Багдада — это одна из главных интриг конфликта. С одной стороны, курды и ненавидимый ими федеральный центр не заключили никаких договорённостей на встрече 11 июня. С другой стороны, гуляют слухи о том, что руководитель автономии заключил с премьером Ирака кулуарное соглашение о том, что курды выступят против исламистов в обмен на большую свободу внутри Ирака (в частности обсуждались перспективы свободной продажи Курдистаном нефти). Логика в этом есть: лучше выторговать льготы у слабого и на всё согласного Багдада сейчас, чем потом воевать с исламистами в одиночку. Но так ли дела обстоят на самом деле, нам узнать пока что не суждено.
В то же время Вашингтон пока предпочитает воздерживаться от нанесения авиаударов по позициям мятежников, хотя именно этого от американцев требует правительство Ирака. Тому есть много причин, главной из которых является понимание, что правительство Малики и развязанная им религиозная рознь в стране со сложной конфессиональной ситуацией препятствует дальнейшему «замирению», поэтому американцы призывают шиитов и суннитов «наладить конструктивный диалог», а вице-президент США Байден просит всех объединиться перед лицом общей угрозы со стороны экстремистов. Помогает не очень: только на этой неделе в одной из тюрем к северу от Багдада 40 заключённых-шиитов были расстреляны неизвестными. Хитрый план американцев сейчас заключается в том, чтобы убрать окончательно скомпрометированного Малики и включить в правительство побольше суннитов, но этого может оказаться недостаточно. Также следует помнить и о вопиющих ошибках и непрофессионализме, свойственных американским дипломатам: США вполне могут опять сделать всё не так, как надо. Однако американцы чуть ли не больше всех заинтересованы в стабилизации обстановки: в течение следующих 6 лет именно Ирак будет обеспечивать 60% роста нефтедобычи в странах ОПЕК, а это автоматически затрагивает национальные интересы США — поставки иракской нефти чрезвычайно важны для пост-кризисного восстановления американской экономики. Казалось бы, с точки зрения американской внешней политики, всё предельно просто. А вот с точки зрения политики внутренней, всё совсем непросто. Мнения разделились.
Несмотря на традиционную американскую задиристость, в США желающих снова вторгнуться в Ирак не так много. Госсекретарь Хиллари Клинтон признала, что была неправа, когда голосовала за военную операцию в Ираке более 10 лет назад. 59% американцев считают, что война не стоила затраченных усилий. В то же время влиятельный сенатор Марко Рубио уверен, что нужно снова вторгнуться в Ирак. Техасский губернатор Рик Перри говорит об этом с 2012-го года, давно среди представителей «партии войны» и Тед Круз, другой видный республиканец. Белой вороной в лагере консерваторов, в основном выступающих за новое вторжение, является только Рэнд Пол, считающий всю Иракскую войну одной большой ошибкой.
На данный момент Обама послал в Ирак три сотни военных советников, которые, если мы правильно понимаем, возьмут реальное шефство над приходящей в упадок иракской армией. Нечто подобное для Османской Турции в годы Первой мировой сделала Германия, можно вспомнить и «Всегда побеждающую армию» английского офицера Гордона, выполнявшую карательные операции для правительства маньчжурского Китая.
Внутри Ирака война отчасти стала напоминать киберпанковские романы. ИГИШ ведёт активное наступление в Твиттере, выкладывают в социальных сетях и на YouTube видео и фото своих побед над правительственными войсками — в общем, несмотря на весь религиозный обскурантизм, последними технологическими достижениями они пользуются как надо. Багдад даже подготовил распоряжение для 10 провайдеров отключить интернет в 5 районах страны, где количество «крамольных» лайков и ретвитов зашкаливает. Однако цена конфликта для жителей страны оказывается совсем не виртуальной. Особенно для наиболее уязвимых сообществ.
Количество христиан в Мосуле со времени захвата города войсками ИГИШ кардинально уменьшилось: с 3 тысяч человек до всего пары десятков. Да, иракские христиане оказались в числе полумиллиона беженцев, ушедших из Мосула за последнюю неделю. Но за 10 лет после американского вторжения христианское население города уменьшилось ещё более кардинально : с 35 тысяч человек до 3 тысяч. Кстати, именно при американцах резко возросло число террористических атак против христиан и их церквей: предыдущего архиепископа Мосула похитили на выходе из церкви и убили ещё в 2008-м. Исламских боевиков действительно стоит бояться: после занятия Мосула они пытались сжечь армянскую церковь, а в период своей «сирийской командировки» устанавливали средневековые ограничения для христиан на подконтрольной территории. До американского вторжения в Ираке проживали 1,5 миллиона христиан, но, похоже, почти двухтысячелетняя история этой религии в данной стране подходит к концу.
Не забудьте прочитать материалы из нашей иракской серии!
