Лучшие фильмы о Первой мировой — Спутник и Погром

Лучшие фильмы о Первой мировой

Кирилл Ксенофонтов для спецпроекта «Спутник Первой мировой»

sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой –

«На западном фронте без перемен»


режиссёр — Льюис Майлстоун (1930)

Экранизация известного романа Эриха Марии Ремарка — лучшая из имеющихся и практически идеальная. Все основные идеи и густая атмосфера первоисточника практически без потерь перенесены на большой экран — фильм заслуженно получил своего «Оскара» (даже двух). Несмотря на солидный возраст, до сих пор смотрится на «ура». Весьма показательно, что во многих документальных фильмах о Великой Войне очень часто используют кадры (!) из этого фильма. Воистину классика на все времена.

f1

«Великая иллюзия»


режиссёр — Жан Ренуар (1937)

История о французских военнопленных в немецком плену и их побеге. Или, наоборот, история о взаимном уважении, которую могут питать друг к другу враги. Странно, но этот фильм, снятый в 1930-х годах «по горячим следам» и перед Второй мировой, вполне соответствует современному взгляду на произошедшую войну как катастрофу, а не апофеоз тысячелетней схватки за главенство в Европе: все европейцы — братья, а война — глупость. Спорить с этим можно, но на самом деле не нужно: снят фильм чудо как хорошо для своего времени, а актёры (особенно молодой Жан Габен) играют очень здорово.

f1

«Тропы славы»


режиссёр — Стэнли Кубрик (1957)

Военно-судебная драма о французской армии и показательном несправедливом процессе над её солдатами. Кирк Дуглас в главной роли честного и порядочного офицера, пытающегося вступиться перед вышестоящим начальством за солдат, которых высшее руководство армии хочет расстрелять за «дезертирство», чтобы прикрыть собственную некомпетентность. Снято очень хорошо, хотя ранний Кубрик не так силен, как поздний (вспомните «Цельнометаллическую оболочку»). Было бы гораздо интереснее посмотреть, как он снял бы этот фильм где-нибудь в конце 1970-х годов.

f1

«Лоуренс Аравийский»


режиссёр — Дэвид Лин (1962)

История британского разведчика, вдохновившего арабских свидомитов насадить османяку на гиляку и стать английским протекторатом борцов за свободу сбросить турецкое иго и основать независимые арабские государства. Кино красивое, эпичное, прекрасно снятое и не очень правдоподобное: английский кривляка Томас Эдвард Лоуренс, конечно, не был единственным (и даже просто главным) героем всего шпионского экшена ПМВ на Ближнем Востоке (Гертруда Белл не на словах, а на деле была круче), но самопиаром занимался так успешно, что на основе мифа о нём было снято это кино (да и почти всё, что вы видите в фильме, находит подтверждение только в мемуарах самого Лоуренса). Так что фильм, несмотря на свои кинематографические достоинства (очень и очень высокие, кстати), — это не более чем красивая легенда.

f1

«Галлиполи»


режиссёр — Питер Уир (1981)

Фильм о Дарданелльской операции с молодым Мэлом Гибсоном в главной роли. Точнее, об участии «анзаков» (австралийских и новозеландских частей) в этом сражении. Турецкий фронт очень редко встречается в кино, но и без этого фильм получился очень сильный и интересный, даже поверить трудно в то, что он был снять за сущие копейки (2,5 миллиона австралийских долларов). Ещё удивительнее, что про него мало кто вспоминает в наши дни, хотя по любым параметрам это выдающаяся работа. Пользуясь случаем, порекомендую нашим читателям обратить внимание на творчество Питера Уира: очень талантливый режиссёр.

f1

Документальный мини-сериал «Первая мировая война в цвете»


режиссёр — Джонатан Мартин (2003)

