«Сейчас не XV век — нельзя ездить по миру, ставить свой флаг и говорить „мы заняли эту территорию“».
— Питер Маккей, министр иностранных дел, обороны и юстиции Канады, 2007 год
«Там, где однажды поднялся российский флаг, он уже опуститься не может».
— Николай I
26 августа 2014 года глава МИД Канады Джон Бэрд в интервью датской газете «Berlingske» заявил о готовности воевать с Россией «за сохранение суверенитета». Речь идёт, конечно, не о Квебекской Народной Республике, а об арктических территориях. Подобное заявление может удивить неподготовленного наблюдателя, те же, кто следят за темой, знают, что история тянется ещё с 2001 года (а если вдаваться в детали, много раньше), когда Россия впервые заявила о территориальных претензиях на арктический пирог. Это ещё один гвоздь в крышку гроба привычного нам мира, где страны СНГ — братья, либеральная оппозиция — наша последняя надежда, а Канада — весёлая страна американских русских с хоккеем, французами и кленовым сиропом.
Вызов брошен
7 лет назад, до войны с Грузией, Олимпиады, Крыма, санкций и Новороссии произошло событие, которое начало рушить постсоветское устройство мира и ознаменовало начало новой колониальной «Большой игры». Примечательно, что в этот раз зачинщиком выступила Россия, обычно стоявшая в стороне от территориальных делёжек. 2 августа 2007 года две русские субмарины — «Мир» и «Мир-1» — опустились на дно Северного Ледовитого океана (4 километра под водой) и установили в точке географического Северного полюса титановый флаг России. Давайте вспомним, как это было:
Целью экспедиции было доказать, что хребет Ломоносова (в районе которого, по некоторым оценкам, находится около 22% мировых запасов углеводородов) является продолжением Сибирской континентальной платформы, что, в соответствии с международным морским правом, позволило бы России включить его в состав своего континентального шельфа и получить эксклюзивное право разрабатывать находящиеся на его территории полезные ископаемые. «Российские» «оппозиционеры», естественно, написали тогда много острот, фельетонов и тонких шуточек по поводу флага на дне океана. «Американские» (и канадские) партнёры«, как видно из репортажа, тоже пытались хохмить, однако в силу того, что у них есть мозги и стратегическое мышление, шутки были натянуты. Все поняли, что положено начало новой гонке технологий, вооружений и делёжки территорий. На кону огромные запасы ресурсов, а тот, кто контролирует спайс, — контролирует Вселенную.
Всё дело в том, что, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которую ратифицировали все арктические державы, кроме США, страна, имеющая границу с Арктикой, имеет право претендовать на 200-мильную исключительную экономическую зону, которая может быть расширена до 350 миль в том случае, если получится убедить Комиссию ООН по границам континентального шельфа, что дно, простирающееся за 200-мильной зоной, является продолжением материкового шельфа данной страны. Хребет Ломоносова теоретически может являться продолжением шельфа сразу нескольких стран.
Перенесёмся на 7 лет вперёд. Уже не до смеха. На хребет претендуют теперь, помимо России, Канада с Данией, все 5 арктических государств (помимо 3 вышеуказанных, ещё Норвегия и США) проводят политику милитаризации региона и приняли арктические стратегии, присматриваются к лакомой территории и другие мировые державы. Канада и Дания дружно, дерзко и по очереди поднимают национальные флаги на острове Ганса близ Гренландии во время военных учений. Норвегия претендует на расширение своей 200-мильной зоны за счёт прилегающих морей и их шельфов. Канада и США оспаривают границы в море Бофорта. Есть предпосылки и для других территориальных претензий. Россия вкладывает в восстановление арктических баз и создание северной группировки войск десятки миллиардов рублей. Канада готовится строить армейские ледоколы и военную базу, США заявляют, что после Крыма Россия придёт за Арктикой, и проводят совместные учения с канадской армией. Теперь мы смотрим вот такие репортажи:
В кои-то веки похоже, что Россия готовится к чему-то заранее, мысля стратегически, а не в последний момент, когда жареный петух клюнет в причинные места. По телевизору уже объясняют, почему Арктика нам нужна и важна. Войска уже создаются. Инфраструктура и научные исследования уже финансируются. И это при том, что до потенциальных «белых человечков» на Северном полюсе ещё долгие годы. Ещё должны подтаять льды, ещё должны кончиться все аргументы в Комиссии ООН, ещё должны появиться доступные технологии добычи ископаемых с этих глубин. Но в обозримом будущем этот очень холодный регион может стать очень горячей точкой. И нам важно не упустить его, как те же Гавайи. Ведь, помимо экономики, геополитических амбиций и вечной русской территориальной экспансии, на нашей стороне, как нередко водится, история.