Испания встречает нового короля и провожает старого
46-летний Филипп Бурбон на этой неделе принял присягу в мадридском конгрессе депутатов и стал королём Испании. Глядя на биографию Филиппа VI, сразу понимаешь, что с таким человеком на троне у Испании не самое плохое будущее: учился в Военной академии, изучал юриспруденцию и экономику в Испании и международные отношения в США, подполковник сухопутных войск и капитан 2-го ранга военно-морского флота.
Предыдущий король, Хуан Карлос, отрёкся от престола в пользу сына после почти 39 лет на троне и ряда скандалов, самым тяжёлым из которых оказался тот, в котором были замешаны его дочь, принцесса Кристина, и её муж, олимпийский гандболист Иньяки Урдангарин: пару обвиняют в мошенничестве, уклонении от налогов, подделке документов и растрате $8 миллионов государственных денег. Но король всё равно останется в памяти испанцев как хороший человек, и вот почему.
Филипп и его жена Летиция, бывшая телеведущая, дочь медсестры-профсоюзной активистки и внучка таксиста, — первая за 110 лет королева Испании, родившаяся собственно в Испании
Франко победил в гражданской войне и уберёг страну от «советского варианта». Тем не менее, после поражения стран Оси во Второй мировой «своим» в Европе он так и не стал, будучи бескомпромиссным правым консерватором. Система власти в стране была слишком плотно завязана на одного человека, пусть и не самого дурного, а значит, страну в 1970-х ждал «южноафриканский вариант» с победой леваков и демонтажем национальной Испании. Выход был один — вернуть в страну королей после 44-летнего отсутствия. Своим преемником каудильо назначил молодого Хуана Карлоса, наделив его большой исполнительной властью.
Мир на словах скатился в левизну, и сейчас мейнстримной является точка зрения, согласно которой «Хуан Карлос обманул Франко, чтобы потом устроить назло ему демократию». На самом деле, как и всякий порядочный представитель наследственной элиты, король проследил за тем, чтобы либерализация не превратилась в ремейк Французской революции с революционным террором, ведь злоключениям 1789-1799 годов предшествовали смелые реформы Людовика XVI.
Самой большой удачей Хуана Карлоса было назначение премьер-министром Адольфо Суареса в 1976-м году. Сын республиканцев, сделавший карьеру через партию фалангистов Франко и доросший там до генерального секретаря, — отличный выбор на должность того, кто должен будет осуществить кардинальные реформы (легализовать профсоюзы и левые партии, отстранить военных от власти, амнистировать политических заключённых и так далее). Он не был другом ни для левых, ни для правых, а скорее находился где-то посередине. Как и полагается человеку короля.
К началу 1980-х король и премьер уже провели необходимые демократические реформы, хотя на пути у них было немало «подножек»: взять хотя бы попытку переворота в 1981-м. Но трудные времена миновали, уже конституционный монарх сократил присутствие в общественной жизни, однако, по слухам, продолжал манипулировать политиками Испании и помогал заключать различные договорённости с иностранными державами. Тогда же из политики ушёл и «его» премьер-министр.
За несколько месяцев до отречения Хуана Карлоса умер Суарес. Последние десять лет своей жизни он страдал болезнью Альцгеймера и уже в 2008-м забыл, что когда-то был премьер-министром Испании. Но до самого смертного часа он помнил о том, что «всё должно измениться, чтобы всё оставалось по-прежнему».
Рогозин в Индии: начало прекрасной дружбы
На этой неделе в Индию с рабочим визитом прибыл Дмитрий Рогозин, заместитель председателя правительства РФ. В ходе его посещения велись переговоры по торгово-экономическому и военно-техническому сотрудничеству, подробности станут известны позднее. Однако главное всё равно состоится на саммите между Россией и Индией, который пройдёт позднее в этом году и где должны будут встретиться президент РФ и премьер-министр Индии. Нам бы хотелось отметить важнейшие геополитические вопросы, которые обязательно будут обсуждаться на самом высоком уровне между двумя странами.
Рогозин и министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж
Первое — это Афганистан. В этом году американцы выводят войска из этой страны, что автоматически повысит уровень нестабильности в регионе, где интересы Индии и России пересекаются. Так получилось, что и РФ, и Индия построили прекрасные отношения с уходящим президентом страны Хамидом Карзаем: в частности действующий президент одним из первых признал аннексию Крыма и дал добро на строительство русского культурного центра в Кабуле. Индия же является одним из главных финансовых доноров современного Афганистана и планирует в этой стране инвестиции в размере $2 миллиардов. Кто бы ни получил президентское кресло в Кабуле (после второго тура в стране начались скандалы и взаимные обвинения), Индия и Россия заинтересованы в более-менее светском правительстве Афганистана, хотя бы потому что обе страны давно воюют с исламистами в пределах собственных границ.