Значит, так: англичане взяли фото и плёнки времён Великой Войны, раскрасили их на компьютере, поставили Кеннета Брану читать закадровый текст, дополнили всё это интервью с последними выжившими ветеранами — и получилась весьма смотрибельная и интересная передача. Всё в ней хорошо, за исключением одного — идеологии. Все континентальные монархи там — изверги, вырожденцы, тираны или просто дуралеи, англичане на белом коне и практически единоличные победители в Великой Войне, а в битве на Сомме — главные герои («что, какие французы?»). Но это коробит, только если вы знаете историю. Посмотреть, однако, стоит: снято здорово, много уникальных кадров и, опять-таки, интервью с последними живыми участниками событий.

f1

«Долгая помолвка»


режиссёр — Жань-Пьер Жене (2004)

Девушка с ограниченными возможностями после окончания Первой мировой ищет своего жениха, приговорённого к смерти за самострел/дезертирство. Интриги, флэшбеки и расследования прилагаются. Получилась густая смесь нуара, военной драмы и мелодрамы, очень «сочная» в визуальном плане и в меру увлекательная в плане сюжетном. Первая мировая здесь — часть фона, однако неотъемлемая, поэтому картина и попала в наш рейтинг. То есть, конечно, можно было «соблюсти чистоту» и поставить сюда «Эскадрилью „Лафайет“» (кино, впрочем, интересное), но не нужно.

f1

«Счастливого Рождества»


режиссёр — Кристиан Карион (2005)

Добротная европейская картина, имеющая основу в истории Великой Войны: в данном фильме в декабре 1914-го воюющие части немцев, французов и британцев устраивают неофициальное перемирие на Рождество. Грустная и добрая история с предсказуемым печальным концом. Фильм очень достойный, основной месседж («мы все европейцы, зачем мы друг друга убиваем») понятен, европейские звёзды в главных ролях оставляют приятное впечатление. Посмотреть стоит даже людям, от истории ПМВ далёким.

f1

«Гибель империи»


режиссёр — Владимир Хотиненко (2005)

Российский сериал, снятый сильно скомпрометировавшим себя (ранее и после этого: см. «Мусульманин» и «1612») режиссёром Хотиненко, с кучей ошибок и лишними сюжетными линиями (например, японской), но всё же…снято очень хорошо, а смотреть интересно. Большую часть 10-серийного сериала занимает описание деятельности русской контрразведки в период Первой мировой (зацепили авторы также революцию и гражданскую войну) — и, надо сказать, атмосферу тех времён передали отлично. Актёры играют хорошо, история вполне себе увлекательная (уж больно хороший материал сотворил писатель-сценарист Юзефович), так что выходит вполне смотрибельно. Смотреть можно смело, тем более что, увы, ничего более достойного в российском кинематографе на тему Великой Войны найти невозможно.

f1

Документальный сериал «Великая и забытая»


ведущий — Виктор Правдюк (2010)

Вообще это 32 серии общей продолжительностью 1216 минут — солидный хронометраж. Однако посмотреть этот цикл телепередач однозначно стоит: по сути, это единственный адекватный русский документальный проект, дающий адекватную оценку действиям России в Первой мировой и довольно подробно (выше среднего уровня) рассказывающий о событиях того периода. Несмотря на длительность, смотреть сериал будет действительно интересно. Манера подачи очень неплохая (особенно если вам нравятся авторские исторические передачи Парфенова или что-то в духе BBC), а в целом сериал соответствует русской точке зрения на Первую мировую войну не меньше, чем эпопея с Браной соответствует английской, но при этом очень подробно описывает и события за пределами Восточного фронта. Любому, кто хочет ознакомиться с историей войны, настоятельно рекомендуется к просмотру, однако интересно будет смотреть даже специалистам: уж очень хороша и проработана источниковая база, даже лучше, чем принято за рубежом. Принимая во внимание то, что приличных художественных фильмов о России в Первой мировой нет, определённо стоит посмотреть этот документальный сериал.

f1

Если вам понравился этот материал, пожалуйста, поблагодарите «Спутник и Погром»

sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой – sputnikipogrom.com/ww1 – спутник первой мировой –