Север — наш!
Имена русских исследователей Арктики навеки вписаны в историю мировых географических открытий, их именами пестрит карта мира. Ещё в середине XVI века русские поморы и землепроходцы, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. Семён Дежнев первым прошёл морем из Ледовитого океана в Тихий, доказав существование пролива, разделяющего Азию и Америку. В честь братьев- исследователей Лаптевых названо море. Витус Беринг покорил льды и исследовал северную часть территории Сибири от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки, первым нанес на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Семён Челюскин проехал и описал северное побережье Таймыра, где выявил северную оконечность Азии. Федор Литке определил в Беринговом море важнейшие пункты берега Камчатки, описал ранее не известные Карагинские острова, остров Матвея и берег Чукотской Земли, Каролинский архипелаг. По идее Степана Макарова в Англии был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак». Георгий Седов, заплативший за поход жизнью, и сопровождавшие его матросы Григорий Линник и Александр Пустошный на трех собачьих упряжках вышли к Северному полюсу. Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде. Николай Зубов впервые в истории обогнул с севера Землю Франца-Иосифа. Советские полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, Владимир Воронин поставили в своих экспедициях множество арктических рекордов. Эти и многие другие имена сейчас незаслуженно мало вспоминают, а ведь история каждого из них — готовый сюжет оскароносного байопика. Ну и, конечно, хребет Ломоносова открыла советская высокоширотная экспедиция в 1948 году. Её научным руководителем был геофизик Михаил Острекин.
Очень холодная война
Перспектива конфликта толкает арктические страны на милитаризацию региона. О потенциальных противниках хорошо говорит карта из журнала «TheTimes», на которой видны текущие границы 200-мильной зоны (красный пунктир) и территориальные претензии. И они пересекаются как раз там, где Россия поставила на дно флаг. УПС. Стоит отметить, что Норвегия и США пока выжидают, но это не особо важно: по словам экспертов, война в Арктике станет войной с НАТО, а у США самая сильная группировка войск в регионе.
Кликните для увеличения
Рассмотрим, с чем мы будем иметь дело в случае вооружённого конфликта.
Канада
Северные и слабо населённые регионы Канады охраняют специальные подразделения — канадские рейнджеры. Это интересная структура, состоящая преимущественно из эскимосов, индейцев и канадских метисов. Они охраняют границу, ведут разведку, их численность составляет около 5 000 человек. Между тем в последнее время на военных учениях рейнджеры отрабатывают оборону и наступление вместе с регулярной армией и военными США. Вся же армия Канады насчитывает около 50 000 человек, 2 700 единиц боевой техники, 150 единиц артиллерии, 62 корабля, 4 субмарины и пару сотен самолётов и вертолётов. Впрочем, важно понимать, что далеко не все из них готовы к арктическим операциям. Вообще планов у канадской армии много: планируется вложить до 100 миллиардов долларов в её переоснащение. Новые корабли, самолёты, дроны, техника, большая часть — заточенная под Арктику. Помимо этого, озвучены идеи о создании сети «хабов» в арктических регионах для быстрой передислокации армейский подразделений. Кроме того, проводятся регулярные военные арктические учения совместно с США, озвучены планы по постройке арктической базы на острове Корнуоллис, открытию в Резолют-Бей нового армейского центра по подготовке войск к ведению боев в арктических условиях и созданию глубоководного порта на северной оконечности острова Баффин-Айленд. Также в 2011 году Канада начала строительство 28 кораблей, в том числе и военных, способных плавать в арктических широтах и нести многоцелевые вертолёты. Размах реформ тормозит экономический кризис и многие планы пока остаются на бумаге: так, недавно армия отказалась от закупки партии арктических бронемашин из-за нехватки средств. Так что в гонке вооружений Канада пока отстаёт.
США
Зато не отстаёт самая сильная армия мира. Говорить об общей численности армии США мы не будем, остановимся лишь на их арктических войсках. В случае войны на переднем рубеже окажутся войска Аляски, штата, подарившего нам Сару Пейлин. В их распоряжении около 16 000 солдат, 4 000 членов Национальной гвардии, 2 военных аэродрома для быстрой переброски авиации и несколько десятков боевых самолётов «на местах». Чего у американцев практически нет, так это кораблей, приспособленных к арктическим условиям. Именно поэтому США всё чаще проводят учения вместе с Канадой и их ледокольным флотом. Впрочем, это не мешает американским подлодкам с возрастающей частотой заходить в район Северного полюса. Также США разрабатывают планы по созданию постоянных баз в Арктике, наращивают силы ПВО и отрабатывают «защиту» буровых установок от подозрительных подводных лодок при помощи авиации.