Второе — это Китай. Экономические уступки со стороны РФ и «морские войны» с соседями являются хорошими причинами считать, что КНР не впадёт в искушение напасть на Россию. Но чтобы закрепить достигнутый результат, нужно поэксплуатировать напряжённость между Индией и КНР. В 1962-м между двумя странами состоялась короткая, но довольно кровавая война за спорную территорию на севере индийского штата Аруначал-Прадеш. Пекин до сих пор не отказался от своих прав на эти земли, и на прошлой неделе новое индийское правительство националистов объявило о создании на этих спорных территориях дополнительных 54 (!) укреплённых пограничных постов. В Индии расположено правительство Тибета в изгнании — очень хороший повод для конфликта между двумя странами. Индийский премьер Нарендра Моди скоро поедет в Токио, где исключительно антикитайски настроенный премьер Синдзо Абэ ждёт его с большим нетерпением, ведь — Моди это один из трёх людей, которых японский премьер постоянно читает в Твиттере (после жены и одного крайне консервативного японского писателя). Задача России — «подкачать» Индию перед лицом китайской угрозы. Не забываем и о Средней Азии: Индия предпринимает скромные попытки играть против Китая в этом регионе (планируется открытие индийского университета в Бишкеке для «научного сотрудничества») и это может сыграть России на руку, поскольку более половины своего газа КНР получает из стран Средней Азии, к увеличению поставок из РФ КНР может подтолкнуть включение Индии в процесс Большой Игры против Китая. В конце концов, Индия ослаблена наличием огромного количества «украин» (Бирма, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Бутан, Непал), а вот Китай слишком укрепился и навязывает России неравноправные договоренности, поэтому на будущее лучше вырастить нового претендента на гегемонию в Азии. Мол, «не смотри на Владивосток, Джеки Чан, у тебя вон у границ злые кшатрии с ножами стоят».
Третий — это совместная дружба против Америки. В своё время американцы наложили запрет на посещение Моди США по причине его предположительного участия в антимусульманских погромах в Индии. После занятия премьерского поста запрет пришлось снять, но, тем не менее, «осадок остался». Сделать Индию форпостом антиамериканских настроений по очевидным причинам не получится, а вот поспособствовать охлаждению отношений можно и нужно.
Новый жёсткий закон о СМИ в Венгрии: почему стоит беспокоиться русским
Недавно парламент Венгрии, подконтрольный авторитарному премьеру Виктору Орбану, принял закон, обязывающий СМИ выплачивать государству 40% от доходов, получаемых от рекламы. Это должно принести в казну дополнительные 7 миллиардов форинтов в год (в районе 20 миллионов евро). А ещё он поставит на грань банкротства крупнейшие независимые медиа страны, такие как сайты Origo.hu, 444.hu, телекомпания RTL Klub.
Был в Венгрии недавно и свой вариант скандала с Лентой.ру: один из главных новостных порталов страны Origo раскрыл данные о неуместно больших расходах на бизнес-поездки главы орбановского кабинета Яноша Лазара, и всего через некоторое время редактор ресурса был уволен, очевидно, по политическим причинам. После чего в знак протеста оттуда уволились 30 журналистов.
В это трудно поверить, но эта новость снижает возможность возвращения Венгрией России кредита размером в $10 миллиардов, выданного на строительство двух блоков на АЭС «Пакш». Дело в том, что Орбан со своей независимостью и авторитарностью давно встал поперёк горла Брюсселю. Давление на СМИ может стать той каплей, которая окончательно переполнит чашу терпения европейских элит. Может так получиться, что в один прекрасный день Орбана вынудят уйти или по-хорошему (в результате демократических выборов и добровольной отставки), или по-плохому (сгонят в Будапешт всех геев, цыган и либералов для местного ремейка Майдана), а проект модернизации АЭС пустят под нож, как это уже было в Болгарии. А деньги таинственным образом «пропадут». Уважение к праву собственности в Европе гарантировано только «для своих», для остальных — по ситуации. Обложили же данью Кипр в прошлом году, порядочно опустошив карманы российских олигархов и членов российского правительства, — «и ничего им за это не было».
Япония и детская порнография
Парламент Японии криминализировал детскую порнографию — таким образом, Япония стала одной из последних развитых стран, сделавших это. Нарушение нового закона может привести человека в тюрьму на срок до одного года или штрафу в размере $10 тысяч. В то же время этот запрет не действует на японские комиксы-манга.
Надо отметить, что вышеописанная преступная деятельность, к сожалению, не является редкостью в самой развитой азиатской стране: например, в 2012-м имели место 1596 расследований в этой области (на 9,7% выше, чем в 2011-м), где были выявлены 1264 жертвы-ребёнка (в два раза больше, чем в 2011-м). 85% дел, кстати, были связаны с интернетом. Все эти данные в своё время заставили Госдеп США назвать Японию «международным центром производства и распространения детской порнографии».