Дания
Эта маленькая страна не представляет военной угрозы для России. Тем не менее, и она усиливает армию в регионе, а именно в Гренландии. Еще в 2009 году Дания объявила о создании особого арктического военного командования и сил быстрого реагирования, способных действовать в суровых северных условиях. Также министерство обороны Дании в конце прошлого года заказало новый военный корабль класса «Кнуд Расмуссен» для операций в Гренландии и во всем регионе Арктики. Тем не менее, всё, чем может похвастаться Дания, — пара сотен человек арктического спецназа, меньше десятка судов и вертолётов. Но военный бюджет страны растёт, планируется закупка новых фрегатов и вертолётов. По соседству с датской базой в Гренландии также расположена авиабаза США Туле, так что недооценивать военный потенциал региона не стоит.
Норвегия
Норвегия до последних событий с санкциями считалась хорошим союзником России в Европе и даже негласно поддерживала её притязания на хребет Ломоносова. Но власти и этой страны делают символические жесты. Так, например, ставка командования была перенесена за полярный круг, а фокус национальной политики в отношении обороны переместился с защиты всей страны на защиту арктических интересов Норвегии. Происходит передислокация войск с юга страны на север. В случае столкновений Норвегия может рассчитывать на механизированную бригаду «Nord» в составе 4 000 человек, пару десятков самолётов и свой перевооружающийся флот в составе 70 единиц, среди них 6 подлодок и 5 тяжёлых фрегатов и шпионский корабль стоимостью 250 миллионов долларов, напичканный электроникой и предназначенный для слежки за Россией (доверяй, но проверяй, как говорится). Впрочем, слежка пока не мешает продаже «Роснефти» технологий для бурения на шельфе.
Помимо этих стран, к Арктике присматриваются и начинают включаться в гонку Великобритания, Германия, Южная Корея, Франция, Швеция, Финляндия, Нидерланды и Китай. Пока они строят гражданские ледоколы и/или участвуют в военных учениях. Теперь посмотрим, что делает Россия.
Россия
По поручению президента Путина к концу этого года вооружённые силы должны закончить формирование частей и развёртывание военной инфраструктуры в Арктике. Речь идёт не только о потенциальной защите хребта Ломоносова, но и о всём российском арктическом побережье. Это и ставшая актуальной рыба, и другие залежи нефти и газа, и стратегический Северный морской путь, ценность которого, по некоторым исследованиям, сильно возрастёт в ближайшие десятилетия из-за таяния льдов, а грузооборот на этом направлении растёт уже сейчас. В состав новой арктической группировки войск войдут Северный флот, арктические бригады, части ВВС, ПВО и органы управления. Кроме того, в феврале прошлого года была утверждена «Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Документ предусматривает создание и развитие береговой охраны в Арктической зоне, создание комплексной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, развитие системы аварийно-спасательной готовности, разработку единой национальной системы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
В Арктике начато восстановление аэродромов: Тикси, Североморск-1, на Земле Франца-Иосифа и военной базе на Новосибирских островах реанимируют аэродромы и причальные сооружения, отремонтирован и введен в эксплуатацию аэродром «Темп». В будущем планируется восстановить еще ряд северных аэродромов: в городах Нарьян-Мар, Алыкель, Амдерма, Анадырь а также в поселке Рогачево и на погранзаставе Нагурское. В марте этого года были проведены учения с высадкой 350 десантников на Новосибирские острова, отрабатывали захват аэродрома. В апреле 50 десантников спустились на дрейфующие льды у Земли Франца-Иосифа. Разрабатывается и новый арктический вертолёт. По словам экспертов, в случае конфликта главную скрипку будет играть флот, поэтому стоит также ожидать закладки новых военных кораблей и субмарин для Северного флота. Кроме того, к 2015 году анонсировалось создание 10 «хабов» двойного назначения, аварийно-спасательных и военных, по аналогии с канадскими, и шести военных городков.
О точной численности структуры говорить пока рано, но можно прикинуть. По слухам, в состав новой структуры могут войти 200-я отдельная Печенгская мотострелковая бригада и 3-й отдельный полк морской пехоты Тихоокеанского флота на Камчатке. Это порядка 5 тысяч человек, 40 танков, сотни БТРов и 70 единиц артиллерии. Также шла речь о создании специальной арктической группировки ВВС из 12 вертолетов и двух самолетов. Шла речь и о специальных арктических бригадах с заточенными под северные условия оружием, экипировкой и техникой. Они должны появиться к 2015 году, пока непонятно, будут ли это новые соединения или они будут создаваться на основе существующих. Вишенкой на торте является, конечно, Северный флот с десятками кораблей и нашим единственным авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», береговыми войсками, авиацией и подлодками. Но что из этого будет использовано непосредственно для арктических операций — неясно. К тому же многие самолёты, корабли и субмарины находятся в плачевном состоянии, а общая численность войск на севере все последние годы сокращалась.
Также у России есть огромное преимущество над конкурентами — ледокольный флот, обеспечивающий проход военных кораблей в сложно доступные регионы. Сейчас в нём 37 кораблей, для сравнения: у Канады, имеющий среди арктических держав второй по численности ледокольный флот, их 6. Осознавая это преимущество России, остальные страны активно включаются в строительство новых ледоколов.
Учения Северного флота в Арктике
Освоение севера
Впрочем, одним завоеванием дело не заканчивается. Встаёт вопрос разведки и добычи ресурсов, научных исследований. По поводу разведки информация в сети самая разная. Одни говорят, что она толком не ведётся, другие — что всё давно разведано ещё при СССР, третьи — что разведка ведётся, а данные засекречиваются. Автор этой статьи склоняется к последнему варианту: во-первых, это чуть ли не главный столп стабильности РФ, во-вторых, засекречиванием месторождений занимаются и многие иностранные компании. В прессе регулярно проскакивают сообщения об открытых огромных месторождениях нефти или газа, а затем любые упоминания о них теряются, словно и не было. История из личного опыта, к которой можно относиться как к байке и не верить, но вот что по пьяни рассказывал знакомый американский нефтяник. Как-то раз они работали на местности и открыли огромное месторождение нефти. Информацию передали в головной офис корпорации. Уже через полчаса на площадке появились чёрные вертолёты с чёрными человечками, которые по-хорошему посоветовали забыть о существовании находки. Надеваем шапочку из фольги.
Добыча. Тут тоже непонятно. Одни эксперты говорят, что без западных технологий Россия не потянет такие проекты, а ввиду возможного противостояния в Арктике нынешние санкции могут показаться детским лепетом. Другие говорят, что со скрипом, но российская промышленность справится, да и технологии можно купить у азиатов. Американцам, например, пока не везёт. Тем не менее, добывать нефть можно хоть с глубины 10 километров под водой. Небольшое научно-популярное отступление:
Наконец, исследования. Тут работа ведётся. Это и регулярные экспедиции на ледоколах, и последующие опыты, и ледовый лагерь «Барнео», и уникальный проект Русского географического общества «Арктический плавучий университет». Университетом стало научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов» — единственный в Европе корабль, совмещающий в себе уникальную лабораторию для проведения научных изысканий и практическую базу по подготовке специалистов-исследователей. Обучение объединяет специалистов из разных стран, в ходе экспедиций корабль посещает территории почти всех арктических держав. Вот тут можно почитать дневники экспедиций, весьма интересно.
Готовимся к зимовке
Вывод можно сделать один: через пару десятков лет этот регион, скорее всего, станет точкой очень холодной войны, возможны резкие потепления. Геополитические расклады могут ещё 10 раз поменяться, но очень показательно, что на фоне риторики о скором отмирании нефтяной и газовой отрасли и переходе на электродвигатели и прочее зелёное топливо, западные страны лишь усиливают притязания на арктические богатства. Скорее всего, никто в здравом уме при остром конфликте не будет нам продавать необходимые для добычи технологии, а значит, мы снова возвращаемся к вопросу о необходимости перевооружения промышленности. Потребуются и дополнительные вливания в оборонку для разработки вооружений и техники, приспособленных к суровым погодным условиям. Нужно готовить специалистов, которые будут обеспечивать арктическую инфраструктуру. Задача властей и русских националистов — не слить эту гонку, не дать «западным партнёрам» себя заболтать, чётко отстаивать национальные интересы в Арктике. Всё только начинается.
Во время похорон шел снег. Дул сильный ветер, обычный в этой богом забытой арктической пустыне. К северу от места погребения вздымались отвесные черные скалы, столь же неприступные, как горы на Луне. Свет фонарей, горевших на «Эребусе» и «Терроре», еле пробивался сквозь снежную мглу. Время от времени из-за стремительно несущихся облаков выглядывал краешек холодной луны, но даже тусклый, бледный лунный свет быстро мерк в темноте за плотной завесой снега. Боже мой, сей мрачный, безотрадный край поистине сравним с преисподней. Дэн Симмонс, «Террор»